Этап сенсомоторной подготовки




 

Прежде чем ребенок приступит к освоению пространства листа для нанесения каких-либо изображений, он должен быть готов пси­хофизически к данному виду деятельности. Ему необходим не толь­ко опыт в зрительно-осязательных ощущениях, проявляющийся в способности выделять очертания предметов, их отдельные признаки, но и тактильно-двигательный опыт, обусловленный умением ребен­ка сидеть, ползать, держать в руке предмет.

Стадия зрительной рефлексии. В этот период ребенок оказыва­ется способным реагировать на цветовые раздражители. Очень важно, чтобы взрослый не погружал ребенка в хаотичную бессистемную, бездумную цветовую гамму, а подбирал гармонично сочетающиеся цвета для окружающего пространства малыша. Ведь для него это не­обходимо, поскольку он как носитель изначальной гармонии, являю­щейся некой предрасположенностью видеть красоту, вмещает в свой внутренний мир огромный творческий потенциал, который может никогда не реализоваться, если на каждой стадии творческого раз­вития ребенка не будут активизированы его составляющие.

 

Попадая в негармоничную цветовую среду, ребенок начинает вести себя беспокойно. Очень часто родители находят для себя только один ответ: «У него что-то болит», — но, выяснив, что с физическим состоянием малы­ша все в порядке, взрослые оказываются в тупиковой ситуации. Многие начинают паниковать, кто-то раздражается, начинает укачивать ребенка, трясти его на руках, а малыш не успокаивается. Конечно, причин такого поведения множество, но, как показывает практика, одна из них — цветовое окружение, на которое мы меньше всего обращаем внимание. И как только мы его меняем (переносим ребенка из кроватки в коляску, из одной комна­ты в другую, прижимаем к себе, и он увлекается цветочками на домашней одежде и т.п.), изменяется поведение малыша. Создавая цветовое простран­ство для малыша, нужно учитывать ряд факторов: форму, размер комнаты; расположение окон в зависимости от частей света; пол малыша; функцио­нальный компонент комнаты и т.д. В каждом отдельном случае комбинация цветов и оттенков может быть различной. Единственное условие — цветовой или тоновой контраст, чтобы избежать эмоциональной утомляемости от цветового однообразия.

 

На этой же стадии ребенок учится выделять цвета, причем перво­начально он реагирует на яркие локальные цвета. В два месяца мож­но давать три цвета (красный, синий, желтый) как основные цвета, способствующие смешению всех остальных оттенков, позднее коли­чество цветов и оттенков увеличивать. Цветовые карточки, выпол­ненные в виде каких-либо силуэтов, или игрушки целесообразно располагать на таком уровне, который был бы доступен малышу, на­пример на бортиках кроватки, на стене (как на уровне взрослого, при условии что ребенок находится на руках, так и на уровне самого ребенка, когда он начнет ползать). Цветовые карточки необходимо помещать в разных местах, чтобы малыш не ассоциировал цвет толь­ко с каким-либо одним местом или предметом.

 

Когда мы целенаправленно обращаем внимание ребенка на цвет предмета, силуэта, игрушки и т.д., он очень быстро начинает реф­лектировать и выделять отдельный цвет из множества других. Но эта способность развивается постепенно. Сначала мы только указываем на цвет {«Посмотри, какая красная бабочка на стене»), причем делаем это неоднократно. Через определенный отрезок времени пред­лагаем ребенку самому показать тот или иной цветной объект. Что­бы ребенок научился выделять какой-либо цвет, запомнил его с по­мощью зрительного и слухового анализаторов, необходимо не менять местоположение цветовых карточек (силуэтов и т.п.). И тогда на основе динамического стереотипа у малыша сформируется зритель­ная оценка цвета. Чем раньше он научится выделять цвета, тем бы­стрее сможет давать характеристику окружающим его предметам, объектам, соответственно будет повышаться уровень его познава­тельного развития. Кроме того, игра с цветовыми карточками спо­собствует активизации психических процессов (восприятия, памяти, мышления и т.д.), что важно как для личностного развития, так и становления различных видов деятельности.

Стадия удержания инструмента. Ребенок пытается удержать инструмент (карандаш, фломастер, кисточку). Не стоит ждать, когда он сам найдет инструмент и начнет его изучать. Чем раньше произой­дет знакомство, тем быстрее наступит период изобразительных экс­периментов, что обусловит развитие мелкой моторики рук, способ­ствующей активизации речи и мыслительных операций.

На данной стадии необходимо создать условия, чтобы у ребенка появилась возможность выполнять орудийные действия с карандашом (кисточкой). Карандаш не должен быть остро заточенным, а гри­фель — твердым. В этом случае акварельные карандаши более всего подходят для работы. Чтобы ребенку удобнее было выполнять дей­ствия с кисточкой, черенок следует обрезать (сделать его короче) и закруглить его окончание с целью безопасности. Действия с кисточ­кой стимулируют развитие умения самостоятельно удерживать лож­ку в руке, поэтому навыки самообслуживания у малыша могут фор­мироваться уже на данной стадии.

Как правило, все манипуляции с карандашом имеют познаватель­ный характер. Для малыша важно «испробовать» все возможные варианты действия с тем или иным приспособлением для рисования (постучать, засунуть в рот, размахивать, бить по столу и многое дру­гое). Не стоит бояться, если карандаш или кисточку с краской ребе­нок потянет в рот, на сегодняшний день существует много канцеляр­ских товаров для малышей, которые не содержат опасных для орга­низма веществ. Но если ограничивать «маленького художника» в таком исследовании, он все равно тайком постарается это сделать. Лучше, если это произойдет под контролем взрослого, нежели сти­хийно. Пока эти «испытания» не перестанут быть интересными для ребенка, он не перейдет к изучению их изобразительных возмож­ностей. В этот период, даже если малыш случайно оставил след на бумаге, он может не придать этому большого значения, поскольку у него в данный момент иные потребности, не связанные с получени­ем изображения, (цв. вкл. рис. 3)

Рисунок на стадии удержания инструмента

Рис. 3. Результаты рисования карандашом

Стадия пачкания. В этот период ребенок знакомится с краской и кисточкой. Кисточку детям раннего возраста стараются совсем не давать, что абсолютно неверно, поскольку кисточка позволяет про­вести не только линию или поставить точку, но и сделать большое фактурное пятно, которое по своей образности более интересно ре­бенку. С кисточкой связан и другой материал — краски, дающие возможность отразить свое эмоциональное состояние. Характер маз­ков, цвет, композиционное расположение каракулей — все это по­могает определить особенности формирования изобразительно- выразительных образов в рисунке.

На стадии пачкания орудийные действия с кисточкой не направ­лены на получение какого-либо рисунка. Сначала малыш изучает строение кисточки, совершая те же манипуляции, что и при изучении карандаша. Когда взрослый предлагает опустить кисточку в стакан с водой или баночку с краской (гуашь), малыша привлекает сам про­цесс погружения кисточки в емкость. Ему интересно, что с помощью кисточки краска вынимается из банки, стекает, капает на бумагу, стол, одежду. Это приводит малыша в восторг, способствует изучению свойств материалов, необходимых для дальнейшей работы. Перво­начально он старается доставать как можно больше краски из баноч­ки и просто мазать все, что попадается ему под руку. И только на последующей стадии его привлекают следы от краски

Что еще немаловажно, изначально кисточку лучше давать широ­кую, поскольку тоненькая очень похожа на карандаш, и следы, ею оставляемые, однотипны и не позволяют создать большое пятно.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: