МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА МАТРОСОВА»

Рекомендовано: Утверждаю
педагогическим советом Директор МБУДО ДДТ
Протокол № ___ ___________Т.А. Зернова
от «___» __________ 2019 г. «___» __________ 2019 г.
   

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МУЗЕЯ ИСТОРИИ 254-го ГВАРДЕЙСКОГО СТРЕЛКОВОГО ПОЛКА ИМЕНИ ГЕРООЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА АЛЕКСАНДРА МАТРОСОВА

Разработчик:

Стрелкова Наталья Валерьевна,

педагог-организатор

первой квалификационной категории

 

г. Великие Луки

2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    Стр.
1. Учетная карточка Музея  
2. Паспорт программы  
3. Историческая справка  
4. Пояснительная записка  
5. Содержание деятельности Музея истории образования  
6. Условия реализации программы  
7. Ожидаемые результаты  
8. Литература и источники  

 


1. Учетная карточка музея истории

Го Гвардейского стрелкового полка

Имени Героя Советского Союза Александра Матросова

Наименование Музей истории 254-го Гвардейского стрелкового полка имени Героя Советского Союза Александра Матросова
Свидетельство № 5225 от 8 мая 1985г.
Профиль музея Военно-исторический
Образовательное учреждение Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества имени Александра Матросова»
Субъект Российской Федерации Псковская область
Адрес музея 182110, Псковская область, г. Великие Луки, проспект Октябрьский, д.35
Телефон 8(81153)3-43-88
Электронная почта ddt@eduvluki.ru
Музейный педагог Стрелкова Наталья Валерьевна
Дата открытия музея 23 февраля 1983 года открыта комната боевой славы
Характеристика помещения Комната площадью 22 м. кв., 12 стендов, 4 горизонтальные застекленные пристенные витрины со встроенными шкафами, 2 напольные открытые витрины, окна закрыты жалюзи.
Разделы экспозиций 1. Город и война 2. История Дома пионеров. Основатель музея - Л.В. Горшкова 3. Композитор С.Ф. Кайдан - Дешкин 4. Детские годы Александра Матросова 5. А. Матросов в военно-пехотном училище. Подвиг А.Матросова 6. Чернушки. Он Родину сердцем своим заслонил 7. Перезахоронение останков А. Матросова 8. Память 9. Имя его - имя полка. Боевой путь полка. 10. Полк имени Героя Советского Союза в освобождении Псковщины. 11. Полк имени А. Матросова в послевоенные годы 12. Полк вчера, сегодня, завтра.
Краткая характеристика основного фонда музея Значительную часть фондов составляют подлинные экспонаты, представленные фотографическими, документальными, печатными и вещественными материалами.

 

Паспорт программы

Наименование программы Программа деятельности Музея истории 254-го Гвардейского стрелкового полка имени Героя Советского Союза Александра Матросова
Основание для разработки Ø ФЗ «О музейном фонде РФ и музеях РФ» от 10.01.2003 N 15-ФЗ; Ø Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 - ФЗ; Ø Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р; Ø Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493; Ø Письмо Министерства образования Российской Федерации от 12 марта 2003 г. № 28-51-181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений»; Ø Указ Президента Российской Федерации от 20.10.2012 г. №1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания»; Ø Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в РФ до 2020 года (проект).
Цель программы Способствовать формированию патриотизма и гражданственности обучающихся музейными средствами, увековечивание памяти солдат, совершивших подвиг самопожертвования в годы Великой Отечественной войны, а также наших земляках – современниках, выполнивших воинский долг в мирное время.
Задачи программы - пополнить архив музея дополнительными сведениями о солдатах 254-го Гвардейского стрелкового полка имени А.Матросова, принимавшего участие в освобождении Псковского края; - обобщить сведения о солдатах, совершивших подвиг самопожертвования на территории нашего края; - установить связь с музеями образовательных учреждений области, где присутствует тема солдатского подвига; - продолжить сотрудничество с муниципальными музеями; - расширить знания обучающихся по данной теме; - использовать современные информационные технологии в поисковой и исследовательской деятельности.
Участники программы - учащиеся МБУДО ДДТ; - учащиеся общеобразовательных школ г. Великие Луки и южной зоны Псковской области; - коллектив МБУДО «Дом детского творчества имени Александра Матросова»; - Управление образования г. Великие Луки.
Перечень разделов программы Историческая справка, пояснительная записка, содержание деятельности музея, условия реализации программы, ожидаемые результаты.
Предполагаемые результаты Предполагаемыми результатами могут являться: - эффективное использование материалов музея в образовательном и воспитательном процессе; - углубление знаний обучающихся о периоде войны 1941-1945 годов; - участие музея в областных и российских конкурсах и проектах.

