Зеркальный способ вырезывания Ленточный способ вырезывания




Рис. 36. Маша (5лет). Бабочка Рис. 37. Дуня (4 г. 8 мес.). Ели

Центрально-лучевой способ Силуэтное вырезывание

Вырезывания

Рис. 38. Лиза (5 лет 9 мес.). Узор Рис. 39. Таня (6 лет 5 мес.). Северные олени

Особенности обучения аппликации

Ранний возраст

Образовательные задачи:

- познакомить детей с материалами аппликации;

- учить различать основные и составные цвета (красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый);

- познакомить с различными геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция, овал). Учить элементар­ному различению геометрических форм;

- с понятием величины (большой, маленький, длинный, короткий);

- учить работать с готовыми формами: раскладывать и приклеивать их;

- составлять отдельные части в единый образ;

- выщипывать маленькие кусочки из целого листа бумаги.

Развивающие задачи:

- формировать чувство цвета (гармонии цветовых отношений), формы (соподчинять формы, соотносить формы со знакомыми предметами), величины (соподчинять величины);

- умение располагать части аппликации на плоскости, сохраняя целост­ность образа;

- работать с кисточкой и клеем, прижимать детали, намазанные клеем к основе;

- развивать наглядно-действенное, наглядно-образное мышление.

Воспитательные задачи:

- вызывать интерес детей к аппликации;

- воспитывать аккуратность при работе с клеем;

- воспитывать умение слышать педагога, его словесные инструкции.

 

Особенности обучения. Несмотря на возраст детей, апплика­ция — доступный вид конструктивного творчества, что объясняется многообразием приемов, имеющих разные степени сложности. По­этому многие из них могут быть использованы в работе с малышами. Раннее обучение необходимо для того, чтобы заложить основу для формирования конструктивных и изобразительных умений, необхо­димых для творческого развития детей на более поздних возрастных этапах. Занятия аппликацией при целенаправленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приемов способствуют решению ряда задач: образовательных (расширяют познавательную сферу малышей); развивающих (стимулируют эмо­циональное, творческое развитие, активизируют мыслительные про­цессы, психологические механизмы); воспитательных (направлены на формирование личностных качеств, эстетического отношения к аппликации).

В раннем возрасте дети успешно овладевают техническими навы­ками, необходимыми для создания аппликационного образа. Они раскладывают готовые формы, чтобы составить из них целостную работу, учатся размещать элементы в соответствии с характером и композицией аппликации; успешно овладевают сенсорными этало­нами (цветом, формой, величиной); овладевают навыками элемен­тарной поисковой деятельности; приучаются работать совместно с педагогом или другими детьми.

Приобретенный опыт в составлении аппликационного образа, представленного предметной, простейшей сюжетной или декоратив­ной композициями, обусловливает развитие наглядно-образного мышления и зачатков воображения. Ведь в клочке бумаги или ли­сточке от дерева дети учатся видеть образ знакомых предметов, объ­ектов, явлений.

Обучение аппликации детей данной возрастной категории целе­сообразно вести в игровой форме, используя различные сюрпризные моменты, художественное слово. Каждый изучаемый материал, при­ем важно не просто продемонстрировать малышам, а обыграть его, сделать увлекательным, но при этом не забывать о содержательной стороне обучения, которое должно задействовать все анализаторы ребенка. Только тогда он сможет глубже узнать, почувствовать, уви­деть, понять свойства материалов, возможности приемов, наглядно убедиться в чудесах творческого преобразования. Это мощный сти­мул к собственному развитию.

 

«Посмотри, какой у нас шаловливый листок, он может сворачиваться, сгибаться, а еще он умеет скручиваться и скатываться в комок, который превращается в цветы, животных, предметы. Давай попробуем угадать, в кого сейчас превратится комок бумаги, если мы его слегка расправим. Вот уже появляются ушки, а это хвостик. Вот и получился у нас котенок, а где у него глазки (ребенок сам прикладывает, а потом приклеивает их котенку). Нам осталось сделать лапки. Мы возьмем маленькие листочки бумаги и тоже их слегка помнем (это делает сам малыш). А теперь приложи листочки туда, где будут лапки у котенка». Усики можно сделать из ниток, проволоки, пластилина, спичек, семян клена.

 

В раннем возрасте для достижения выразительности аппликаци­онного образа допускается использовать смешанные техники, при­емы, характерные для других видов творчества. Это делается еще и для того, чтобы как можно больше привлекать самого ребенка к вы­полнению аппликации.

 

Чтобы изобразить цветы с помощью салфеток и чтобы они были инте­ресными и похожими на настоящие, можно предложить детям нарисовать круг клеем, а затем приложить кусочек салфетки и путем прищипывания собрать его центральную часть. Для придания цветку выразительности до­статочно взять пластилин и маленькими кусочками украсить сердцевину или намазать ее клеем и посыпать крупинками чая.

 

Вариантов аппликационных экспериментов множество, но ис­пользовать их следует не как самоцель для получения «красивых» работ, а для формирования важных умений при работе с бумагой, природным, бросовым материалом. Сколько интересных форм уже содержат на первый взгляд привычные вещи (листочки деревьев, пуговицы, остатки ткани). Все это может разнообразить аппликации. Необходимо самих детей приучать выделять образ, скрытый в мате­риале. Конечно, активность принадлежит в большей степени педа­гогу, но ребенок выступает не пассивным исполнителем, а соучаст­ником творческого процесса

Значимо в процессе обучения то, что, несмотря на возраст, дети имеют право на выбор. Не стоит загонять их в строгие рамки един­ственного образца. Всегда нужно предоставлять им возможность выбирать цвет бумаги для фона, способ его выполнения, форму эле­ментов, составляющих общую композицию, и т.д. Чем больше сво­боды в выборе, тем смелее творческие поиски ребенка. А вот при­вычка действовать строго по образцу затормаживает процесс разви­тия творчества. Ранее уже говорилось, что самое главное в процессе обучения — это формирование конструктивно-изобразительных умений, а не научение создавать конкретные образы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: