Классификация по активности детей.




Сотворчество с педагогом. Совместное создание образа, актив­ность ребенка зависит от его возраста и опыта.

Самостоятельное рисование.

Коллективное творчество. Создание общего рисунка. Здесь важны такт, умение договариваться, соотнести свое видение с за­мыслом других детей.

Материалы для рисования: бумага для акварели, бумага глянце­вая, картон, калька; краски гуашевые; краски акварельные; восковые мелки; пастель (восковая и мелковая); цветные и простые графитные карандаши; фломастеры; соус; сангина; уголь.

Инструменты и оборудование: мольберты или планшеты; пали­тры; кисти мягкие и щетинные (круглые и плоские) разного диаме­тра; тампоны, губки; трафареты; штампы, матрицы, печати; зубные щетки; пленка пищевая; гофрированный картон; двойные стакан­чики для воды.

 

Техники рисования

 

В изобразительном искусстве под техникой (от греч. technike — искусная и techne — искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых создается художественный образ. В узком смысле слова понятию техника соответствует прямой непосредственный результат работы художника специальными материалами и инструментами. Под тех­никой рисунка предлагается понимать владение материалами, инин­струментами; способы их использования для целей изображения, выражения художественного образа; развитие глаза и руки, их со­гласованную деятельность1.

Классические техники определены в соответствии с ис­пользуемым материалом: гуашь, акварель, пастель, соус, сангина, уголь, карандаш, фломастер.

 

 

[1]. См.: Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. — М., 1994

 

 

Перечисленные классические техники могут использоваться в любой возрастной группе. Некоторые педагоги считают, что соус, сангина, пастель, уголь — техники для детей старшего дошкольного возраста. Однако, как показывает практика, они не только доступны, но и необходимы малышам. Безусловно, что их не так интенсивно применяют в работе с детьми раннего и младшего возраста, посколь­ку это сопряжено с физическими усилиями: штрихи, нанесенные любыми мелками, предполагают растирание пальчиками. У малышей очень нежная кожица на пальчиках и ладонях, и поэтому длительно работать с техниками, требующими такого рода изобразительных действий, им крайне сложно. В этом случае пастель, сангина и дру­гие мелковые техники используются фрагментарно. Например, сна­чала рисунок выполняется акварелью, а затем какие-то элементы дети рисуют мелками. Значимость данных техник для малышей со­стоит в том, что они позволяют развивать мелкую моторику пальцев рук, формообразующие движения в процессе выполнения тушевки, штриховки, различной по форме и характеру.

Неклассические техники сопряжены с нетрадицион­ным использованием привычных материалов, помогающих ребенку на ранних стадиях обучения добиться выразительности создаваемых образов.

Монотипия. Сложить лист бумаги пополам, затем нанести цве­товые пятна на одну половинку сложенного листа. Еще раз лист сложить, плотно прижимая обе половинки. Далее лист раскрывается. Цветовое пятно, полученное от смешения нескольких цветов, до­рисовывается до определенного образа. Рекомендуется использовать во всех возрастных группах начиная с раннего возраста.

Диатипия. На листок бумаги наносятся цветовые пятна, листок прикладывается к другому, разглаживается и в определенном направ­лении отрывается от основного. Нанесенные таким образом пятна позволяют создать фактурное изображение на плоскости. Рекомен­дуется для всех возрастных групп начиная с раннего возраста.

Акватипия. На обработанный лист оргстекла наносится краска (преимущественно акварельная), замешенная с мылом. На подсы­хающую поверхность накладывается лист бумаги и плотно прижи­мается. Можно немного сдернуть лист по стеклу — оттиск будет интереснее. Полученное изображение доводится до определенного образа. Можно использовать во всех возрастных группах начиная с раннего возраста.

Кляксография. На лист бумаги поставить большую яркую кляк­су (тушью, акварелью), чтобы капля кляксы была «живой». Можно потрясти лист, тогда она начнет двигаться; подуть на кляксу (лучше из соломинки или трубочки от сока), и она «побежит», оставляя след. Можно сверху капнуть другим цветом и тоже раздуть. Получившее­ся изображение доводится до образа. Рекомендуется использовать во всех возрастных группах начиная с 2 — 3 лет. Игры с кляксами по­зволяют развивать глазомер, координацию движений, фантазию и воображение, способствуют снятию напряжения эмоционально рас­торможенных детей, (цв. вкл. рис. 26)

 

Кляксография

Рис. 26. Наташа (3 г. 1 мес.). Ваза с цветами

 

Линотипия (цветные ниточки). Потребуется одна или несколь­ко ниточек длиной 25 — 30 см. Сложить лист бумаги пополам, а затем разбросать в произвольном порядке предварительно выкрашенные цветными красками ниточки на одну половинку сложенного листа. Затем обе половинки складывают, один конец ниточки(чек) должен оставаться снаружи, плотно прижимают и аккуратно разглаживают. Прижимая сверху одной рукой, другой резким движением ниточки выдергивают. Полученное изображение следует довести до образа. Для всех возрастных групп начиная с раннего возраста.

Рисование по мятой бумаге. На смятую в комок бумагу наносят цветовые пятна, затем аккуратно расправляют. При закрашивании в местах сгибов краска становится более интенсивной, темной. Про­является так называемый эффект мозаики. Для всех возрастных групп начиная с раннего возраста.

Рисование двумя красками. На кисточку набрать одновременно две краски. Например, на весь ворс — серая, а на кончик — белая краска. При нанесении на лист бумаги получается эффект объемно­го изображения. Для всех возрастных групп начиная с раннего воз­раста. (цв. вкл. рис. 27)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: