Женский национальный костюм немцев Сибири.




Женский национальный костюм немцев Сибири.

Выполнила: Власенко Варвара, ученица 8 «В» класса

Руководители: Костюченко Юлия Викторовна,

учитель немецкого языка

Максимова Екатерина Петровна,

учитель ИЗО

 

г. Омск – 2020

Оглавление

  стр.
Введение..................................................  
Глава 1. Теоретическая часть  
1.1. Из истории женского немецкого национального костюма.....  
1.2. Особенности женского национального костюма............  
1.3. Изменения в женском костюме, связанные с природно - климатическими условиями Западной Сибири.................  
Глава 2. Практическая часть  
2.1. Материалы и инструменты для изготовления бумажной куклы..  
2.2. Изготовление бумажной куклы с национальными костюмами...  
Заключение................................................  
Список литературы.......................................... 13 – 14

Введение

Изучая немецкий язык второй год, как второй иностранный, мне захотелось узнать историю немцев, проживающих на территории Сибири, познакомиться с их культурой и традициями, а именно изучить женский национальный костюм. Национальный костюм для любого народа – это воплощение всех его особенностей, культуры и традиций. Каждая нация может похвастаться особенной одеждой, которая хранит в себе частичку прошлого и позволяет сохранять национальную идентичность.Я решила не только изучить данную тему, но и создать бумажную коллекцию женской национальной одежды.

Гипотеза: действительно ли народная одежда изменяется в зависимости от региона проживания, отражает стиль своего владельца, его жизненный уклад, достаток, эстетические взгляды.

Объект: женский национальный костюм немцев Сибири.

Предмет исследования: женский национальный костюм немцев и его изменения в зависимости от региона проживания.

Цель: Изучение истории и особенностей немецкого женского национального костюма Сибири.

Задачи работы:

1. Изучить и проанализировать специальную литературу по теме исследования, используя различные источники, включая Интернет;

2. Узнать особенности женского немецкого национального костюма;

3. Выявить изменения в женском костюме, связанные с природно-климатическими условиями Западной Сибири;

4. Создать коллекцию женской национальной немецкой одежды для бумажной куклы.

Методы исследования:

1. Изучение литературы, анализ идей и материалов для выполнения исследования;

2. Синтез;

3. Создание бумажной коллекции женской национальной одежды.

Практическая ценность данного исследования заключается в том, чтобы обобщить найденную информацию по народному костюму, донести и поделиться изученным материалом со сверстниками. Использовать данный материал при изучении немецких традиций и обычаев на уроках и кружках немецкого языка, ИЗО. Может быть использована в СМИ, национальном культурном центре.

 

 


Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Из истории женского немецкого национального костюма

Традиции народного костюма на территории Германии имеют давнюю историю. Как и во многих других странах, национальные немецкие костюмы имеют отличительные особенности, указывающие на регион проживания, различные сословия, положение или профессию человека, который их надевает.

В древние времена одежда предназначалась только для согревания человека. Первые германцы надевали на себя шкуры животных и кафтаны, сделанные из меха. Затем этническая одежда была дополнена элементами: это пряжки для скалывания плаща и др. Женщины носили рубашки без рукавов из простого домотканого полотна с красными полосами, а сверху также надевали шкуры животных, позднее – плащи с капюшонами. Ткани изготавливались из шерсти и льна, причем лен шел в основном на женские рубашки. Затем Германия несколько веков находилась под влиянием Римской империи, и одежда ее, хотя и не сразу, но прижилась у немцев. Эпоха Реформации 16 века оказала сильное влияние не только на искусство и религию, но и совершила переворот в истории женского немецкого костюма. Ранние формы одежды в 16 – 17 вв. стали основой, позволившей создать в будущем женский немецкий традиционный костюм.

Одежда постепенно приобретает европейский вид, однако, благодаря существованию множества княжеств на территории Германии, костюм также становится разнообразнее, указывая своим внешним видом на местные обычаи, сословия и профессии.

