Стадия «самости» заключается в том, что ребенок накопил определенное количество зрительных образов, приобрел отдельные изобразительные навыки, и поэтому у него появляется потребность выразить свое отношение ко всему, что он воспринял, понял, запомнил. Наступает период синтеза, возникающего на основе пред- шестуют этапа анализа.
Если на предыдущих стадиях дети легко соглашаются дорисовать совместно с педагогом свои каракули, то на этой стадии они в большинстве своем отказываются от совместного творчества: «Я сам...» Если лишить дошкольников возможности на этой стадии самовыразиться, то все последующие знания могут просто не усвоиться, поскольку творческое развитие помимо этапов и стадий предполагает реализацию нескольких направлений:
- накопление;
- обобщение;
- сопоставление с имеющимся опытом;
- собственная интерпретация;
- расширение знаний, умений;
- подражание;
- уточнение;
- творческая инициатива;
- свободное владение техниками и материалами, творческое фантазирование.
Поэтому очень важно с точки зрения качественного овладения ребенком основами изобразительной грамоты организовывать педагогический процесс так, чтобы после длительного периода накопления первого опыта в области рисования дошкольник проявил самостоятельность при выполнении работы. Ведь самостоятельность, один из критериев творчества, характеризует степень свободы личности не только в оценке воспринимаемых явлений действительности, но и в передаче внутренних ощущений, возникающих в процессе создания образов, в умении смело трансформировать представления о чем-либо, дополняя, придумывая новые элементы.
Малыши не просто проявляют активность в нанесении изображений, но и добиваются получения определенного образа, пока еще довольно примитивного. В рисунках детей присутствуют повторяемость, ритмичность, несмотря на то что они могут увлеченно и длительно заниматься рисованием, тщательно прорисовывать отдельные детали, оценивать на расстоянии выразительность образа и определить степень завершенности работы.
|
Новообразованием на этой стадии можно считать способность детей останавливаться в тот момент, когда работу, по их мнению, можно считать законченной, а не зарисовывать темной краской весь лист бумаги, как это было на более ранних стадиях.
Рисунки, создаваемые дошкольниками, пока еще не отличаются реализмом. И хотя в них отдельные признаки изображаемых предметов уже узнаваемы, характер владения приемами, техниками, выразительными средствами не стабилен. Важно придерживаться следующей позиции. С одной стороны, взрослые не должны навязывать свою помощь и активно привлекать ребенка к сотворчеству, если он сам не стремится к нему. Но даже в условиях сотворчества инициатива должна принадлежать дошкольнику. С другой стороны, при возникающих у малыша затруднениях в выборе средств, в подборе материалов для использования той или иной техники следует очень тактично, ненавязчиво, косвенно продемонстрировать некоторые моменты, но на отдельном листке бумаги. И только в самых сложных ситуациях, когда ребенок готов прекратить выполнение работы из-за возникших затруднений, помочь ему совместно отработать элементы, не дорисовывая образ за ребенка. Необходимо вместе отметить удачные решения, найти ошибки, сравнить с другими изображениями, а также помочь достичь большей выразительности, соблюдая правила композиции. Нужно не давать готовые знания, а искать совместные пути решения, рассматривая различные варианты, стимулируя собственную активность ребенка.
|
Ошибки композиции, встречающиеся в детских работах — следствие недостатка художественно-изобразительного опыта, характерного для данного этапа развития творчества. Эти ошибки постепенно нужно устранять, иначе они будут укореняться и проявятся в дальнейшем, что скажется на качественном уровне работ.
Рисунки детей на стадии «самости» не исключают выразительности образов. Она достигается оригинальным использованием цвета, фактуры, элементов стилизации или интересным содержанием самого рисунка. Интересными могут быть работы, относимые к разным стадиям детского творчества, но степень их выразительности в каждый период имеет свою характеристику, обусловленную возрастными и психофизическими особенностями дошкольников.
Период, когда ребенок самостоятельно пытается интерпретировать собственный опыт в ходе практической деятельности, завершается тем, что «юный художник» начинает осознавать нехватку определенных знаний и умений в области рисования, поэтому он обращается за помощью к педагогу. В одних случаях такая ситуация сопряжена с появляющейся апатией к рисованию. В других — она приводит к подражанию взрослому или безынициативности, желанию действовать только по инструкции.
|
Стадия расширения художественно-изобразительного опыта. Накопленные знания, умения конкретизируются и углубляются по нескольким направлениям. Во-первых, расширяется познавательная сфера. Дети рассматривают различные предметы, объекты, явления с точки зрения их структуры, образного выражения в искусстве. Во-вторых, закрепляется и совершенствуется техническая сфера в области основ изобразительной грамоты. Дети не только знакомятся с новыми выразительными средствами, техниками и приемами рисования, но и изучают новые способы передачи объектов окружающего мира. В-третьих, развивается эмоциональная сфера. Дошкольники учатся изобразительными средствами выражать собственные мысли, чувства, эмоции, передавать свое отношение к создаваемому образу, отражать его характер.
Данная стадия представляет собой некое усложнение, которое строится поэтапно. Сначала расчленение прежнего опыта на составляющие, затем на основе укрепления ассоциативных связей в отношении всего воспринимаемого и представляемого формирование сложного образа, подкрепленного новыми знаниями и умениями. В этой ситуации важно не сводить приобретения в области рисования до примитивизма, а, наоборот, на их базе формировать новые связи, показывая ребенку различные варианты раскрытия одной темы, разные способы передачи образа.
