Образовательные задачи:
- совершенствовать умение работать с различными материалами для конструирования (природным, бросовым, строительным и бумагой), учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности;
- закреплять умение выделять, называть, классифицировать разные объемные геометрические тела (брусок, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида, призма, тетраэдр, октаэдр, многогранник) и архитектурные формы (купола, крыши, арки, колонны, двери, лестницы, окна, балконы, эркеры), входящие в состав строительных наборов или конструкторов;
- использовать различные типы композиции для создания объемных конструкций;
- создавать сюжетные конструктивные образы;
- сопоставлять геометрические формы друг с другом и объектами окружающей жизни;
- выделять образ в различных геометрических телах;
- совершенствовать умение использовать различные приемы и техники в процессе создания конструктивного образа;
- продолжать учить составлять конструкцию по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам;
- учить самостоятельно преобразовывать материалы с целью изучения их свойств в процессе создания конструктивных образов;
- закреплять умение подбирать адекватные способы соединения деталей конструктивного образа, делая их прочными и устойчивыми;
- находить замену одних деталей другими;
- совершенствовать умение сгибать бумагу различной плотности в различных направлениях;
- учить работать по готовым выкройкам, чертежам.
Развивающие задачи:
- продолжать формировать чувство формы, пластики при создании построек и поделок;
- закреплять умение использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорция, пластика объемов, фактура, динамика (статика) в процессе конструирования;
|
- продолжать развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимание, память;
- совершенствовать умение планировать свою деятельность;
- закреплять и расширять словарь ребенка специальными понятиями «заменитель», «структура», «тектоника».
Воспитательные задачи:
- вызвать интерес к конструированию и конструктивному творчеству;
- воспитывать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и поделкам других;
- аккуратность при работе с различными материалами и инструментами; совершенствовать навыки работы с ножницами;
- воспитывать умение работать коллективно.
Особенности обучения. Конструктивное творчество детей старшего дошкольного возраста отличает содержательное и техническое разнообразие построек и поделок, обусловленное наличием определенной степени изобразительной свободы.
Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и эстетическое отношение к природе, искусству, своему творчеству. Однако это становится возможным только при комплексном и системном подходе к процессу обучения. Важно чтобы знания, умения и навыки, получаемые в ходе одного вида конструирования, дети умели использовать в других.
В качестве активизации конструктивного творчества детей целесообразно использовать разнообразный стимулирующий материал: фотографии, картинки, схемы, направляющие их поисковую деятельность. Что же касается материалов, применяемых в ходе создания конструктивного образа, то его должно быть больше, чем требуется для отдельной постройки (и по элементам, и по количеству). Это делается для того, чтобы приучать детей отбирать только необходимые детали, соответствующие их замыслу. Если ребенок не способен сделать выбор и использует весь материал, предоставленный ему на занятии, не стремясь объективно оценить его значимость для реализации замысла, то это свидетельствует о довольно низком уровне творческого развития. Важно учить детей анализировать материал, соотносить его свойства с характером создаваемых конструктивных образов. Дети старшего дошкольного возраста, создавая конструкции, строят не вообще, а с конкретной целью, т.е. для того, чтобы применить постройку (поделку) в практической деятельности. Это придает конструированию осмысленность и целенаправленость.
|
Учитывая разнообразие материалов, применяемых в конструировании, следует продумать систему его хранения. Удобнее всего разложить материалы по коробкам, в зависимости от вида, при этом сделать его доступным детям. Классифицировать материал целесообразно совместно с детьми. Во-первых, это позволит быстрее запомнить его расположение, во-вторых, совместная работа по разборке материала приучает детей к порядку, аккуратности, в-третьих, в ходе такой деятельности дошкольники косвенно закрепляют знания о свойствах разных видов материала.
В старшем дошкольном возрасте под руководством воспитателя дети осваивают новые для них способы соединения, учатся создавать разнообразные подвижные конструкции по картинкам, чертежам. Особое внимание обращается на специальную отработку у детей умения соединять детали при помощи гаек и гаечных ключей, так как это требует участия мелкой мускулатуры руки, которая у дошкольника еще несовершенна.
|
Наборы строительного материала и конструкторы даются не все сразу, а постепенно, по мере их освоения детьми. После того как дети под руководством воспитателя освоят тот или другой конструктор, его можно поместить в уголок творчества, чтобы дети имели возможность самостоятельно использовать его в свободной деятельности.
Бумага также находит широкое применение и в старших группах в процессе занятий бумагопластикой, которая используется как самостоятельный вид творчества, так и в сочетании с другими, для изготовления различных поделок и игрушек. Детям дают различные сорта бумаги: плотную настольную, писчую, глянцевую, полуватман, а также разные виды картона.
Разнообразие природного материала и простота обработки позволяют многосторонне применять его в работе с дошкольниками. Воспитатель вместе с детьми заготавливает природный материал. Пополнение его запасов происходит в течение всего года. Чтобы создать целостную поделку или конструкцию из природного материала, нужно подобрать адекватный способ крепления. В той возрастной группе в качестве дополнительного средства могут уже использоваться такие, как шило, иголка, проволока, которые в силу их небезопасности не рекомендуется применять в более младших группах. Однако даже для старших дошкольников необходим инструктаж об особенностях работы с этими инструментами, а также контроль за работой.
Природный материал позволяет создавать конструкции как малых, так и больших размеров, и тогда работа будет носить уже коллективный характер. Например, сооружения построек из песка или снега на площадке. В этом случае у детей сформируется умение вести совместную работу, где нужно договариваться, находить общее решение.