Билет № 18. ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫРАБОТЫПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА.
Цель этических принципов и стандартов – установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога, а именно:
1.Это ориентир при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога.
2. Стандарты призваны оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного использования психологических знаний и защитить психологов и практическую психологию от дискредитации.
За рубежом профессиональные этические кодексы действуют уже много лет и содержательно они повторяются, но «Этический кодекс и Стандарты практики» Американской ассоциации консультирования и «Кодексе этики и практики консультантов» Британской Ассоциации Консультантов являются наиболее всеобъемлющими.
В России в последние годы появились этические кодексы разных психологических сообществ, составители которых стремятся учитывать специфические особенности различных видов психологической работы: психотерапевта, политического психолога, психологов Министерства внутренних дел, педагогических психологов, бизнес-психологов.
Общие для всех психологических школ и направлений этические принципы и правила:
Принцип конфиденциальности.
Принцип компетентности.
Принцип ответственности.
Принцип благополучия клиента.
Принцип соблюдения границ (в том числе и с бывшими клиентами).
Принцип конфиденциальности.
Суть этого правила в охране частной жизни клиента. Полное имя, место жительства, профессия, возраст и другие данные, позволяющие идентифицировать человека, зашифровываются и раскрываются только с его согласия. Психолог должен позаботиться о том, чтобы не допустить доступа посторонних к информации о клиентах.
В «Кодексе этики и практики консультантов» Британской Ассоциации Консультантов говорится, что «конфиденциальность – это средство обеспечения клиента необходимой безопасностью и приватностью, а также защита его автономии», и поэтому «любое ограничение конфиденциальности снижает эффективность консультирования ». Там же говорится, что «данное соглашение может быть пересмотрено и изменено только в результате обсуждени я между консультантом и клиентом».
В тексте «Этического кодекса педагога–психолога Службы практической психологии образования России», где также говорится о конфиденциальности: Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов.
НО, помимо этических обязательств, вынуждающих нас хранить конфиденциальность, мы несем и юридическую ответственность, которая обязывает нас нарушать принцип конфиденциальности в силу действия императива о защите человеческой жизни. Для этого должны быть юридические или этические основания, а именно: правило конфиденциальности не действует, когда консультант уверен, что существует угроза нанесения вреда клиенту или другим людям.
Тем не менее, даже в случае наличия этой угрозы (смертельная и/или заразная болезнь клиента, его агрессивные намерения по отношению к кому-либо, употребление им наркотиков и т. п.), консультанту предписано ставить клиента в известность, прежде чем разглашать те или иные сведения о нем, за исключением тех случаев, «когда есть основания считать, что клиент больше не желает или не способен нести ответственность за свои поступки». Однако даже в таких ситуациях разглашение сведений о клиента должно быть минимальным, а информация предоставляться только тем лицам, которым грозит опасность, или же специалистам (супервизору или иным), которые способны влиять на ход событий.
Принцип компетентности.
2.1. Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.
2.2. Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.
В «Кодексе этики и практики консультантов» Британской Ассоциации Консультантов говорится, что консультанты должны и обязаны: приобрести уровень компетентности до начала практической деятельности; сохранять непрерывное профессиональное развитие; иметь регулярную супервизию; следить за своим функционированием (т.е. не работать под воздействием веществ или в состоянииличных эмоциональных проблем); иметь способность определить ситуацию, когда правильней будет направить клиента к другому специалисту.
Принцип ответственности.
Консультант несет полную ответственность перед клиентами, коллегами и обществом в целом за наличие у него соответствующей профессиональной подготовки и обязан сознавать границы и ограничения своей компетенции.
3.1. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою деятельность.
3.2. Проводя исследования, психолог заботится прежде всего о благополучии людей и не использует результаты работы им 3.3. Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях.
3.4. Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны.
3.5. При принятии решения об оказании психологической помощи недееспособным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, и т. п.) психолог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства. В случаях, если клиент не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие.
3.6. Учитывать влияние любых предшествующих и перекрывающихся отношений клиента и консультанта.
3.7. Также консультанты несут ответственность перед другими специалистами. В Американском этическом кодексе этому вопросу посвящен особый раздел, где говорится: «Консультанты должны уважительно относиться к подходам, используемым другими специалистами и отличающимся от подходов, применяемых ими самими. Консультанты должны быть знакомы с традициями и особенностями практики других специалистов, с которыми они вместе работают».
3.8. В отношении клиентов, которые пользуются услугами других специалистов, занимающихся охраной психического здоровья, спрашивать у клиента разрешения информировать этого специалиста, с которым в свою очередь желательно установить позитивные профессиональные отношения.
3.9. Понимать границы своей ответственности, так как он не может полностью отвечать за своих клиентов, заменяя им родителей, друзей, любимых, Бога, т.к. чрезмерная ответственность, гиперопека могут лишить клиента уверенности в своих силах и возможности личностного роста. Задача же консультанта значительно более сложная – постепенно сформировать чувство и готовность к ответственности у консультируемых. По этой же причине нежелательно давать клиентам прямые советы. Самый лучший и действенный совет – это тот, который человек дает самому себе, обдуманный и выстраданный.
4. Принцип благополучия клиента.
4.1. В своих профессиональных действиях психолог -консультант ориентируется на благополучие и учитывает права всех субъектов процесса. В случаях, когда его обязанности вступают в противоречие с этическими нормами, специалист разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди».
4.2. Психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям.
4.3. Психолог придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту.
5. Принцип соблюдения границ (в том числе и с бывшими клиентами).
Совершенно убрать зависимость во взаимоотношениях клиента и консультанта невозможно, а многие психотерапевтическое школы (в частности, роджерианская, центрированная на клиенте, или телесная терапия) предполагают достаточно большую степень эмоциональной близости с клиентом в процессе психотерапевтической работы. Интенсификация же этих эмоциональных отношений может активизировать разного рода эротические фантазии обоих. Несмотря на то, что во всех имеющихся кодексах устанавливается строжайший запрет не только на вступление в сексуальную связь, но и на личные и дружеские отношения с клиентами, даже бывшими, некоторые терапевты нарушают этот запрет. В США в ряде штатов (например, Мичиган, Миннесота и Калифорния) предусмотрены юридические санкции за психотерапевтические злоупотребления, но в РФ таких санкций не существует и ответственность за соблюдение этических принципов остается на совести консультанта.
В «Кодексе этики и практики консультантов» Британской Ассоциации Консультантов говорится, что консультанты должны и обязаны:
1. Устанавливать и соблюдать границы в ходе консультативных сессий. Следует недвусмысленно довести до сведения клиента, что консультирование - это формальные и регулируемые контрактом отношения.
2. Проявлять осторожность вступая с бывшими клиентами в отношения иного рода (дружба, бизнес, сексуальные отношения, обучение, супервизия и др.) Любые изменения в характере отношений необходимо обсудить с супервизором. Принимая решение об изменениях в характера отношений с бывшими клиентами следует рассмотреть существовавшие в ходе консультирования проблемы и динамику власти, а также то, насколько они были проработаны.