Важное условие успешного развития дошкольников в этот период — детальная проработка отдельных элементов рисунка. Не нужно бояться подробного показа приемов письма, сопровождая его объяснением. Именно в совокупности воздействуя на различные рецепторы, можно обеспечить усвоение законов и правил изобразительного искусства, необходимых для построения разных по структуре образов: реалистичных, абстрактных и стилизованных.
Стадия свободного рисунка. На этой стадии дети создают различные образы: реалистичные, стилизованные и абстрактные, стремятся выполнить неповторимый, оригинальный рисунок, (цв. вкл. рис. 8)
Свободный рисунок
Рис. 8. Максим (4 г. 2 мес.). Лето
Даша (4 г.): «А я небо нарисую из точек, тогда оно будет как живое»; Максим (4 г. 2 мес.): «Деревья вдалеке я размою водой, как будто туман».
На этой стадии детям целесообразно демонстрировать различные по характеру, технике и степени сложности эскизы, раскрывающие одну и ту же тему. Принцип вариативности выступает в данном случае творческим стимулом для детей. Практикой доказано: когда на занятии детям предоставляется один образец, они осознанно или подсознательно копируют его. Чем больше вариантов, тем интереснее и разнообразнее получаются работы. Эскизы предоставляются для того, чтобы дети могли увидеть разные способы изображения одного и того же предмета, явления и на основе увиденного придумать свой вариант, (цв. вкл. рис. 9)
Свободный рисунок
Рис. 9. Настя (4 г. 8 мес.). Парусник
Когда ребенок осознает свою изобразительную свободу, он внимание, активность направляет на содержание работы, стремясь отобразить сложные темы. Если же обучение было репродуктивным, то к старшему дошкольному возрасту появляется примитивизм в рисунках, характерной особенностью которого становятся цветовое и композиционное однообразие, стереотипизация образов.
Возраст 5 лет очень значим для дальнейшего творческого становления, так как в этот период дети начинают давать оценку своим работам, сравнивать их с другими, сопоставлять с реальными объектами окружающего мира и, замечая изобразительное несоответствие, постепенно теряют интерес к рисованию.
Причины снижения интереса дошкольников к изобразительному творчеству педагоги видят в том, что меняются их потребности; рисование как способ общения отступает на второстепенный план, поскольку сюжетно-ролевая игра и непосредственное взаимодействие больше занимают детей. Безусловно, в старшем дошкольном возрасте у детей больше возможности организовывать совместную деятельность друг с другом, но это не связано напрямую с затуханием интереса к рисованию, так как изобразительное творчество может, наоборот, способствовать объединению детей в процессе выполнения коллективных работ.
Отсутствие побудительных мотивов к рисованию объясняется с тем, что при несистематичном и нецеленаправленном обучении дети к старшему дошкольному возрасту оказываются с довольно низким уровнем владения основами изобразительной грамоты, поскольку были лишены возможности проявить свой потенциал. Взрослые, облегчая организацию педагогического процесса, не стремятся к созданию условий, стимулирующих детское творчество. Многих трудностей можно избежать, если начинать обучение с раннего возраста, не боясь, что дети не поймут, не запомнят, чего-то не сумеют. Невозможно в старшем возрасте ждать творческого всплеска и оригинальных работ, если до этого момента был примитивизм, заключающийся в искусственном упрощении изобразительных образов. Такой подход не облегчает развитие творчества, а препятствует ему. Сначала мы учим рисовать одной полоской дорожку в нижней части листа, а потом ругаем детей за отсутствие перспективы.
Ранний возраст — один самых ярких периодов, в который дети многому учатся, накапливают знания и умения. Не стоит упрощать то, что и так просто. Нужно подобрать адекватные методы обучения. Чем разнообразнее они, тем легче осуществить индивидуально- дифференцированный подход и при большом количестве детей в группе.
На стадии свободного рисунка роль педагога состоит в том, чтобы направлять детей, по необходимости давать советы, но не предлагать готовые варианты. Любой вопрос необходимо рассматривать с разных сторон, а решение принять должен сам ребенок. Если дошкольник решил, что у него работа не получилась и он намерен выбросить ее и начать работать на другом листе, педагогу необходимо убедить его, что все можно исправить (размыть, закрыть, списать и т.д.), но ни в коем случае не уничтожать рисунок. Во-первых, это нужно сделать потому, что каждый новый, чистый листок будет формировать у ребенка страх перед неудачей. Следовательно, очередная неудача может усугубить негативное отношение дошкольника к своему творчеству. Во-вторых, исправление способствует выработке умения находить альтернативные решения, что немаловажно для развивающейся личности. В-третьих, исправление помогает сэкономить время на занятии, так как новая работа потребует больших временных затрат, (цв. вкл. рис. 10)
Рис. 10. Даша (5 лет 2 мес.). Гадкий утенок
В процессе приобретения опыта и умения использовать его в рисовании у ребенка появляется возможность вносить новые элементы, осознанно экспериментировать с техниками и материалами, формируется потребность придумать нечто такое, чего раньше еще не было.
Стадия фантазирования. Не все дети переходят на стадию фантазирования. Суть творчества не ограничивается изобретением чего-то нового и ценного для общества, самое главное — чтобы результаты творчества были ценными для самих детей.
Возраст 6 — 7 лет во многом переломный. Все, чем овладевают дети до 7 лет, становится их прочным приобретением на последующие годы. У людей, не имеющих отношения к рисованию, уровень работ остается таким же, каким он был в этом возрасте.
Характер творческого развития детей зависит не только от их художественной интуиции, но и от педагогического воздействия квалифицированных специалистов, которые помогают дошкольникам реализовать их творческий потенциал, стимулируя их собственные эстетические потребности.
Контрольные вопросы
- Какое значение в развитии детского рисунка имеет подготовительный
этап? С какого возраста целесообразно давать детям краски?