 

Историческая справка

В городе, награжденном в 1983 году орденом Отечественной войны первой степени, всегда помнили об Александре Матросове, героически погибшем рядовом вблизи Великих Лук, куда в 1948 году был перенесен его прах. 25 июля 1954 года на могиле солдата был открыт памятник известного скульптора Е.В.Вучетича и архитектора В.А.Артамонова.

На протяжении многих лет экскурсии и митинги на месте гибели легендарного рядового, лыжные десанты, звездные походы стали традиционными. Огромную просветительскую деятельность осуществлял Музей боевой комсомольской славы имени А.Матросова, откуда уходили служить в прославленный полк многие великолучане. В 1952 году городскому Дому пионеров было присвоено имя 19-летнего солдата, подвиг которого до сих пор ассоциируется в обществе с понятием солдатского долга и чести. Коллектив Дома пионеров, в названии которого теперь значилось имя Героя Советского Союза, не мог остаться в стороне. Учащиеся 70-80-х годов переписывались с музеями, школами, Советом ветеранов 254-го Гвардейского полка имени Александра Матросова, дислоцировавшегося тогда в Таллинне, экипажем сухогруза «Александр Матросов». География переписки была необыкновенно обширной: Днепропетровск, Москва, Донецк, Уфа, Новосибирск, Оренбургская и Ульяновская области. Матросову посвящали стихи, сочиняли песни. На сцене великолукского драматического театра успешно шел спектакль «Бросок в бессмертие», где главную роль играл актер Александр Свистунов, который часто выступал перед детьми. В результате кропотливой многолетней исследовательской деятельности, работы в архиве и государственных музеях была выстроена экспозиция, отражающая героических дух времени и высокое чувство патриотизма всего народа.

В 1985 году комната боевой славы получила статус Музея истории 254-го Гвардейского стрелкового полка имени Героя Советского Союза Александра Матросова.

Более 20 лет бессменным руководителем музея была Людмила Владимировна Горшкова, отличник народного просвещения РСФСР. Людмила Владимировна и её воспитанники посетили многие города, связанные с именем Александра Матросова, не раз бывали в полку Матросова в Таллинне, записывали воспоминания ветеранов, в том числе и подробности освобождения нашего города. Во время поездок встречались с авторами книг о Матросове И.И.Шкадаревичем и И.Т.Легостаевым, командиром 254-го полка П.П.Тарабаевым, однополчанами Матросова В.А.Отделкиным и А.М.Ноздрачевым. Велась активная переписка со многими однополчанами А.Матросова. До сих пор в музее хранятся письма с весьма любопытными фактами участниц боя за деревню Чернушки Дородоновой В.А. и Шипица В.А., воспоминания ветерана 56-ой Гвардейской дивизии Королева А.Д. о боях на Кряковской высоте, где, по словам генерала А.И.Еременко, полк повторил подвиг своего солдата А.Матросова. Большой интерес представляет рукопись-воспоминание ветерана войны, гвардии подполковника в отставке Сомченко Степана Семеновича 1904 года рождения.

В начале 2000-х годов полк дислоцировался в Нижнем Новгороде. И в июне 2006 года Музей истории 254-го Гвардейского стрелкового полка имени Героя Советского Союза Александра Матросова принял представителя полка имени А.Матросова майора Акбаева Руслана Валихановича, начальника разведки полка, который посетил место гибели героя и музей, бывший Музей боевой и комсомольской славы имени Александра Матросова, а также встретился с мэром города Л.Г.Голубевой, заместителем военного комиссара Н.И.Анросовичем и великолукскими педагогами.

