Прежде чем ребенок приступит к освоению пространства листа для нанесения каких-либо изображений, он должен быть готов психофизически к данному виду деятельности. Ему необходим не только опыт в зрительно-осязательных ощущениях, проявляющийся в способности выделять очертания предметов, их отдельные признаки, но и тактильно-двигательный опыт, обусловленный умением ребенка сидеть, ползать, держать в руке предмет.
Стадия зрительной рефлексии. В этот период ребенок оказывается способным реагировать на цветовые раздражители. Очень важно, чтобы взрослый не погружал ребенка в хаотичную бессистемную, бездумную цветовую гамму, а подбирал гармонично сочетающиеся цвета для окружающего пространства малыша. Ведь для него это необходимо, поскольку он как носитель изначальной гармонии, являющейся некой предрасположенностью видеть красоту, вмещает в свой внутренний мир огромный творческий потенциал, который может никогда не реализоваться, если на каждой стадии творческого развития ребенка не будут активизированы его составляющие.
Попадая в негармоничную цветовую среду, ребенок начинает вести себя беспокойно. Очень часто родители находят для себя только один ответ: «У него что-то болит», — но, выяснив, что с физическим состоянием малыша все в порядке, взрослые оказываются в тупиковой ситуации. Многие начинают паниковать, кто-то раздражается, начинает укачивать ребенка, трясти его на руках, а малыш не успокаивается. Конечно, причин такого поведения множество, но, как показывает практика, одна из них — цветовое окружение, на которое мы меньше всего обращаем внимание. И как только мы его меняем (переносим ребенка из кроватки в коляску, из одной комнаты в другую, прижимаем к себе, и он увлекается цветочками на домашней одежде и т.п.), изменяется поведение малыша. Создавая цветовое пространство для малыша, нужно учитывать ряд факторов: форму, размер комнаты; расположение окон в зависимости от частей света; пол малыша; функциональный компонент комнаты и т.д. В каждом отдельном случае комбинация цветов и оттенков может быть различной. Единственное условие — цветовой или тоновой контраст, чтобы избежать эмоциональной утомляемости от цветового однообразия.
|
На этой же стадии ребенок учится выделять цвета, причем первоначально он реагирует на яркие локальные цвета. В два месяца можно давать три цвета (красный, синий, желтый) как основные цвета, способствующие смешению всех остальных оттенков, позднее количество цветов и оттенков увеличивать. Цветовые карточки, выполненные в виде каких-либо силуэтов, или игрушки целесообразно располагать на таком уровне, который был бы доступен малышу, например на бортиках кроватки, на стене (как на уровне взрослого, при условии что ребенок находится на руках, так и на уровне самого ребенка, когда он начнет ползать). Цветовые карточки необходимо помещать в разных местах, чтобы малыш не ассоциировал цвет только с каким-либо одним местом или предметом.
Когда мы целенаправленно обращаем внимание ребенка на цвет предмета, силуэта, игрушки и т.д., он очень быстро начинает рефлектировать и выделять отдельный цвет из множества других. Но эта способность развивается постепенно. Сначала мы только указываем на цвет {«Посмотри, какая красная бабочка на стене»), причем делаем это неоднократно. Через определенный отрезок времени предлагаем ребенку самому показать тот или иной цветной объект. Чтобы ребенок научился выделять какой-либо цвет, запомнил его с помощью зрительного и слухового анализаторов, необходимо не менять местоположение цветовых карточек (силуэтов и т.п.). И тогда на основе динамического стереотипа у малыша сформируется зрительная оценка цвета. Чем раньше он научится выделять цвета, тем быстрее сможет давать характеристику окружающим его предметам, объектам, соответственно будет повышаться уровень его познавательного развития. Кроме того, игра с цветовыми карточками способствует активизации психических процессов (восприятия, памяти, мышления и т.д.), что важно как для личностного развития, так и становления различных видов деятельности.
|
Стадия удержания инструмента. Ребенок пытается удержать инструмент (карандаш, фломастер, кисточку). Не стоит ждать, когда он сам найдет инструмент и начнет его изучать. Чем раньше произойдет знакомство, тем быстрее наступит период изобразительных экспериментов, что обусловит развитие мелкой моторики рук, способствующей активизации речи и мыслительных операций.
На данной стадии необходимо создать условия, чтобы у ребенка появилась возможность выполнять орудийные действия с карандашом (кисточкой). Карандаш не должен быть остро заточенным, а грифель — твердым. В этом случае акварельные карандаши более всего подходят для работы. Чтобы ребенку удобнее было выполнять действия с кисточкой, черенок следует обрезать (сделать его короче) и закруглить его окончание с целью безопасности. Действия с кисточкой стимулируют развитие умения самостоятельно удерживать ложку в руке, поэтому навыки самообслуживания у малыша могут формироваться уже на данной стадии.
|
Как правило, все манипуляции с карандашом имеют познавательный характер. Для малыша важно «испробовать» все возможные варианты действия с тем или иным приспособлением для рисования (постучать, засунуть в рот, размахивать, бить по столу и многое другое). Не стоит бояться, если карандаш или кисточку с краской ребенок потянет в рот, на сегодняшний день существует много канцелярских товаров для малышей, которые не содержат опасных для организма веществ. Но если ограничивать «маленького художника» в таком исследовании, он все равно тайком постарается это сделать. Лучше, если это произойдет под контролем взрослого, нежели стихийно. Пока эти «испытания» не перестанут быть интересными для ребенка, он не перейдет к изучению их изобразительных возможностей. В этот период, даже если малыш случайно оставил след на бумаге, он может не придать этому большого значения, поскольку у него в данный момент иные потребности, не связанные с получением изображения, (цв. вкл. рис. 3)
Рисунок на стадии удержания инструмента
Рис. 3. Результаты рисования карандашом
Стадия пачкания. В этот период ребенок знакомится с краской и кисточкой. Кисточку детям раннего возраста стараются совсем не давать, что абсолютно неверно, поскольку кисточка позволяет провести не только линию или поставить точку, но и сделать большое фактурное пятно, которое по своей образности более интересно ребенку. С кисточкой связан и другой материал — краски, дающие возможность отразить свое эмоциональное состояние. Характер мазков, цвет, композиционное расположение каракулей — все это помогает определить особенности формирования изобразительно- выразительных образов в рисунке.
На стадии пачкания орудийные действия с кисточкой не направлены на получение какого-либо рисунка. Сначала малыш изучает строение кисточки, совершая те же манипуляции, что и при изучении карандаша. Когда взрослый предлагает опустить кисточку в стакан с водой или баночку с краской (гуашь), малыша привлекает сам процесс погружения кисточки в емкость. Ему интересно, что с помощью кисточки краска вынимается из банки, стекает, капает на бумагу, стол, одежду. Это приводит малыша в восторг, способствует изучению свойств материалов, необходимых для дальнейшей работы. Первоначально он старается доставать как можно больше краски из баночки и просто мазать все, что попадается ему под руку. И только на последующей стадии его привлекают следы от краски
Что еще немаловажно, изначально кисточку лучше давать широкую, поскольку тоненькая очень похожа на карандаш, и следы, ею оставляемые, однотипны и не позволяют создать большое пятно.