Сотворчество с педагогом. Совместное создание образа, активность ребенка зависит от его возраста и опыта.
Самостоятельное рисование.
Коллективное творчество. Создание общего рисунка. Здесь важны такт, умение договариваться, соотнести свое видение с замыслом других детей.
Материалы для рисования: бумага для акварели, бумага глянцевая, картон, калька; краски гуашевые; краски акварельные; восковые мелки; пастель (восковая и мелковая); цветные и простые графитные карандаши; фломастеры; соус; сангина; уголь.
Инструменты и оборудование: мольберты или планшеты; палитры; кисти мягкие и щетинные (круглые и плоские) разного диаметра; тампоны, губки; трафареты; штампы, матрицы, печати; зубные щетки; пленка пищевая; гофрированный картон; двойные стаканчики для воды.
Техники рисования
В изобразительном искусстве под техникой (от греч. technike — искусная и techne — искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых создается художественный образ. В узком смысле слова понятию техника соответствует прямой непосредственный результат работы художника специальными материалами и инструментами. Под техникой рисунка предлагается понимать владение материалами, ининструментами; способы их использования для целей изображения, выражения художественного образа; развитие глаза и руки, их согласованную деятельность1.
Классические техники определены в соответствии с используемым материалом: гуашь, акварель, пастель, соус, сангина, уголь, карандаш, фломастер.
[1]. См.: Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. — М., 1994
Перечисленные классические техники могут использоваться в любой возрастной группе. Некоторые педагоги считают, что соус, сангина, пастель, уголь — техники для детей старшего дошкольного возраста. Однако, как показывает практика, они не только доступны, но и необходимы малышам. Безусловно, что их не так интенсивно применяют в работе с детьми раннего и младшего возраста, поскольку это сопряжено с физическими усилиями: штрихи, нанесенные любыми мелками, предполагают растирание пальчиками. У малышей очень нежная кожица на пальчиках и ладонях, и поэтому длительно работать с техниками, требующими такого рода изобразительных действий, им крайне сложно. В этом случае пастель, сангина и другие мелковые техники используются фрагментарно. Например, сначала рисунок выполняется акварелью, а затем какие-то элементы дети рисуют мелками. Значимость данных техник для малышей состоит в том, что они позволяют развивать мелкую моторику пальцев рук, формообразующие движения в процессе выполнения тушевки, штриховки, различной по форме и характеру.
|
Неклассические техники сопряжены с нетрадиционным использованием привычных материалов, помогающих ребенку на ранних стадиях обучения добиться выразительности создаваемых образов.
Монотипия. Сложить лист бумаги пополам, затем нанести цветовые пятна на одну половинку сложенного листа. Еще раз лист сложить, плотно прижимая обе половинки. Далее лист раскрывается. Цветовое пятно, полученное от смешения нескольких цветов, дорисовывается до определенного образа. Рекомендуется использовать во всех возрастных группах начиная с раннего возраста.
|
Диатипия. На листок бумаги наносятся цветовые пятна, листок прикладывается к другому, разглаживается и в определенном направлении отрывается от основного. Нанесенные таким образом пятна позволяют создать фактурное изображение на плоскости. Рекомендуется для всех возрастных групп начиная с раннего возраста.
Акватипия. На обработанный лист оргстекла наносится краска (преимущественно акварельная), замешенная с мылом. На подсыхающую поверхность накладывается лист бумаги и плотно прижимается. Можно немного сдернуть лист по стеклу — оттиск будет интереснее. Полученное изображение доводится до определенного образа. Можно использовать во всех возрастных группах начиная с раннего возраста.
Кляксография. На лист бумаги поставить большую яркую кляксу (тушью, акварелью), чтобы капля кляксы была «живой». Можно потрясти лист, тогда она начнет двигаться; подуть на кляксу (лучше из соломинки или трубочки от сока), и она «побежит», оставляя след. Можно сверху капнуть другим цветом и тоже раздуть. Получившееся изображение доводится до образа. Рекомендуется использовать во всех возрастных группах начиная с 2 — 3 лет. Игры с кляксами позволяют развивать глазомер, координацию движений, фантазию и воображение, способствуют снятию напряжения эмоционально расторможенных детей, (цв. вкл. рис. 26)
Кляксография
Рис. 26. Наташа (3 г. 1 мес.). Ваза с цветами
Линотипия (цветные ниточки). Потребуется одна или несколько ниточек длиной 25 — 30 см. Сложить лист бумаги пополам, а затем разбросать в произвольном порядке предварительно выкрашенные цветными красками ниточки на одну половинку сложенного листа. Затем обе половинки складывают, один конец ниточки(чек) должен оставаться снаружи, плотно прижимают и аккуратно разглаживают. Прижимая сверху одной рукой, другой резким движением ниточки выдергивают. Полученное изображение следует довести до образа. Для всех возрастных групп начиная с раннего возраста.
|
Рисование по мятой бумаге. На смятую в комок бумагу наносят цветовые пятна, затем аккуратно расправляют. При закрашивании в местах сгибов краска становится более интенсивной, темной. Проявляется так называемый эффект мозаики. Для всех возрастных групп начиная с раннего возраста.
Рисование двумя красками. На кисточку набрать одновременно две краски. Например, на весь ворс — серая, а на кончик — белая краска. При нанесении на лист бумаги получается эффект объемного изображения. Для всех возрастных групп начиная с раннего возраста. (цв. вкл. рис. 27)