Средний дошкольный возраст




Образовательные задачи:

- закреплять умение работать с различными материалами для конструи­рования (природным, бросовым, строительным и бумагой), учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможно­сти;

- закреплять умение выделять, называть, классифицировать разные объ­емные геометрические тела (брусок, шар, куб, цилиндр, конус, пирами­ду, призму, тетраэдр, октаэдр, многогранник) и архитектурные формы (купола, крыши, арки, колонны, двери, лестницы, окна, балконы, эркеры), входящие в состав строительных наборов или конструкторов;

- продолжать учить размещать в пространстве различные геометрические тела, используя различные композиции, раскрывающие суть конструк­тивных образов;

- учить создавать сюжетные композиции в процессе конструирования;

- продолжать учить сопоставлять геометрические формы друг с другом и объектами окружающей жизни;

- видеть образ в геометрических формах;

использовать различные приемы и техники в процессе конструктивной деятельности;

- создавать конструктивные образы в процессе экспериментирования с различными материалами и преобразования разнообразных загото­вок;

- соединять детали с помощью дополнительных материалов (пластилина, глины, двустороннего скотча, клея, спичек).

Развивающие задачи:

- продолжать формировать чувство формы при создании построек и по­делок;

- способствовать овладению композиционными закономерностями: мас­штаб, пропорция, пластика объемов, фактура, динамика (статика);

- продолжать развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимание, память;

- закреплять конструктивные умения: располагать детали в различных направлениях на разных плоскостях, соединять их, соотносить построй­ки со схемами, подбирать адекватные приемы соединения;

- расширять словарь ребенка специальными понятиями: «пропорция», «масштаб», «фактура», «пластика», «пропорция».

 

Воспитательные задачи:

- вызывать интерес к конструированию и конструктивному творчеству;

- воспитывать умение руководствоваться словесными инструкциями пе­дагога в процессе упражнений;

- эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, про­дуктам своей конструктивной деятельности и поделкам других;

- аккуратность при работе с различными материалами и инструмента­ми;

- умение совместно работать с детьми и педагогом в процессе создания общей работы.

 

Особенности обучения. В средней группе дети закрепляют свои конструктивные умения, на основе которых у них формируются но­вые. Так, умение составлять определенную композицию из элементов конструктора, способствует развитию умения планировать работу. В этом возрасте дети учатся не только действовать по плану, пред­лагаемому педагогом, но и самостоятельно определять этапы выпол­нения будущей постройки. Это важный фактор при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

В процессе работы с бумагой и картоном дети учатся сгибать бу­магу в различных направлениях, используя как простые, так и слож­ные виды сгиба. В средней группе такой вид конструирования, как бумагопластика, становится все более актуальным. Наравне со строи­тельными наборами бумага благодаря своим выразительным и пла­стическим возможностям позволяет создавать интересные конструк­ции и поделки, имеющие как реалистичную, так и декоративную основу. Бумага, а вернее ее преобразование, развивает воображение детей, формирует умение видеть новые образы в привычных формах. Например, конус, выполненный из бумаги, может при соответству­ющих доработках превратиться в любое животное, цветок, вазу, лодку, завершение для башни, стать частью костюма для сказочного персонажа и т.д.

 

 

Вариантов использования конуса множество. Но для того чтобы дети смогли преобразовать его, необходимо на схемах, педагогических эскизах показать возможности трансформации.

Такие же чудесные превращения получаются и в технике оригами, которая основана на приемах работы с бумагой путем сгибания ее в различных направлениях. Техника оригами только в исключительных случаях допускает применение ножниц и клея. Это позволяет отнести ее к достаточно сложным техникам, которые требуют огромного внимания, терпения и аккуратности. Неровно сложенные углы не позволят получить желаемый результат. Первоначальный этап обу­чения технике оригами в средней группе — овладение самыми про­стыми исходными формами, варьируя которые можно получить разные образы.

Другой вид бумагопластики заключается в использовании ножниц, клея, помимо приемов работы с бумагой, позволяя создавать объ­емные конструкции и поделки с привлечением опыта работы с ап­пликационными образами. Здесь также требуется умение работать с ножницами, чтобы получить необходимую деталь для конструкции. В средней группе дети осваивают только простые способы вырезы­вания. Они надрезают, разрезают бумагу и вырезывают элементарные формы из заготовок. Наряду с вырезыванием в средней группе для создания конструктивного образа может применяться выщипывание (для передачи фактуры постройки) и обрывание (для передачи опре­деленного характера образа, отображения стиля постройки). Приемы аппликации в данном случае могут выступать как основные, так и дополнительные.

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первона­чальных навыков работы в коллективе — умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необ­ходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу.

Изготовление детьми различных поделок и игрушек для подарка маме, бабушке, сестре, младшему товарищу или сверстнику воспи­тывает заботливое и внимательное отношение к близким, желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто стимулирует ребенка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность еще более эмоционально насыщенной и приносит ему большое удовлетворение.

Конструктивная деятельность благодаря своим возможностям, позволяет практически познакомить детей с таким видом искусства, как архитектура. В средней группе дети не просто изучают отдельные архитектурные формы, но и знакомятся с разными стилями, что по­ложительно сказывается и на других видах изобразительного твор­чества. Именно знание особенностей разных форм архитектуры способствует обогащению содержания рисунков, аппликационных образов детей. В этом случае конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При зна­комстве детей с архитектурой развиваются художественный вкус, умение восторгаться архитектурными формами и понимать, что цен­ность любого сооружения заключается не только в его функциональ­ном назначении, но и оформлении.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: