Констатация различных состояний объекта исследования. Наблюдение имеет минусы.
· Трудности при исследовании больших групп.
· В процессе наблюдения исследователь оказывает воздействие на объект.
· Бывает смешивание объективной реальности и ее оценки.
Виды наблюдения:
· Неструктуриромое – объект исследования, исследователь надеется на некий случай.
· Структуриромое – выделяется объект, план.
· Внешнее наблюдение – социолог не является частью исследования (все находится вне объекта, наблюдение со стороны)
· Включенное – социолог становится частью объекта исследования.
· Систематическое – оно осуществляется через определенные промежутки времени.
Опрос – получение информации об объекте, через непосредственный некий контакт с объектом. Опрос выступает основным методом изучения общества. У опроса есть минусы.
· Необходимость составления грамотного вопросника.
· Необходимость создания комфортных условий для респондента (тот, кого опрашивают).
· Необходимость в профессиональных кадрах.
Выделяют три вида опросов.
1) Анкетирование
2) Интервью.
3) Фокус-группа.
1)Анкетирование. Анкета – это документ, в котором выделяют три части. Первая часть называется вводная. В ней выделяются цель исследования, могут содержаться правила заполнения анкеты, советы по заполнению.
Вторая часть называется вопросник, эта основная часть анкеты. И третья часть называется паспортичка (информация о социальном и демографическом положение респондента).
Виды анкетирования:
· Почтовое (рассылка анкет по почте)
· Прессовое (анкета публикуется в массовых и печатных изданиях)
Недостатки активирования:
· Невозможность составления выбора, выход – максимальная рассылка (публикация)анкет.
|
· Низкий возврат анкет.
· Длительность возврата анкет.
· Невозможность отследования заполнения.
Подобное анкетирования применяется для несложных массовых вопросов.
3) Раздаточное анкетирование.
Плюсы.
* возможность составления выборки.
* 100% возврат анкет.
* на респондента оказывается минимальное воздействие.
4) Интернет анкетирвоание.
Плюсы.
· Мгновенный возврат анкет
Минусы.
· Трудности с составлением выбора.
· Техническая возможность несколько раз заполнить анкету.
· Ограниченный доступ к сети интернет.
В анкете выделяют следующие виды вопросов.
· Содержательные вопросы, (основные вопросы помогающие выявить мнение респондента)
· Функциональные – вопросы, которые управляют заполнением анкеты. (1)(вопросы-фильтры,) они из всей совокупности объекта выделяют подсовокупности по признаку.(2) (контрольные вопросы) они помогают выявить степень искренности ответа респондента, в анкету вставляется 2 или 3 одинаковых вопроса, которые по разному сформулированы. Если ответ одинаковые, возможно, это истина, если ответы разные, то вероятность искренности достаточно низка..
Также по способу ответа выделяют:
· Закрытые вопросы – респондент выбирает один из предложенных вариантов.
· Дихотомические вопросы – требуют ответа «да» или «нет».
· Открытые вопросы – респондент сам дает ответ.
· Полузакрытые – кроме предложенных вариантов ответа, респондент может дать собственный ответ.
Чаще всего применяются закрытые или дихотомические вопросы.
|
2) Интервью – получение информации в форме беседы. Интервью проводит Интервьюер. Выделяют следующие виды интервью:
· Стандартизированные – люди опрашиваются на основании формализованного опросника.
· Фокусированные (глубинные) – применяются для выявления мнений, знаний по отдельной проблеме.
· Телефонное интервью.
4) Фокус группа – относительно новая форма опроса, это беседа в рамках небольшой группы (экспертов) по определенной проблеме. Группой управляет модератор, который дает каждому эксперту высказаться, контролирует общий ход беседы, постоянно поддерживает интерес. Длятся группы от 1.5 до 3 часов, чаще всего применяются в маркетинговых исследованиях, участие платное. Вся информация фиксируется на диктофон, а затем переводится в текст. Фокус группа относительно молодое дело, но достаточно популярное, и большая часть социологических организаций, занимаются именно такими исследовании.
3) Анализ документов. Документ – это артефакт, специально созданный для хранения и передачи информации. Типология доментов
· Способ фиксации информации.(письменные, аудиозаписи, видеозаписи, машиночитаемый документ)
· Способ изложения (статистический, текстовые документы)
· Значимость документа.(официальный, неофициальный).
2 вида анализа документов.
· Время, достоверность или недостоверность информации.
· Контент-анализ – связан с поиском смысловых единиц, понятие, имя, название политическое партии и т.д. Исследуется частота появления.
· Эксперимент. Выявления влияния фактора в искусственно созданных условиях, выделяют полевой и лабораторный эксперимент. Полевой – объект находится в естественных условиях. Лабораторный – в искусственных. При проведение эксперимента создаются две группы, экспериментальная и контрольная, контрольная не принимает участия в эксперименте, а служит для сравнении с экспериментальной.
|
1 эксперимент называется хотормский (Элтон Мейо) 1924-1936.
2 эксперимент Стенли Милгрэм. ВАпервые был осуществлен приЕльском университете. Цель университета – выявление рамок поведения человека, связанных с причинением боли и страдания. Милгрем смоделировал следующую ситуацию - в эксперименте принимали участие ученик и учитель. Ученик – актер, учитель – участник эксперимента. Ему объяснялось, что цель эксперимета выявить зависимость, между напоминанием и наказанием. Эксперимент якобы состоял в следующем, учитель давал ученику запомнить пары, ученик должен был запомнить. За каждый неправильный ответ, учитель давал 45, минимальный 450 вольт. После отметки 150 вольт, ученик актер, начинал умолять прекратить эксперимент, однако рядом с учителем, находился человек в халате, как представитель унимъверситета и совершенно спокойно предлагал продолжить эксперимент.