Костюм – это сочетание нескольких компонентов одежды и дополнительных элементов, которые выполнены в едином стиле. История костюма на территории Германии всегда служила отражением дифференциации самого общества. Разнообразные государственные, княжеские и городские законы указывали для разных сословий свой вид костюма. Существовали запреты на яркие цвета одежды: простые немцы могли носить только серую или коричневую. Особо тяжелым для простых людей был указ о запрете ношения изделий, изготовленных своими руками. Например, мастерицы по работе с кружевами не могли их даже надеть. И только после отмены этих ограничений в начале 18 в. немецкий народный костюм получил возможность свободного развития. На внешний вид костюма оказывали влияние география местности, мода и принадлежность к определенному классу. Только богатые господа могли надевать дорогие меха и украшения. Традиционный костюм в Германии формировался постепенно, в течение 16 – 17 вв., используя в основе средневековые одежды и влияние городской моды. Разные районы Германии имели различные тенденции в национальном костюме. По костюму можно было определить семейное положение, общественный статус и место проживания.

Ткани для костюма выбирались в зависимости от географического местоположения немецкого региона. Так, в теплых областях использовали лен, в горных регионах — толстое сукно из шерсти (лодена). Цвета для повседневной одежды были серые или коричневые, в праздники надевали синюю или голубую одежду. Национальные немецкие костюмы зажиточных немок были наряднее и ярче, украшались вышивкой, мехом. Цвета использовались зеленые и красные. В вышивке часто использовали геральдические знаки, растительные орнаменты и др.

 

1.2. Особенности женского костюма

Костюм в Германии подразделялся на 2 вида: «трахтен» (женский и мужской) и «дирндль» (только женский). Название «дирндль» произошло от немецкого наименования женской прислуги и исторически связано с одеждой альпийских крестьянок. Название «трахт» обозначает традиционный костюм на территории Германии, Австрии и Лихтенштейна. Основой его являются льняные ткани с большим количеством вышивки, в некоторых областях его украшают бисером, что является признаком богатства обладательницы. В старину «трахтен» входил в приданое немецких невест, иногда его надевали на свадьбу. Одна из его отличительных деталей – широкий белый фартук и большие бусины на груди в женском костюме.

Женский костюм – «дирндль» состоял из таких основных элементов: корсаж и пышная рубашка (кофта), юбка с многочисленными сборками (до 200), которая шилась из толстой шерсти, подъюбник и фартук. В регионе Гессен носили сразу по несколько юбок различной длины, а в Баварии было принято носить платье. Длина юбки в различных регионах отличалась от самой длинной (до земли) - до середины икры. Корсажи имели очень разную форму и цвет, в зависимости от местности. Самый широко используемый цвет — черный. Корсаж делался на китовом усе, украшался золотой и серебряной вышивкой и зашнуровывался лентами или цепочкой. Фартук или передник был однотонный или полосатый, обязательно украшен вышивкой и кружевами. Материал передника: лен, шелк, хлопок.

Для защиты от плохой погоды сверху надевали шерстяную шаль, а в начале 19 века в моду вошли накидки с длинным рукавом в мелкие складочки. Еще одним национальным украшением были съемные воротники – пелерины. Большим разнообразием отличались головные уборы. Немецкие женщины и мужчины считали недопустимым ходить без головного убора, исключение составляли только молодые незамужние девушки. Немецкая этническая одежда всегда включала платки, соломенные шляпки, чепцы. Крестьянки надевали платки, которые были необходимы при работе в поле и дома, в зимнее время сверху надевали меховую шапку или нарядную шляпку. В деревнях также главным предметом женского костюма считался чепец на голову, украшенный лентами, искусственными цветами, кружевами. В Швабии в традиционный женский костюм входила соломенная шляпа «болленхут», на которой сверху были пришиты красные шерстяные помпоны. Такой яркое украшение разрешалось носить девочкам, начиная с 14 лет. Для взрослой женщины помпоны делались черные.

Соломенные шляпы с различными подобными украшениями были в ходу и в других регионах Германии, но носить их могли только незамужние женщины, после замужества – только черный чепец. Вдругом регионе были в моде «золотые чепчики», в которых перед был украшен черными прозрачными лентами, уложенными особым образом.

Женская обувь в основном делалась из кожи, на низком каблуке или на платформе, застегивалась на пряжки. Она надевалась на вязаные чулки (чаще всего белые или синие). В южных областях с более теплым климатом крестьяне носили обувь из дерева и соломы.

 

1.3. Изменения в женском костюме, связанные с природно - климатическими условиями Западной Сибири

Западная Сибирь была и остается регионом, где проживает наибольшее количество немцев. Достаточно высокая численность немцев в Сибири по сравнению с другими регионами России связана с особенностями формирования немецкого населения в нашем регионе. Оно формировалось в результате двух крупных миграционных потоков: добровольного переселения немецких крестьян в конце XIX – начале XX в. и принудительного – депортации 1941 г. Расселение немцев проходило в основном в сельской местности. Сельский характер расселения обусловил достаточно высокую степень сохранности немецкой традиционной культуры.По своему составу немецкое население Сибири является сложным. Оно формировалось в основном в конце XIX – начале XX в. из переселенцев материнских колоний Поволжья и Украины. Значительную массу среди немецкого крестьянства Сибири составляли выходцы из немецких колоний Саратовской, Самарской, Таврической и Екатеринославской губерний. Меньшими по численности были переселенцы из Крыма, с Кавказа, Волыни. Все эти группы обладали определенной хозяйственно – культурной спецификой. В условиях Сибири, отличавшихся от прежних условий обитания, стали формироваться новые формы жилища, одежды и пищи, которые интегрировали в себе элементы и традиционные, и заимствованные у окружающего населения, и новые, связанные с развитием технологии и промышленного производства.

Как у любого народа немецкий костюм составляет часть культуры немцев Сибири. Женский костюм состоит из нательной рубашки (Hemd). Нательная рубашка была длинной, по щиколотку, которая впоследствии была заменена на рубашку на тонких лямочках (прототип русской рубашки). Поверх надевалась юбка (Rock) и жакет (Jacke). Юбка была собранная в складку (Faltenrock)на широком поясе, а жакет, как правило, надевали поверх – это было заимствовано у коренного населения. Жакет был простой или приталенный с баской (к жакету пришивалась полоска ткани, которая имитировала оборку), рукав жакета был втачной. Немцы использовали в своем костюме много различных вариантов, чтобы темный костюм (черный или коричневый) приобретал свою красоту. Для женского костюма характерно большое количество юбок. Кроме нижней юбки (Unterhemd или Unterrock) надевали большое количество юбок наверх. Количество юбок и количество оборок на юбке – показывало состоятельность дам. Фартук у женщин был, как правило, праздничный и повседневный. Праздничный фартук был ярким, белым, с кружевом или отделкой. Хозяйки также вышивали гладью на фартуке свои инициалы. А в рабочем фартуке можно было выйти на улицу и в большой подол собирать овощи или еще что – то. Фартук мог показать социальный статус хозяйки. Фартук завязывался бантом, по месту расположения которого определяли положение женщины: посередине – вдова, слева – не замужем, справа – замужняя.

Суровый климат Сибири привел к появлению у немцев зимнего комплекта одежды, многие элементы которого были позаимствованы у местного населения: валенки, тулупы, рукавицы. Женщины в качестве головного убора носили платки и шали, связанные из кроличьего или козьего пуха. Но в немецких поселениях предпочитали вязать треугольные шали в виде косынки наряду с четырехугольными шалями, паутинками и палантинами. И все же женская одежда имела отличия от одежды других этнических групп: например, длительное время в женском комплекте одежды сохранялись чепцы и украшенные вышивкой фартуки. Своеобразной была обрядовая, например свадебная и похоронная, одежда, существовали традиции ряженья во время календарных праздников, во многих семьях изготавливали обувь на деревянной подошве. В настоящее время незначительная специфика сохраняется лишь в одежде пожилых людей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: