Старший дошкольный возраст




 

Образовательные задачи:

- совершенствовать умение работать с различными материалами для конструирования (природным, бросовым, строительным и бумагой), учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности;

- закреплять умение выделять, называть, классифицировать разные объ­емные геометрические тела (брусок, шар, куб, цилиндр, конус, пира­мида, призма, тетраэдр, октаэдр, многогранник) и архитектурные формы (купола, крыши, арки, колонны, двери, лестницы, окна, балконы, эркеры), входящие в состав строительных наборов или конструкто­ров;

- использовать различные типы композиции для создания объемных конструкций;

- создавать сюжетные конструктивные образы;

- сопоставлять геометрические формы друг с другом и объектами окру­жающей жизни;

- выделять образ в различных геометрических телах;

- совершенствовать умение использовать различные приемы и техники в процессе создания конструктивного образа;

- продолжать учить составлять конструкцию по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам;

- учить самостоятельно преобразовывать материалы с целью изучения их свойств в процессе создания конструктивных образов;

- закреплять умение подбирать адекватные способы соединения деталей конструктивного образа, делая их прочными и устойчивыми;

- находить замену одних деталей другими;

- совершенствовать умение сгибать бумагу различной плотности в раз­личных направлениях;

- учить работать по готовым выкройкам, чертежам.

Развивающие задачи:

- продолжать формировать чувство формы, пластики при создании по­строек и поделок;

- закреплять умение использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорция, пластика объемов, фактура, динамика (статика) в процессе конструирования;

- продолжать развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимание, память;

- совершенствовать умение планировать свою деятельность;

- закреплять и расширять словарь ребенка специальными понятиями «заменитель», «структура», «тектоника».

 

Воспитательные задачи:

- вызвать интерес к конструированию и конструктивному творчеству;

- воспитывать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и поделкам других;

- аккуратность при работе с различными материалами и инструментами; совершенствовать навыки работы с ножницами;

- воспитывать умение работать коллективно.

 

Особенности обучения. Конструктивное творчество детей стар­шего дошкольного возраста отличает содержательное и техническое разнообразие построек и поделок, обусловленное наличием опреде­ленной степени изобразительной свободы.

Изготовление поделок из природного материала формирует у де­тей не только технические умения и навыки, но и эстетическое от­ношение к природе, искусству, своему творчеству. Однако это ста­новится возможным только при комплексном и системном подходе к процессу обучения. Важно чтобы знания, умения и навыки, по­лучаемые в ходе одного вида конструирования, дети умели исполь­зовать в других.

В качестве активизации конструктивного творчества детей целе­сообразно использовать разнообразный стимулирующий материал: фотографии, картинки, схемы, направляющие их поисковую дея­тельность. Что же касается материалов, применяемых в ходе созда­ния конструктивного образа, то его должно быть больше, чем тре­буется для отдельной постройки (и по элементам, и по количеству). Это делается для того, чтобы приучать детей отбирать только не­обходимые детали, соответствующие их замыслу. Если ребенок не способен сделать выбор и использует весь материал, предоставлен­ный ему на занятии, не стремясь объективно оценить его значимость для реализации замысла, то это свидетельствует о довольно низком уровне творческого развития. Важно учить детей анализировать материал, соотносить его свойства с характером создаваемых кон­структивных образов. Дети старшего дошкольного возраста, созда­вая конструкции, строят не вообще, а с конкретной целью, т.е. для того, чтобы применить постройку (поделку) в практической деятель­ности. Это придает конструированию осмысленность и целенаправ­леность.

Учитывая разнообразие материалов, применяемых в конструиро­вании, следует продумать систему его хранения. Удобнее всего раз­ложить материалы по коробкам, в зависимости от вида, при этом сделать его доступным детям. Классифицировать материал целесо­образно совместно с детьми. Во-первых, это позволит быстрее за­помнить его расположение, во-вторых, совместная работа по раз­борке материала приучает детей к порядку, аккуратности, в-третьих, в ходе такой деятельности дошкольники косвенно закрепляют знания о свойствах разных видов материала.

В старшем дошкольном возрасте под руководством воспитателя дети осваивают новые для них способы соединения, учатся создавать разнообразные подвижные конструкции по картинкам, чертежам. Особое внимание обращается на специальную отработку у детей умения соединять детали при помощи гаек и гаечных ключей, так как это требует участия мелкой мускулатуры руки, которая у до­школьника еще несовершенна.

Наборы строительного материала и конструкторы даются не все сразу, а постепенно, по мере их освоения детьми. После того как дети под руководством воспитателя освоят тот или другой конструк­тор, его можно поместить в уголок творчества, чтобы дети имели возможность самостоятельно использовать его в свободной деятель­ности.

Бумага также находит широкое применение и в старших группах в процессе занятий бумагопластикой, которая используется как са­мостоятельный вид творчества, так и в сочетании с другими, для изготовления различных поделок и игрушек. Детям дают различные сорта бумаги: плотную настольную, писчую, глянцевую, полуватман, а также разные виды картона.

Разнообразие природного материала и простота обработки по­зволяют многосторонне применять его в работе с дошкольниками. Воспитатель вместе с детьми заготавливает природный материал. Пополнение его запасов происходит в течение всего года. Чтобы создать целостную поделку или конструкцию из природного мате­риала, нужно подобрать адекватный способ крепления. В той воз­растной группе в качестве дополнительного средства могут уже ис­пользоваться такие, как шило, иголка, проволока, которые в силу их небезопасности не рекомендуется применять в более младших груп­пах. Однако даже для старших дошкольников необходим инструктаж об особенностях работы с этими инструментами, а также контроль за работой.

Природный материал позволяет создавать конструкции как ма­лых, так и больших размеров, и тогда работа будет носить уже кол­лективный характер. Например, сооружения построек из песка или снега на площадке. В этом случае у детей сформируется умение ве­сти совместную работу, где нужно договариваться, находить общее решение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: