Автор – создатель журналистского или литературного произведения. Авторами бывают штатные и внештатные сотрудники.
Авторитарная теория печати – специальная теория, на основе к. деятельность СМИ контролируется правительством страны.
Авторский лист – единица измерения объёма печатного текста. Составляет 40 тыс. печатных знаков (включая пробелы).
Агитация – устная и печатная деятельность, имеющая целью политическое воздействие на широкие народные массы. СМИ присуща эта задача.
Аккредитация – назначение какого-л. журн-та или СМИ представителем при определённом органе власти.
Аналитические жанры – анализируют жизненные ситуации, основной вопрос журн-та: «Почему?». Аналитические жанры:
1. Статья
2. Комментарий
3. Рецензия
4. Репортаж
5. Интервью
6. Расширенная заметка
Аноним – автор, к. решил скрыть своё имя. Законодательством это разрешено.
Аргумент – факт, суждение, к. используется журн-том.
Аудитория СМИ – неопределённо многочисленная и качественно неоднородная группа людей, к. вступает во взаимоотношения со СМИ.
Бакалавр – первая учёная степень в университете.
Брифинг – встреча официальных лиц с представителями СМИ. Отличается от пресс-конференции тем, что ОЛ отвечает на вопросы журналистов.
Вёрстка – расположение, размещение материалов на газетной полосе.
Включённое наблюдение – приём, в к. журналист меняет профессию.
Внушение – различные способы вербального и невербального эмоционального воздействия на человека.
Всемирный день свободной печати – отмечается ежегодно с 3 мая 1993.
Выходные данные – публикуются на первой или последней полосе.
Газета – печатное периодическое издание, в к. публикуются материалы по текущим событиям, является одним из основных СМИ.
|
Главный редактор – лицо, возглавляющее редакцию.
Гласность – доступность для всеобщего ознакомления и обсуждения чего-либо.
Глобализация СМИ – преодоление границ для распространения информации.
Локализация СМИ – представление в СМИ глобальных проблем страны и мира в местном измерении.
Яндекс.Директ Курсы журналистики журналистика.маэо.рф →Дистанционно! Переподготовка по журналистике за 3 мес. и 15 000 руб. Курсы квалификации журналистов vse.prof-kursy.ru →За две недели или месяц дистанционно. Выдаем удостоверение РФ! Идет набор на курсы! Написание текстов любой сложности! homework.ru →Уникальные тексты от профессионалов от 100 рублей!Индивидуальный подход. Опыт 18лет Курсы на проект-менеджера! niidpo.ru →Дистанционные курсы на проект -менеджера. Московский диплом. Набор 2019!
Государственная поддержка СМИ – совокупность разных мер для поддержки СМИ.
Государственная тайна – защищенные гос-вом сведения в области военной, внешнеполитической, экономической и иных сфер, то, что не подлежит огласке.
Госстандарт журналистского образования – единый документ, на основании к. организуется учебный процесс по специальности «журналистика».
Гуманность – проникновение любовью к человеку и уважение человеческой личности.
Дайджест – краткое изложение, обзор того, что уже опубликовано.
Дезинформация – распространение искаженных, заведомо ложных сведений.
Деловая пресса – самостоятельный сегмент информационного рынка, ориентирована на предпринимателей, деловых людей.
|
День международной солидарности журналистов – 8 сентября ежегодно. 8 сентября 1943 г. Гитлеровцы казнили словацкого журналиста Юриуса Пучика.
День печати – в РФ отмечается 13 января. В 1703 г. Вышел первый номер газеты «Ведомости». 5 мая – День печати на Кубани – вышел первый номер газеты «Правда».
День радио и телевидения – 7 мая.
Деонтология журналиста – сис-ма требований, норм, принципов должностного профессионального поведения журналистов, свод правовых и этических норм.
Доктрина информационной безопасности РФ – представляет собой совокупность взглядов на взгляды, цели, задачи, принципы обеспечения информацией граждан.
Документ – материальный носитель информации.
Достоверность информации – подлинная, реальная информация, не вызывающая сомнений.
Доступ к информации – конституционное право гражданина свободно искать и получать информацию любым законным способом, ограничение только по законодательству.
Евровидение – международная телесеть.
Жанр – тип журналистского произведения.
Жёлтая пресса – издания, к. гоняются за сплетнями, скандалами, сенсациями.
Журнал – периодическое издание, выходящее книжкой.
Журналист – лицо, занимающееся сбором, редактированием и распространением информации.
Журналистика – способ деятельности журналиста.
Журналистика онлайн – сетевая журналистика с использованием современных сетевых технологий.
Журналистские организации – Союз журналистов России – осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом организации. Председатель – Всеволод Богданов.
|
Законодательство о СМИ – сумма законов и правовых актов, регламентирующих работу СМИ.
Запрос информации – один из способов получения сведений журналистов. Может быть устным или письменным.
Защита чести, достоинства и деловой репутации журналиста – мера, предусмотренная законодательством.
Злоупотребление СМИ – использование СМИ в незаконных корыстных целях.
Издательство – учреждение, обеспечивающее производство СМИ.
Интервью – способ получения информации; жанр, построенный на основе беседы.
Интернет – всемирная сеть компьютерно-спутниковых коммуникативно-информационных служб, свободная к доступу.
Информационная безопасность – состояние информационной защищённости национальных интересов.
Информационная война – решение финансово-промышленными группами проблем собственного бизнеса с использованием СМИ.
Информационная открытость – доступность органов власти для СМИ.
Информационная политика – совокупность принципов и методов правового регулирования деятельности СМИ на уровне государства.
Информационные агентства – специальные организации, самостоятельный вид СМИ, к. занимается сбором, обработкой и оперативным распространением информации. В России: ИТАР-Тасс, РИА новости, Интер факс.
Информационное право – сумма норм, регулирующих взаимоотношения физических и юридических лиц со СМИ.
Информационное пространство – территория, на к. распространяется СМИ.
Информационные жанры: заметка, расширенная заметка, репортаж, интервью, отчёт, обзор, обозрение.
Информационный повод – мотив появления в СМИ какой-то информации.
Информационный рынок –
Информационные технологии – процессы, элементы сбора, хранения и обработки информации.
Информация – сведения о лицах, предметах, фактах, содержится в материалах любого жанра.
Источник информации – гражданин (физическое лицо), документы, события, факты.
Качественная пресса – периодическое издание, рассчитанное на высокообразованного человека.
Клевета – ложный слух, всё то, что позорит человека, рождает о нём неправильно мнение.
Кодекс профессиональной этики российского журналиста – документ, предназначенный для внутреннего пользования.
Служебная тайна – информация имеет коммерческую ценность и потому не подлежит огласке.
Коммуникации – передача сообщений информации по определённому каналу.
Компиляция – составление сочинений, материалов из заимствованных источников.
Контент - анализ – способ изучения журналистских текстов с применением количественных методов.
Конфиденциальная информация – сведения, представленные гражданами с условием сохранения их в тайне.
Концентрация СМИ – одно лицо владеет целым рядом СМИ.
Корпоративная пресса – СМИ предприятий, промышленных компаний и холдингов, корпораций, учредителями выступают их руководящие структуры.
Либертарная теория печати – теория, к. помогает найти истину и способствует разрешению политических и социальных проблем.
Лид – преамбула (вводная часть) журналистского произведения.
Лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности.
Магистр – вторая учёная степень после бакалавра.
Манипулирование – изменение поступков и поведения людей вопреки их интересам.
Маркетинг – определение потребностей конкретного рынка.
Массовая информация – журналистские материалы, предназначенные для неограниченного круга лиц.
Массовая коммуникация – процесс распространения и обмена информацией с помощью технических средств.
Масс-медиа – СМИ.
Массовые издания – СМИ, рассчитанные на большую аудиторию.
Медиа-образование - процесс распространения знаний о деятельности СМИ.
Менеджмент СМИ – экономическая сис-ма управления СМИ.
Международные принципы журналистской этики – специальный документ, принятый в 1983 г. в Праге на IV Международной встрече профессиональных журналистских организаций. Содержит 10 основных правил взаимоотношения журналиста и общества.
Мнение – недостоверное субъективное знание.
Многотиражная газета – тип издания на предприятиях.
Мониторинг – контроль разлиных процессов в профессиональных и общественных сферах.
Муниципальные СМИ – СМИ городов и районов (муниципалитеты).
Наблюдение – один из наиболее распространённых способов получения журналистом информации.
Независимость СМИ – самая острая проблема в СМИ.
Незаконные способы получения информации – способы вопреки уставу и законодательству.
Новость – информация, вызывающая изменения в представлении чего-либо.
Обратная связь – изучение СМИ реакции аудитории.
Общественное мнение – один из способов существования и проявления массового сознания.
Общественно значимая информация – информационный продукт, в к. заинтересована массовая аудитория.
Объективность журналистики – один из основных принципов профессиональной деятельности. Опора на достаточное количество фактов, сведений.
Обязанности журналиста – ст. 49 Закона РФ о СМИ.
Обязательные сообщения – прописаны в Законе о СМИ.
Опровержение – доказательство ложности, неверности чьих-либо утверждений, в т.ч. и утверждений журналистов.
Оригинал – рукопись, с к. производится набор текста.
Паблик рилэйшенс – связи с общественностью.
Периодическое печатное издание – журнал, газета и т.п., имеющие постоянное название, текущий номер и периодически выходящее (не реже 1 раза в год).
Плагиат – выдача чужого произведения за своё.
Плюрализм – философское учение о множестве мнений в демократическом обществе.
Права журналиста – прописаны в Законе о СМИ: искать, запрашивать, получать и распространять информацию.
Правда – истинная оценка какого-либо результата.
Право 5 W – право знать, право на ответ, право на получение информации, право на агитацию, право невиновности (презумпция невиновности).
Пресс-конференция – специальный способ или форма информирования журналистов о чём-либо.
Пресс-релиз – специально подготовленный в организации материал.
Пресс-служба – специальная структура, к. создаётся в учреждениях и является посредником между организациями и СМИ.
Принципы журналистики – исходное положение какой-либо теории.
Принцип перевёрнутой пирамиды – принцип построения материала, когда в начало выносится самое главное.
Проверка сведений – один из основных профессиональных стандартов работы журналистов.
Продукция СМИ – отдельный материал, тираж газеты и т.д.
Пропаганда – разъяснение каких-либо идей.
Профессиональная этика журналиста – н6ормы, правила, ценности, утверждённые в журналистской среде.
Публицистика – род литературы и журналистики, когда исследуются политические проблемы.
Расследование журналистское – особый метод сбора, проверки и обработки информации.
Регистрация СМИ – оформление права на деятельность СМИ.
Редакция СМИ – руководство, сообщество журналистов.
Редакционная коллегия – коллективный орган руководства СМИ.
Рейтинг – величина реальной аудитории, вычисленная в процентном соотношении.
Реклама – информация о услугах, товарах, видах деятельности с целью привлечения клиентов.
Репортаж – информационный жанр, предполагающий описание событий.
Рецензия – специальный жанр, принадлежащий к анлитическому и художественно-политическому жанру, заключающийся в оценке объектов культуры.
Свобода СМИ – беспрепятственное распространение СМИ.
Свобода слова – возможность беспрепятственно выражать мнение.
Сетевые СМИ – группа вещательных станций.
Система СМИ – совокупность СМИ, позволяющая удовлетворить информационные потребности части населения.
Скрытая запись – использование скрытой записи любого типа информации.
Слоган – рекламная формула, призыв, с помощью к. презентуются товары и услуги.
Собственный корреспондент – журналист, работающий вне редакции.
Союз журналистов РФ – общероссийская журналистская организация.
Специализации журналистов – приоритетные направления в работе профессиональных журналистов.
Специализированные СМИ – СМИ, служащие для распространения информационного продукта, предусмотренного законодательством о СМИ. Издания для журналистов.
Специальный корреспондент – журналист, выполняющий специальные задания редакции.
Спонсор – лицо, оказывающее материальную помощь и предоставляющее средства кому-либо.
СМИ – совокупность творческих организаций, целью к. является сбор, обработка и распространение информационного продукта.
Сценарий – сюжет чего-либо, событие в развитии.
Творчество – многофункциональная деятельность журналиста, связанная с созданием информационного продукта.
Тема журналистского произведения – совокупность фактов действительности для описания и оценки какой-либо жизненной ситуации.
Теории массовых коммуникаций – теория социального научения (усвоение моделей поведения), теория культивирования (многократное воздействие СМИ на людей), теория социализации (внимание акцентируется на том, как СМИ благодаря выражению чего-то являются источниками знаний), теория использования и удовлетворения (зависимость от того, как читатель получает удовлетворение от информационного продукта).
Типология СМИ – разделение СМИ на группы.
Тираж – количество экземпляров разового выпуска периодического издания.
Толерантность – принцип, подход – утверждена в 1995 г. ЮНЕСКО.
Устав редакции – один из основных юридических документов, регламентирующих деятельность СМИ.
Учредитель – создатель СМИ.
Факт – основа всей журналистики. Событие.
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям – федеральный орган исполнительной власти, к. осуществляет централизованно руководство СМИ.
Фонд защиты гласности – правозащитная организация, образованная в 1991 г.
Функции журналиста – направление деятельности СМИ.
Хроникальная заметка – относится к информационному жанру, короткое информационное сообщение.
Художественно-публицистические жанры – жанры журналистики, к к. относятся очерка, фельетон, памфлет, пародия.
Цензура – система надзора за СМИ.
Четвёртая власть – определение СМИ.