Новое столетие не отменило сложившихся традиций, и в 2008 году, в дни памяти Александра Матросова, депутаты городской школьной Думы, юнармейцы Полка №1, педагоги Дома детского творчества совершили поездку в полк, где стали свидетелями торжественного выноса знамени 23 февраля.

В феврале того же года, проделав огромный путь, накануне торжественных мероприятий, посвященных 65-летию подвига Героя Советского Союза Александра Матросова и 25-летию юнармейского поста №1, музей посетили учащиеся из поселка Платовка Оренбургской области, где временно базировалось Краснохолмское пехотное училище, откуда добровольцем ушел на фронт А.Матросов. В 2010 и 2017 году делегация из Оренбургской области снова посетила Великие Луки и места, связанные с подвигом Александра Матросова. С ответным визитом юнармейцы Поста №1 и педагоги Дома детского творчества посетили гостеприимную оренбургскую землю.

В настоящее время 254-й Гвардейский полк имени Героя Советского Союза Александра Матросова дислоцирован в городе Клинцы Брянской области.

Гибель А. Матросова не была случайным явлением. В летопись Великой Отечественной войны вписано около 500 солдат, отдавших жизнь за Родину. Только в нашем крае подобные подвиги совершили 9 человек. Забыть их, значит забыть имена афганцев, участников чеченских войн, наших земляков из 6-й роты.

Именно поэтому музей истории полка активизировал работу по изучению солдатского подвига и сохранению имён героев самой страшной войны прошлого столетия. Обучающиеся, являющиеся членами совета музея, используя накопленные материалы, участвуют в городских мультимедийных и заочных областных конкурсах экскурсоводов, областном конкурсе «История одного музейного экспоната», муниципальных конференциях исследовательских работ обучающихся и конкурсе исследовательских работ «Отечество».

Музей проводит большую просветительскую работу, постоянно организуя экскурсии в дни освобождения Великих лук от немецко-фашистских захватчиков, февральские дни памяти Александра Матросова, в период недели «Музей и дети».

В 2018 году, участвуя во всероссийском конкурсе «Лучший школьный музей» под эгидой партии «Единая Россия», музей истории 254-го Гвардейского стрелкового полка имени Героя Советского Союза Александра Матросова стал лауреатом этого конкурса. Диплом лауреата руководителю музея вручал депутат Государственной Думы Российской Федерации А.Н.Козловский.

 


Пояснительная записка.

 

Школьный музей, ставший неотъемлемой частью как образовательного, так и воспитательного процесса, не столько нуждается в поддержке и реформировании, сколько сам отстаивает право каждого юного гражданина на знание своих корней и собственное исследование истории тех мест, где проживает. Ежегодная патриотическая акция «Обелиск у дороги», известная акция «Солдатский платок» и движение «Бессмертный полк», где активно участвуют великолукские учащиеся, убедительно продемонстрировали интерес молодого поколения к военной истории своей страны. Формирование гражданственности, уважения к Родине и воспитание гордости за имена прославленных моряков и пехотинцев, генералов и рядовых, ученых, композиторов, писателей и поэтов, в том числе наших земляков и родственников, всегда было приоритетным направление в системе образования России. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» направлена на воспитание гражданина, осознающего личную ответственность за происходящее в своей стране. Таким образом, на всех уровнях объявлено, что патриотическое воспитание является стратегическим приоритетом в образовании.

Современные технологии, доступность печатных источников, наличие соответствующего материала в музеях и архивах, обилие документальных и художественных кинофильмов позволяют современному человеку, в том числе и обучающемуся, самостоятельно извлечь по какому-либо поводу определенные знания, необходимые более или менее образованному человеку. Но полученные разовые сведения вне общего контекста исторических событий или общественных, культурных процессов останутся лишь разовой информацией, но не знанием. Школьные музеи, расположенные непосредственно на территории образовательных учреждений, как хранители историко-культурного наследия являются уникальными центрами для всестороннего изучения того или иного исторического периода.

Тема солдатского подвига всегда была, есть и будет актуальной в орденоносном городе воинской славы. Не одно поколение наших воспитанников и граждан выросло на примерах воинской доблести великолучан и погибших солдат за освобождение Псковского края. В музее достаточно материала для маленьких обучающихся, интересных документов, в том числе, фронтовых писем для творческой и исследовательской работы, и огромное количество вопросов для обучающихся старшего возраста. Разделы, посвященные послевоенной истории Дома пионеров, а также композитору С.Ф.Кайдан-Дешкину, позволяют прикоснуться к культурному наследию города.

