Исследователь, название работы | Основные положения | |
Конец XIX — начало XX в. | ||
В. Прейер1. Душа ребенка | Процесс развития детского рисунка непосредственно связан с психологическими мотивами ребенка. На каждом возрастном этапе эти мотивы приобретают свою, неповторимую окраску | |
К. Риччи2. Искусство ребенка | Дети в начале творческого пути, еще ничего не умея, пытаются рисовать предметы достаточно сложной формы. Одной из любимых тем для детей становится изображение человека. Детские рисунки отличаются от работ художников техническим несовершенством и своеобразной передачей формы. Это связано с тем, что у детей отсутствует изобразительный опыт, а потому рисунок становится для них неким изобразительным рассказом, в котором они отображают не то, что наблюдают в окружающем мире, а то, что знают о его предметах и объектах | |
К. Бюллер3. Духовное развитие ребенка | Речь оказывает непосредственное влияние на рисование детей, поэтому рисунок выражает обобщенный смысл, а не образы, созданные на основе чувственного познания окружающего. Детское рисование развивается в направлении, не свойственном для изобразительной деятельности, и в период полного овладения связной речью якобы затухает, подавленное более мощным средством выражения понятий — речью | |
Ж. Люке4. Детский рисунок | Детское рисование, как игра, направлено на создание изображения, в котором дети выражают свои впечатления, ощущения, чувства доступными средствами. Рисунок создается на основе представлений, которые в отношении к рисунку | |
Продолжение табл. 1
Исследователь, название работы | Основные положения |
играют роль «внутренней модели». «Модель» стоит между действительностью и детским рисунком. Восприятие, дающее ребенку все новые и новые данные о действительности, воздействуют и на рисунок благодаря изменению представлений. Влияние это не прямое, а опосредствованное. Из-за того что представления ребенка достаточно стабильны, рисунок становится схематичным. В детском творчестве наблюдается стадийность развития: стадии случайного, неудачного и интеллектуального реализма | |
К. Лампрехт5. Собирайте рисунки детей | Этапы в детском творчестве соответствуют культурно-историческим периодам развития искусства |
Г. Кершенштейнер6. Развитие способности к рисованию | В искусстве первобытных и современных малокультурных народов можно усмотреть некоторые черты сходства с детскими рисунками. Простейшие орнаменты на сосудах первобытных народов напоминают первые ритмичные рисунки детей. Изображения предметов в произведениях первобытного искусства крайне обобщены по форме, схематичны. Существуют единые законы развития изобразительной деятельности детей, не зависимые ни от каких внешних условий и обстоятельств |
Ф. Чижек7. Детское искусство | Основой обучения является самостоятельное творческое развитие детей, без какого-либо педагогического воздействия. Для этого важно создать условия, при которых дети имели бы возможность расти и свободно развиваться |
Ф. Итало8. Художественное воспитание раньше и теперь | Экспериментирование, игра, свобода от постоянного руководства взрослых, применения сенсорных методов, уменьшение формализма в классе начали |
Продолжение табл. 1
|
Исследователь, название работы | Основные положения |
проникать в элементарную школу вместе с повышением роли искусства | |
Л. Тедд 9. Новый путь художественного воспитания юношества и детей | Обучение рисованию маленьких детей целесообразно начинать, используя для этого всевозможные упражнения, заключающиеся в нанесении различных линий, изображении геометрических форм. При этом необходимо учить рисовать двумя руками одновременно с целью развития обоих полушарий головного мозга и тактильной памяти. После того как дети овладеют широкими формообразующими движениями, они начинают осваивать более мелкие движения |
М. Монтессори 10. Дом ребенка. Метод научной педагогики | В основе развития детского творчества должна лежать система упражнений, направленная на развитие у детей сенсорных процессов путем тренировки различного рода ощущений в изолированном виде. Важно систематично и целенаправленно обучать детей начиная с раннего периода. Свободный рисунок обусловливает появление ужасных рисунков |
Второе — четвертое десятилетия XX в. | |
Г.Вельфлин 11. Основные понятия истории искусства. Проблема эволюции стиля в новом искусстве | Основа искусства заключается в особенностях проявления таких категорий, как линейность, красочность, простран- ственность и плоскость, закрытость и открытость форм, многообразие и однообразие средств. И в этом случае содержание самого искусства остается без внимания, а все произведение предстает как совокупность отдельных признаков, свойств и отношений |
Г. Гартлауб 12. Гений в ребенке | Ребенок находится во власти природы — материнского космоса, и потому его творчество бессознательно. Не ребенок создает рисунки, а сами они |
|
|
Окончание табл. 1
Исследователь, название работы | Основные положения |
рождаются из-под его рук. В душе ребенка возникают переживания, которые выражаются в линии, плоскости, объеме, пространстве. Для малыша его рисунок означает рождение нового предмета, его творчество создает новую действительность. Ребенку чуждо и не нужно сравнение своего рисунка с действительностью | |
А. В. Бакушинский 13. Художественное творчество и воспитание | Творчество развивается не под влиянием познания окружающего, а в результате накопления родового опыта, инстинкта. В ответ на впечатления от воздействия окружающего из глубины психики ребенка сами собой всплывают соответствующие образы, обусловленные родовым фактором, подсознательным стимулом |
1. Прейер В. Душа ребенка: Пер. с нем. — СПб., 1912.
2. Риччи К. Дети — художники. — М., 1911.
3. Бюллер К. Духовное развитие ребенка. — М., 1924.
4. Люке Ж. Детский рисунок. — Париж, 1927.
5. Лампрехт К. Собирайте рисунки детей. — М., 1909.
6. Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. — М., 1914.
7. Чижек Ф. Детское искусство. Chejak F. Children's art. — New Jork, 1961.
8. Итало Ф. Художественное воспитание раньше и теперь // Искусство в школе. — 1969. - № 5.
9. Тэдд Л. Новый путь художественного воспитания юношества и детей. — М., 1907.
10. Монтессори М. Метод научной педагогики, примененный к детскому воспитанию в домах ребенка. — М., 1918.
11. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусства. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. — М.; Л., 1930.
12. Гартлауб Г. Гений в ребенке. — Бреслау, 1922.
13. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. — М., 1925.
Япония. В отличие от американских школ художественное воспитание здесь было ориентировано прежде всего на развитие эстетического восприятия, основанного на формировании перцептивных действий. Практические занятия, называемые уроками созерцания, служили основой для последующего творческого становления детей. На этих уроках они учились вслушиваться и всматриваться в среду, которая их окружала, чтобы получить как можно больше эстетических впечатлений, на основе которых создавались художественно-выразительные образы. Эта система обучения уникальна тем, что ребенок учится не только познавать мир, но и себя в этом мире, он становится гармоничным с этим миром, растворяясь в нем и оставаясь при этом личностью. Однако такой подход обусловлен многовековыми традициями японской культуры, поэтому далеко не каждая школа может полностью скопировать эту систему в своей практической деятельности.
Россия. С конца 20-х гг. XX в. и до военного периода теория свободного воспитания постепенно теряла своих сторонников. На первый план выступал аспект обучения детей основам искусства.
Взаимодействие обучения и творчества отмечается в трудах зарубежных и российских исследователей детского творчества и в более поздний период (табл. 2).
Таблица 2