Тема: Творительный падеж
Цели: Познакомить с творительным падежом(вопросы, на которые отвечают имена существительные в форме Т. п., предлоги, с которыми они употребляются, основные падежные значения); учить находить в предложении имена существительные в форме творительного падежа по вопросам
и предлогам, грамотно употреблять их в речи;показать красоту осенней природы в октябре.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Этап проверки домашнего задания
Учащиеся зачитывают предложения, в которых употреблены имена существительные в винительном падеже.
III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе
Сообщение темы и целей урока
Чтоб от всех не отставать,
Слыть сообразительным,
Надо все теперь понять
В падеже творительном. Т. Рик
— Сегодня на уроке мы будем наблюдать за особенностями творительного падежа, учиться определять существительные в творительном падеже в словосочетаниях и предложениях.
Орфографическая разминка
Октябрь уж наступил. Уж рощ.. отр..хает
П..следние л..сты (с) нагих св..их в.твей.
Дохнул..сенний хлад. Д..рога пр..м..рзает.
Журч.. еще б..ж..т (за) мельницу ручей.
Но пру. уж.. З..СТЫЛ. А. Пушкин
— Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
— Обозначьте части речи.
— Определите род, число, падеж имен существительных.
— Выделите грамматическую основу предложений.
— Объясните значение слов нагие, хлад.
Чистописание
октябрь около однажды
— Составьте со словами словосочетания, предложения.
— Подберите к слову октябрь однокоренные слова, выделите в них корень.
— Как называют в народе октябрь? (Листопад.) Почему?
Народные приметы:
* Октябрьский гром предвещает бесснежную зиму.
* Поздний листопад обещает суровую и продолжительную зиму.
— Подберите к схемам слова:
Словарное слово: фонарь
IV.Этап усвоения новых знаний и способов действий
Введение новой темы: анализ содержания рисунка, составление предложений по рисунку и вопросам, их запись, определение падежа имен существительных, фиксация на доске вопросов кем? чем? и предлогов, помещенных на рисунке; определение значения Т. п. в данных предложениях (значения орудия, с помощью которого совершается действие); составление устного сообщения о творительном падеже (упр. 54).
V.Этап первичной проверки понимания изученного. «Мудрые совы»
Работа с учебником
Наблюдения за существительными в творительном падеже.
Составление и запись словосочетаний с выбором подходящего по смыслу слова из нескольких (с показом соответствующих жестов и толкованием их смысла), определение падежа имен существительных, выделение окончаний; краткая беседа о культуре поведения (некрасиво показывать пальцем), о переносном значении словосочетаний (клевать носом, махнуть рукой) (упр. 55).
— Расскажите о творительном падеже по плану: 1) вопросы; 2) предлоги; 3) значение; 4) роль в предложении; 5) вспомогательное слово.
Физкультминутка
VI. Этап закрепления новых знаний и способов действий
Упражнение в определении имен существительных в форме творительного падежа и их значении.
1. Работа с пословицами:
1) (Не) сп..ши языком, тор..пись.... 2) Что написано п..ром, (не) вы-рубиш.. и....3) Дер..во... ж..вет, дер..во и воду бер..жет. 4) Март (с) в..дой, апрель с....
5) Ф.враль силен м..телью, а март.... 6) Октябрь землю п.. кроет— где л..стком, где....
Слова для справок: в..дой, т..п..ром, тр..вой, сн..жком, к..пелью, делом.
— Прочитайте пословицы, вставляя подходящие по смыслу слова.
— Спишите, вставляя пропущенные буквы.
— В каком падеже стоят слова, которые вы вставили?
VII. Этап применения знаний и способов действий
Определение падежа имен существительных,выборочное списывание словосочетаний с именами существительными в форме Т. п. со вставкой пропущенных букв; составление и запись на доске словосочетаний с глаголами заниматься (чем?) …, гордиться (кем? чем?) …, смеяться (над кем? чем?) …. (упр. 56).