Музей истории полка связывает тесное сотрудничество с центром патриотических инициатив имени Александра Матросова, городским советом ветеранов, краеведческим обществом, поисковыми отрядами, что позволяет проводить совместные патриотические мероприятия с привлечением большого количества участников.

Цель программы: формирование патриотизма и гражданственности обучающихся музейными средствами; популяризация знаний о солдатах, в том числе погибших на Псковской земле в годы Великой Отечественной войны, а также наших земляках-современниках, честно выполнивших воинский долг в мирное время.

Задачи:

- пополнить архив музея дополнительными сведениями о солдатах 254-го Гвардейского стрелкового полка имени А.Матросова, принимавшего участие в освобождении Псковского края;

- обобщить сведения о солдатах, совершивших подвиг самопожертвования на территории нашего края;

- установить связь с музеями образовательных учреждений области, где присутствует тема солдатского подвига;

- продолжить сотрудничество с муниципальными музеями;

- расширить знания обучающихся по данной теме;

- использовать современные информационные технологии в поисковой и исследовательской деятельности.

 

 

Содержание деятельности музея

 

Основные направления деятельности музея Основные задачи направления Содержание деятельности музея
Фондовая работа   -приобретение элементарных навыков музейной фондовой работы с документами и вещественными материалами -продолжать ознакомление обучающихся с материалами музея; -оформлять новые поступления и производить их учет в инвентарной книге; -выявлять материал с целью обновления отдельных разделов экспозиции.
Поисковая работа   -расширение знаний в теме «Подвиг солдата. Мужество отцов – детям» - пополнение новыми материалами разделов экспозиции -уточнить и системати-зировать сведения о великолучанах, служивших в разные годы в полку имени А.Матросова; -накапливать фонд материалов о великолучанах, погибших при исполнении интернационального долга, воевавших в «горячих точках»; -использовать полученные данные в действующей экспозиции; -обобщить материал о традициях, посвященных А.Матросову и солдатскому подвигу в новом столетии.
Экскурсионная деятельность   - приобретение элемен-тарных навыков музейной экскурсионной работы -приобретение профессиональных навыков экскурсовода - разработать и проводить тематические экскурсии для обучающихся детских объединений МБУДО ДДТ и обучающихся образователь-ных учреждений города; - проводить экскурсии для жителей города; - оформить тексты в виде экскурсий согласно требованиям; - активизировать экскурсионную деятельность в Дни освобождения города, памяти А. Матросова, период недели «Музей и дети».
Экспозиционная работа     -познакомиться с литературой, посвященной современным требованиям оформления документаль-ных материалов и вещественных предметов - найти возможность для участия в семинарах руководителей школьных музеев и слетах активистов - заменить отдельные и ввести новые фотографии в отдельные разделы экспозиции; - поддерживать эстетичный вид действующей экспозиции: соблюдение светового и теплового режима, надписи, пыль и т.д.; -расширить раздел экспозиции, посвященный С.Ф. Кайдан-Дешкину; -расширить раздел экспозиции о послевоенном городе.
Массовая работа -разработать мероприятие   -подготовить и провести экскурсии, посвященные подвигу самопожертво-вания в годы войны и мирное время   -провести конкурс краеведческих и творческих работ среди обучающихся Дома детского творчества -подготовка к Дню освобождения города Великие Луки от немецко-фашистских захватчиков - подготовка к дате подвига Александра Матросова     - подготовка ко дню рождения Александра Матросова

 

 


Условия реализации программы

 

Для реализации программы необходимо:

- техническое обеспечение: проекционное оборудование, ноутбук, ремонт проигрывателя;

- обеспечение сохранности экспонатов: соблюдение светового, теплового режима, предупреждение утраты экспонатов;

- кадровое обеспечение.

 

Ожидаемые результаты

- эффективное использование материалов музея в образовательном и воспитательном процессе;

- углубление знаний обучающихся о периоде войны 1941 – 1945 годов;

- участие музея в областных и российских конкурсах и проектах.

 

 


Литература и источники

1. Андрей Канавщиков. Александр Матросов: подвиг и судьба. Москва. 2012.

2. А. Канавщиков. О правде, вымысле и Александре Матросове/ Великолукская правда. 29.04.2005.

3. А. Канавщиков. Верны памяти отцов / Великолукская правда. 21.02.2003.

4. А.З. Крейн. Жизнь в музее. Москва. 2002.

5. Анатолий Сизов. И помнит мир спасенный/ Великолукские ведомости. 30.03.2005.

6. А. Тарасов. Сердце Матросова/ Комсомольская правда. 23.02.1983.

7. Бессмертное племя матросовцев. 1941 – 1945. Москва. 1990.

8. Бирюлин С., Масолов Н. Пустошка. Лениздат. 1985.

9. Б. Федоров. У монумента / Комсомольская правда. 20.04.1988.

10. Борис. Ханин. Мужество/ Великолукская правда. №№ 17-21, 2004.

11. Борис. Ханин. И снова в Днепропетровске / Великолукская правда. 11.04.2008.

12. Б.Ю. Ханин. На родине Александра Матросова/ «ВПНовости». 1.02.2014.

13. Валентина Игнатьева. Помяните добрым словом. Псков, 2002.

14. Валентина Игнатьева. Помяните добрым словом. Псков, 2008.

15. Гражданское и патриотическое воспитание учащихся на материалах военной истории. Псков. 2009 г.

16. В. Орлов. Вошел в легенду / Великолукская правда. 02.03. 1988.

17. Г. Трофимова. Приехал, увидел, наследил…/ Великолукская правда. 16.11.2001.

18. Е.П. Кондратович. В вечность шагнули из боя/ Стерх Луки. № 51, 17.12.2014.

19. Иван Легостаев. Бросок в бессмертие. Москва, 1983

20. Книга Памяти. Историко-документальная хроника. Псковск. обл. Т. 1, Псков, 1993.

21. Н.С. Новиков. Музей комсомольской славы имени Александра Матросова. Лениздат, 1983.

22. Нина Дубовик. Все равно я буду человеком. Ульяновск. 2016.

23. Павел Журба. Александр Матросов, Лениздат, 1976.

24. Псковский летописец. Краеведческий альманах. Псков – Москва. 2010.

25. Синева Берегов. Составитель сб. Александр Бологов. Москва, 1983, с. 148.

26. Шаг в бессмертие. Псков, 2000.

 

Источники

1. Архив Музея истории 254 – го Гвардейского стрелкового полка им. А. Матросова (МБУДО ДДТ)

2. Архив МУК «Краеведческий музей» города Великие Луки

3. Государственный архив в г. Великие Луки (ГАВЛ)

 

 

Рекомендуемая литература для учащихся

 

1. Андрей Канавщиков. Александр Матросов: подвиг и судьба. Москва. 2012

2. А. Канавщиков. О правде, вымысле и Александре Матросове/ Великолукская правда. 29.04.2005

3. А. Канавщиков. Верны памяти отцов / Великолукская правда. 21.02.2003

4. Анатолий Сизов. И помнит мир спасенный/ Великолукские ведомости. 30.03.2005

5. Бессмертное племя матросовцев. 1941 – 1945. Москва. 1990

6. Бирюлин С., Масолов Н. Пустошка. Лениздат. 1985 г.

7. Великие Луки. 800 лет. Лениздат. 1966 г.

8. Е.П. Кондратович. В вечность шагнули из боя/ Стерх Луки. № 51, 17.12.2014

9. Игнатьева Валентина.Помяните добрым словом. Псков. 2008г.

10. Иван Легостаев. Бросок в бессмертие. Москва. 1983 г.

11. Новиков Н.С. Музей комсомольской славы имени А. Матросова. Лениздат. 1983 г.

12. Псковский летописец. Краеведческий альманах. Псков – Москва. 2010 г.

13. Синева Берегов. Составитель сб. Александр Бологов. Москва, 1983, с. 148

14. Твардовский А. Поэмы. Москва. 1977 г.

15. Шаг в бессмертие. Псков. 2000 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: