Образовательные задачи:
- закреплять умение работать с различными материалами для конструирования (природным, бросовым, строительным и бумагой), учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности;
- закреплять умение выделять, называть, классифицировать разные объемные геометрические тела (брусок, шар, куб, цилиндр, конус, пирамиду, призму, тетраэдр, октаэдр, многогранник) и архитектурные формы (купола, крыши, арки, колонны, двери, лестницы, окна, балконы, эркеры), входящие в состав строительных наборов или конструкторов;
- продолжать учить размещать в пространстве различные геометрические тела, используя различные композиции, раскрывающие суть конструктивных образов;
- учить создавать сюжетные композиции в процессе конструирования;
- продолжать учить сопоставлять геометрические формы друг с другом и объектами окружающей жизни;
- видеть образ в геометрических формах;
использовать различные приемы и техники в процессе конструктивной деятельности;
- создавать конструктивные образы в процессе экспериментирования с различными материалами и преобразования разнообразных заготовок;
- соединять детали с помощью дополнительных материалов (пластилина, глины, двустороннего скотча, клея, спичек).
Развивающие задачи:
- продолжать формировать чувство формы при создании построек и поделок;
- способствовать овладению композиционными закономерностями: масштаб, пропорция, пластика объемов, фактура, динамика (статика);
- продолжать развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимание, память;
- закреплять конструктивные умения: располагать детали в различных направлениях на разных плоскостях, соединять их, соотносить постройки со схемами, подбирать адекватные приемы соединения;
|
- расширять словарь ребенка специальными понятиями: «пропорция», «масштаб», «фактура», «пластика», «пропорция».
Воспитательные задачи:
- вызывать интерес к конструированию и конструктивному творчеству;
- воспитывать умение руководствоваться словесными инструкциями педагога в процессе упражнений;
- эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и поделкам других;
- аккуратность при работе с различными материалами и инструментами;
- умение совместно работать с детьми и педагогом в процессе создания общей работы.
Особенности обучения. В средней группе дети закрепляют свои конструктивные умения, на основе которых у них формируются новые. Так, умение составлять определенную композицию из элементов конструктора, способствует развитию умения планировать работу. В этом возрасте дети учатся не только действовать по плану, предлагаемому педагогом, но и самостоятельно определять этапы выполнения будущей постройки. Это важный фактор при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.
В процессе работы с бумагой и картоном дети учатся сгибать бумагу в различных направлениях, используя как простые, так и сложные виды сгиба. В средней группе такой вид конструирования, как бумагопластика, становится все более актуальным. Наравне со строительными наборами бумага благодаря своим выразительным и пластическим возможностям позволяет создавать интересные конструкции и поделки, имеющие как реалистичную, так и декоративную основу. Бумага, а вернее ее преобразование, развивает воображение детей, формирует умение видеть новые образы в привычных формах. Например, конус, выполненный из бумаги, может при соответствующих доработках превратиться в любое животное, цветок, вазу, лодку, завершение для башни, стать частью костюма для сказочного персонажа и т.д.
|
Вариантов использования конуса множество. Но для того чтобы дети смогли преобразовать его, необходимо на схемах, педагогических эскизах показать возможности трансформации.
Такие же чудесные превращения получаются и в технике оригами, которая основана на приемах работы с бумагой путем сгибания ее в различных направлениях. Техника оригами только в исключительных случаях допускает применение ножниц и клея. Это позволяет отнести ее к достаточно сложным техникам, которые требуют огромного внимания, терпения и аккуратности. Неровно сложенные углы не позволят получить желаемый результат. Первоначальный этап обучения технике оригами в средней группе — овладение самыми простыми исходными формами, варьируя которые можно получить разные образы.
Другой вид бумагопластики заключается в использовании ножниц, клея, помимо приемов работы с бумагой, позволяя создавать объемные конструкции и поделки с привлечением опыта работы с аппликационными образами. Здесь также требуется умение работать с ножницами, чтобы получить необходимую деталь для конструкции. В средней группе дети осваивают только простые способы вырезывания. Они надрезают, разрезают бумагу и вырезывают элементарные формы из заготовок. Наряду с вырезыванием в средней группе для создания конструктивного образа может применяться выщипывание (для передачи фактуры постройки) и обрывание (для передачи определенного характера образа, отображения стиля постройки). Приемы аппликации в данном случае могут выступать как основные, так и дополнительные.
|
Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе — умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу.
Изготовление детьми различных поделок и игрушек для подарка маме, бабушке, сестре, младшему товарищу или сверстнику воспитывает заботливое и внимательное отношение к близким, желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто стимулирует ребенка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность еще более эмоционально насыщенной и приносит ему большое удовлетворение.
Конструктивная деятельность благодаря своим возможностям, позволяет практически познакомить детей с таким видом искусства, как архитектура. В средней группе дети не просто изучают отдельные архитектурные формы, но и знакомятся с разными стилями, что положительно сказывается и на других видах изобразительного творчества. Именно знание особенностей разных форм архитектуры способствует обогащению содержания рисунков, аппликационных образов детей. В этом случае конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При знакомстве детей с архитектурой развиваются художественный вкус, умение восторгаться архитектурными формами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в его функциональном назначении, но и оформлении.