Ранний возраст
Образовательные задачи:
- познакомить детей с изобразительными материалами, инструментами и техниками доступными в этом возрасте;
- учить соотносить рисовальные движения с речевой установкой, характеристикой изображаемого предмета, объекта, явления;
показать выразительные возможности цвета;
- учить экспериментировать в работе с цветом: смешивать цвета разными способами;
- передавать с помощью цвета свое настроение, ощущения (слуховые, тактильные, осязательные);
- преобразовывать каракули (совместно с педагогом и самостоятельно), создавая как реалистичный рисунок, так и стилизованный;
- работать от пятна, добиваясь получения какого-нибудь изображения, имеющего общее сходство с реальными предметами, объектами;
- выполнять простые приемы рисования (мазки: тычком, примакивание; заливка, отмывка);
- наносить точки, как одинаковые, так и разные по форме, используя при этом разную степень их группировки (то плотно лежащих друг к другу, то свободно располагающихся на плоскости);
- познакомить с рисованием различных линий; дать возможность попробовать их провести;
-учить выделять при восприятии и рисовании знакомые геометрические формы в предметах;
- передавать ритм (пятен, мазков, штрихов, точек).
Развивающие задачи:
- формировать умение пользоваться изобразительными материалами;
- смешивать цвета разными способами: наложение, вливание, смещение;
- развивать формообразующие движения: нанесение точек, проведение простых линий;
- формировать чувство цвета, формы, элементарные композиционные умения;
- развивать наглядно-образное мышление в процессе дорисовывания пятен, рассматривания абстрактных композиций; наглядно-действенное мышление в процессе изобразительных поисков для получения образа;
|
- расширять словарь ребенка специальными понятиями: «цвет», «светлый оттенок», «темный оттенок», «смешение цвета», «композиции», «линия горизонта», «блик», «далеко», «близко»;
- развивать память, воображение.
Воспитательные задачи:
- стимулировать интерес к занятию рисованием;
- Воспитывать эстетический вкус при работе с цветом (гармонизировать цветовые пятна);
- воспитывать аккуратность при работе с изобразительными материалами и инструментами;
- умение слушать, выполнять определенные действия по словесным инструкциям педагога.
Особенности обучения. Активность принадлежит педагогу, поскольку именно он направляет малыша в его изобразительных поисках и экспериментах. И от того, насколько интересно и познавательно будет проходить совместная работа в области рисования, зависит самостоятельное творчество ребенка на последующих возрастных этапах. Не стоит упрощать и усложнять педагогический процесс, выдумывая какие-то особые формы работы. Самое главное — не превращать процесс обучения в назидание и строгий контроль с целью достижения желаемого со стороны взрослого результата. Важно идти от потребностей и возможностей детей, не забывая при этом учить. Если в процессе рисования малыш отказывается от какого бы то ни было участия взрослого, не стоит настаивать, поскольку давление может привести к потере интереса.
Дима (1 г. 3 мес.) изучает краски, опуская поочередно в каждую баночку кисточку. Мама пытается отнять кисточку, объясняя малышу, что так нельзя рисовать, все краски будут грязными, и ими уже сложно будет рисовать. Дима в слезах снова хватает кисть и продолжает свое «исследование». В этом случае важно не прекратить такой процесс, а направить его в нужное русло. Во-первых, ребенок делает это не потому, что хочет досадить маме, а потому, что он изучает свойства красок, как они обволакивают кисть и как затем расплываются в емкости. В этом случае перед ребенком можно поставить несколько баночек с краской одного цвета, чтобы сохранить исследовательский интерес, но не портить художественные материалы. Во- вторых, малыш совершает данные действия потому, что ему нравится процесс погружения кисти в емкость. Значит, можно предложить ему разные неглубокие прозрачные емкости, в которых были бы видны результаты его экспериментов. В-третьих, дайте ему плоскости, на которые ребенок поставит разные отпечатки от кисти. Важно подчеркнуть меняющийся характер отпечатков в зависимости от поверхности. Таким образом, можно придумать множество вариантов как без давления помочь ребенку осуществить то или иное экспериментирование, которое имело бы положительный потенциал для дальнейшей деятельности, а не превращалось бы в бесполезную трату художественных материалов.
|
В работе с детьми данной возрастной категории важно уметь быстро реагировать на складывающуюся ситуацию, разрешая ее в контексте с поставленными задачами и желаниями ребенка. Педагог — связующее звено между миром взрослых и миром ребенка.
|
Любой метод, который применяет педагог в процессе обучения детей раннего возраста рисованию, должен использоваться в комплексе с другими методами и приемами. К примеру, если педагог показывает выполнение кисточкой мазка, необходимы словесные пояснения. Речь должна быть эмоционально окрашена и образна. Важно также вовлечь самого ребенка в процесс совместного нанесения мазков, т. е. когда педагог управляет изобразительными движениями малыша. Таким образом, задействованными становятся все анализаторы, что положительно сказывается на уровне овладения ребенком определенными изобразительными умениями.
Качество обучения зависит еще и от того, насколько часто вслух педагог проговаривает изучаемые приемы, выполняет формообразующие движения. Не стоит бояться употреблять в речи понятия, характеризующие основы изобразительной грамоты. Дети, несмотря на возраст, очень быстро и легко запоминают. Однако это запоминание не механическое, основанное на многократном повторении, а образное, так как каждый раз понятие произносят только при соответствующем действии, чтобы малыши слышали и видели его проявление одновременно. Только в этом случае происходит постепенное овладение основными понятиями, используемыми в искусстве. Слово, подкрепленное наглядным материалом, поможет ребенку проанализировать изучаемое явление.
На обучение детей раннего возраста положительное влияние оказывает использование различных игровых моментов. Включение игровых ситуаций позволяет сделать процесс рисования живым и интересным.
Постепенно от совместной деятельности с педагогом малыши научаются самостоятельно выделять в пятнах знакомые предметы, объекты и дорисовывать, делая их более наглядными. Ранее мы указывали, что в раннем возрасте степень реализма рисунков пока еще недостаточно высока. Однако это свойственно для детей данной возрастной категории. Если в работах появляется хоть какое-нибудь сходство с реальными объектами, это уже свидетельствует о динамике формирования образа у детей.
В раннем возрасте дети, как правило, стараются изображать очень сложные по своему характеру объекты (человека, животных). Для малышей интересен сам процесс рисования, а не его результат. Поэтому все свои действия они сопровождают звукоподражаниями, словами, мимикой и телодвижениями. Для них рисование превращается не только в игру, но и в общение со взрослыми, поскольку в рисунке они пытаются рассказать о том, что уже знают, чувствуют.