1. Цель: установить уровень развития слухо-речевой памяти.
Ход: учитель предлагает учащимся запомнить для последующего воспроизведения ряд слов и зачитывает 10 слов с интервалом 3 сек. вслух. Учащиеся на листочках по памяти воспроизводят услышанное:
а) липа, ножницы, лампа, яблоко, гроза, обруч, мельница, попугай, листок, машина;
б) сено, терпение, очки, река, тетрадь, закон, фантазия, ложка,
птица, огонь;
в) лес, хлеб, окно, стул, вода, конь, гриб, брат, игла, мед.
Обработка: объем слухо-речевой памяти на слова определяется как среднее по трем заданиям:
2. Цель: установить уровень развития зрительной памяти.
Ход: учитель предлагает учащимся запомнить ряд слов и открывает на 10 секунд для зрительного запоминания 10 слов, написанных на доске:
а) стрекоза, пулемёт, чайник, бабочка, пирог, хомут, свеча, тачка, журнал, малина;
б) шутка, дуб, курица, окно, газета, солнце, рыба, ноги вола, голова.
Обработка: Объем зрительной памяти на слова определяется как среднее по двум заданиям:
Ранжирование слухо-речевой памяти
![]() |
IV уровень – 9-10 слов 7-10 слов
|
|
II уровень – 4-6 3-4
I уровень – 1-3 1-2
Ранжирование зрительной памяти
![]() | ![]() |
IV уровень – 10 слов 8-10 слов
|
|
II уровень – 5-7 3-5
I уровень – 1-4 1-2
3. Цель: установить уровень развития словесно-логической (смысловой) памяти.
Ход: учитель медленно зачитывает учащимся 10-15 пар слов,
между которыми имеется смысловая связь, (интервал между парами 3 сек.):
замок-ключ | книга-учитель | машина-езда |
корова-молоко | яблоко-компот | кофе-чашка |
щётка-зубы | кукла-игра | урок-школа |
снег-зима | дерево-лист | стол-обед |
перо-бумага | очки-глаза | мост-река |
голова-волосы | солнце-лето | дуб-жёлудь |
шум-вода | дичь-выстрел | час-время |
гвоздь-доска | рой-пчела | лес-медведь |
Через минуту учитель читает лишь первое из слов каждой пары, а ученики должны припомнить вторые слова по смыслу и записать их.
Обработка: подсчитывается число правильно воспроизведенных пар.
Ранжирование уровней смысловой памяти
![]() |
IV уровень – 9-10 слов 7-10 слов
|
|
II уровень – 4-5 3-4
I уровень – 1-3 1-2
4. Цель: установить уровень развития (объем) механической памяти.
Ход: учитель зачитывает учащимся после предварительной установки на запоминание 10 пар слов, не связанных логически:
гриб-диван | жук-учитель | зубы-компас |
спички-овца | рыба-пожар | клей-ворота |
снег-стул | синица-трамвай | море-груша |
стакан-дрова | ложка-петух | ботинки-ветер |
пирог-нога | власть-чулки | карандаш-память |
Через минуту учитель зачитывает лишь первое из слов каждой пары, а ученики должны припомнить вторые слова и записать эти пары на листке бумаги.
Обработка: подсчитывается число правильно воспроизведенных пар.
Ранжирование уровней механической памяти
![]() | ![]() |
IV уровень – 8-10 слов 7-10 слов
|
|
II уровень – 4-5 3-4
I уровень – 1-3 1-2
Сопоставление уровней смысловой и механической памяти позволит определить ведущий вид памяти ребенка, выяснить, насколько память, опиравшаяся на смысловые связи, может расширить объем запоминаемого материала.
5. Цель: выявить уровень продуктивности памяти (кривая заучивания).
Ход: учитель по обычной методике определяет объем слухо-речевой памяти учащегося. Сразу после выполнения задания учитель повторно зачитывает тот же ряд слов и предлагает учащемуся вновь воспроизвести услышанное. Повторение теста возможно 3-5 раз до тех пор, пока испытуемый не выполнит задание на 100%. Через получасовую паузу ему вновь предлагается воспроизвести по памяти словесный ряд (тот же) без предъявления. По результатам эксперимента строится график в системе координат из двух осей: по вертикали откладывают количество верно припомненных слов, а по горизонтали - порядковые номера повторных попыток. Система точек образует кривую линию - «кривую запоминания», при этом последняя точка (объем памяти после паузы) должна в норме составлять 70-80% значения предпоследней точки (результата последнего повторного воспроизведения).
МЕТОДИКИ