1. Что вы чувствуете, когда смотрите на это произведение (орнамент, игрушку и т.д.)?
2. Что делает это произведение красивым? Как добился этого мастер?
3. Какие элементы больше всего выделяются? Что в них примечательного?
4. Для чего нужно это произведение (вещь)?
5. Где чаще всего это произведение можно увидеть?
6. К какому виду декоративно-прикладного искусства относится это произведение?
7. Из чего сделано это произведение? Из каких материалов?
8. С помощью какой техники (техник) выполнено это произведение?
9. Какие цвета присутствуют в произведении? Гармонично ли сочетание цветов? Какой цвет (цвета) наиболее важные?
10. На какую геометрическую форму похоже это произведение?
11. Какие геометрические формы можно увидеть в произведении?
12. Какие элементы повторяются в произведении?
13. Используется ли орнамент в этом произведении? Какой?
14. Где расположен орнамент?
15. Каков характер орнамента (геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный)?
16. Какова его композиция?
17. Какие разновидности данного вида искусства существуют?
18. Что их объединяет? Чем они похожи и чем отличаются?
19. Понравилось ли вам это произведение? Что бы вы в нем изменили?
20. Хотели бы вы иметь такое произведение у себя дома?
21. Хотели бы вы сами создать такое произведение?
Беседа. Педагог рассказывает об особенностях того или иного промысла, чтобы дети смогли прочувствовать традиции, передаваемые из поколения в поколения и ощущаемые в любом произведении народных мастеров.
На таких занятиях могут использоваться слайды, фотографии, плакаты, схемы, отражающие этапы изготовления изделий декоративно-прикладного искусства. Главное заинтересованность самого педагога. Только в атмосфере творчества и сотворчества можно раскрыть суть произведения, декоративного образа.
|
Принципы ознакомления дошкольников с произведениями декоративно-прикладного искусства:
1. Народное искусство доступно, понятно и интересно дошкольникам, поскольку особенности развития народного искусства, его символики во многом отражены и в детском творчестве.
2. Народное декоративно-прикладное искусство широко используется в оформлении детского сада. Это народная игрушка (дымковская, филимоновская, тверская, богородская, предметы с хохломской, городецкой, жостовской росписью и пр.). В каждом детском саду имеются разные предметы русского народного декоративно-прикладного искусства, а также народов нашей страны.
3. Элементы различных росписей используются для создания дидактических игр и пособий.
4. С помощью различных росписей дети более глубоко и наглядно знакомятся со знаково-символической функцией цвета и символикой растительного, животного мира, неживой природы.
5. Для обучения и формирования детского декоративного творчества используются только подлинные предметы народного искусства и их изображения (фотографии, слайды).
Для ознакомления с декоративно-прикладным искусством сначала выбираются знакомые образы, украшенные геометрическим узором (полосы, круги, кольца, точки). Эти виды проходят через все возрастные группы, но расширяется содержание, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции каждого вида. Воспитатель все время возвращается к знакомому виду. Затем привлекаются виды с растительным узором (городец, хохлома, жостово).
|
Работа строится в следующих направлениях:
- знакомство детей с определенным видом народного декоративно- прикладного искусства, с некоторыми сведениями о промысле, содержанием, их назначением, материалами, характерными признаками, средствами выразительности;
- знакомство детей с различными видами орнаментов: геометрическим, растительным, зооморфным, антропоморфным, комбинированным;
- изучение законов построения различных композиций орнаментов.
Основная цель такой работы — формирование эстетических представлений у дошкольников об особенностях народного декоративно-прикладного искусства, его видах и специфике различных росписей.
При этом решаются следующие задачи:
- учить различать виды декоративно-прикладного искусства;
- знакомить с промыслами и их особенностями;
- изучать разнообразие и свойство материалов, используемых в различных видах декоративно-прикладного искусства;
- учить сравнивать реальные и стилизованные образы;
- учить выделять средства выразительности.
Занятия-повторения. Дети повторяют материал, который они уже изучали. Целесообразно вносить изменения, усложнения, рассматривать аналогичные произведения, чтобы дети учились анализу произведений, умели определять выразительные средства.
Игра как форма ознакомления доступна и многофункциональна.
Сюжетно-ролевые игры.
«Ярмарка мастеров» (для детей старшего дошкольного возраста). Дети выступают в качестве народных умельцев, каждый из которых представляет свой промысел, свое ремесло. На ярмарке нужно не только продать свой товар, но и его прорекламировать, рассказать о нем, чтобы заинтересовать покупателей. На протяжении всей игры звучат песни, проводятся конкурсы.
|
«Мастерицы» (для детей старшего дошкольного возраста). Дети делятся на «мастериц», которые занимаются изготовлением различных поделок, «царя», выступающего в качестве ведущего и управляющего процессом игры, «царевичей», которые должны выбрать себе мастерицу, способную выполнить какое-либо задание.
Дидактические игры.
Игры-вкладыши:
«Собери посуду» (для детей разных возрастных групп). Детям предлагается из отдельных элементов составить набор посуды, сохранив при этом рисунок и колорит.
«Подбери узор» (для детей разных возрастных групп). В набор игры включается плотная основа, в которой сделаны прорези в виде различных мотивов и отдельно элементы этих мотивов. Детям необходимо соотнести элементы с основным рисунком, чтобы получить целостное изображение.
«Рукавички для зайки» (для детей младшего дошкольного возраста). Цель — учить детей соотносить крупные детали разной формы с основой, чтобы заполнить недостающие элементы. При этом важно подобрать детали и по форме, и по цвету.
Игры с карточками:
«Где, чей домик» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста). В набор входят карточки с изображением различных предметов народного декоративно-прикладного искусства. Детям необходимо классифицировать карточки таким образом, чтобы разделить их по промыслам.
«Как работают мастера» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста). Игра направлена на формирование умения детей определять последовательность этапов создания того или иного произведения.
«Что из чего» (для детей старшего дошкольного возраста). Дети учатся определять особенности создания различных произведений, соотнося с материалами, из которых они могут выполняться.
«Где чей узор» (для детей среднего и старшего возраста). Цель игры — формировать умение выделять характерные особенности у различных росписей и объединять карточки с изображением расписных изделий по ведущим признакам.
«Одень Аленку» (для детей разных возрастных групп). В набор входит кукла и различные варианты национальных костюмов. Детям необходимо полностью подобрать костюм, который соответствовал бы определенной национальности. При этом важно подобрать и атрибуты костюма.
«Укрась тарелки» (для детей разных возрастных групп). Детям предлагаются заготовки различной формы тарелок и набор элементов узора, необходимо расположить узор на тарелке.
Игры с игровым полем:
«Путешествие по промыслам» (для детей старшего дошкольного возраста). На игровое поле схематично нанесены пути, ведущие от разных сел, где развит определенный промысел. Игрокам необходимо, преодолев все препятствия, дойти до города и «довезти» свой товар, выполнив различные задания.
«Викторина по промыслам» (для детей старшего дошкольного возраста). Это тип электронной викторины, в набор которой входят цветные карточки с изображением предметов народного искусства и промыслов, к которым они относятся. Детям необходимо сопоставить их. В случае правильного выбора загорается лампочка.
«Что случилось у Маруси» (для детей старшего дошкольного возраста). Дети должны помочь Марусе, которая растеряла все глиняные игрушки. Но это можно сделать в том случае, если пройти все испытания и ответить правильно на все вопросы.
Игры-пазлы.
Игры-конструкторы, которые позволяют из отдельных элементов собрать различные предметы народного искусства.