Теоретическая модель применения компьютерной графики в педагогической технологии активизации учебно-творческой деятельности студентов




В структуре высшего профессионального образования значительное место отводится творческой составляющей взаимосвязанных процессов развития, воспитания и обучения студентов [136], при этом следует учитывать индивидуальные и личностные потребности обучаемых. Необходимо не только развивать творческие способности обучаемых, но и в творческой деятельности дать обучаемому возможность совершенствоваться как личности и учиться самостоятельно. Решению этой задачи должны служить специальные психолого-педагогические технологии взаимодействия педагогов и обучаемых, которые позволят развить творчество обучаемых в единстве трех аспектов:

§ с ориентацией на актуальный уровень развития способностей;

§ с ориентацией на самостоятельный выбор студента возможной сферы будущей профессиональной деятельности;

§ с ориентацией на перспективное развитие лучших человеческих, духовных качеств субъектов творческого образовательного процесса [102].

Проведенный ранее сравнительный анализ таких педагогических технологий активизации учебно-познавательной деятельности студентов позволил выявить у них ряд общих черт: использование эвристических методов и визуализация возможных вариантов решения учебно-творческой задачи. Если применение эвристических методов теоретически обосновано и организационно описано, то использование наглядно-образных средств с целью визуализации объектов учебно-творческих задач не регламентировано.

По мнению Н.А. Неудахина и О.С. Родя, наиболее эффективным способом активизации учебно-познавательной деятельности студентов является сочетание наглядности с постановкой проблемных вопросов и заданий. Н.А. Неудахина и О.С. Родя говорят о существовании класса визуальных образов, то есть графических образов, которые способствуют формированию принципиально новых знаний. Для восприятия таких визуальных образов обучаемым необходимо осуществить определенные мыслительные операции, за счет которых происходит развитие мышления. Авторы рассматривают обучение с помощью визуальных моделей, которые строятся на основе графических. Однако их основная цель – научить учащихся воспринимать и запоминать готовые графические знаки, самим выделять графические образы, группировать их в схемо-знаковые модели, то есть в большей степени применять операции анализа [97].

В своем исследовании мы опираемся на образное мышление, эмоциональную сторону процесса создания графической композиции и извлечения из нее нового знания. Анализируя возможности развития творчества студентов, мы пришли к идее о том, что в соответствии с методами эвристического комбинирования, описанными Г.Я. Бушем, можно выделить действия по созданию графической композиции и их реализации в графическом редакторе. Опосредованно рисунок или чертеж можно представить себе как образ искомого изобретения, получаемый в процессе применения различных способов комбинирования его элементов при создании графической композиции. Результаты сопоставления методов эвристического комбинирования, описанных Г.Я. Бушем, с действиями при создании графической композиции представлены в таблице (см. Таблица 1).

Таблица 1. Методы эвристического комбинирования и
действия, осуществляемые для создания графической композиции

Методы эвристического комбинирования Действия, осуществляемые для создания графической композиции
Метод пермутации
Перестановка детали, узла, механизма, агрегата с одного места на другое в пределах того же технического объекта. Перестановка элемента композиции с одного места на другое.
Метод транспозиции
Перестановка в ином порядке элементов технического объекта. Взаимная перестановка элементов композиции.
Метод трансдукции
Перенесение технического элемента с одного технического объекта на другой. Использование части изображения для создания другой композиции.
Метод комбинирования компонентов сложных материалов и веществ
Изменение соотношения между компонентами. Изменение размеров одного или нескольких элементов их соединения, сочетания с другими.
Метод создания компактных конструкций
Сближение материальных элементов в пространстве вплоть до совмещения. Совмещению различных объектов с целью получения нового изображения.
Метод локальной концентрации сил и процессов
Увеличение количества элементов, позволяющее осуществить переход к объекту с новыми качествами. Создание и размещение копий элемента приведет к получению новой композиции.
Метод создания местного качества
Коренное улучшение показателей качества отдельного функционально важного элемента технического объекта. Преобразование элемента объекта с целью получения иного качества, иного чувства восприятия.
Метод комбинирования универсальных элементов
Разработка системы элементов, позволяющей при соответствующем отборе элементов выполнять множество разнообразных функций. Отбор и систематизация графических элементов для создания композиции.
Методы рационального подбора параметров
Подбор оптимальных параметров для работы системы Стилизация дорисованных и измененных элементов, приведение к единому виду.

В современных условиях информатизации общества, учитывая потенциал информационных технологий, для соблюдения принципа наглядности обучения актуально использовать компьютерную визуализацию учебной информации, представление изучаемого объекта или процесса. Под этим понимается наглядное представление при помощи компьютера объекта или процесса, его составных частей или их моделей, в деталях, с возможностью демонстрации внутренних взаимосвязей составных частей или в развитии, во временном и пространственном движении, представление графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса [135, c.28].

Важными для нашего исследования оказались выявленные Л.Н. Турлюн с позиций искусствоведения такие возможности компьютерной графики при обработке и создании художественной композиции, как:

• трансформация формы объекта;

• подбор цвета и множества оттенков;

• выполнение сложных графических построений;

• имитация различных визуальных эффектов;

• анимация изображения [171].

Эти возможности позволяют реализовать операций визуализации поиска новых учебно-творческих задач и вариантов их решения с последующим включением их в структуру педагогических технологий активизации учебно-творческой деятельности студентов вуза.

Очевидно, что перечисленные действия (см. Таблица 1) с графической композицией могут быть выполнены в графическом редакторе, следовательно, методы эвристического комбинирования будут реализованы с помощью компьютерной графики (см. Таблица 2).

Таблица 2. Методы эвристического комбинирования и действия в графическом редакторе

Метод эвристического комбинирования Действия в графическом редакторе, осуществляемые, при создании композиции
Метод пермутации Перестановка элемента композиции с одного места на другое.
Метод транспозиции Взаимная перестановка элементов композиции.
Метод трансдукции Открытие графического изображения и добавление целиком или его части к создаваемой композиции.
Метод комбинирования компонентов сложных материалов и веществ Изменение размеров одного или нескольких элементов и соединения, сочетания с другими.
Метод создания компактных конструкций Увеличение одного образа и вписывание в него других или наложение, если это обусловлено идеей композиции. Используется свободное трансформирование.
Метод локальной концентрации сил и процессов Создание и размещение копий элемента приведет к получению новой композиции.
Метод создания местного качества Преобразование элемента с целью получения иного качества (чувства восприятия).
Метод комбинирования универсальных элементов Просмотр изображений элементов.
Методы рационального подбора параметров Стилизация дорисованных и измененных элементов к единому виду.

 

Основываясь на данных предыдущих таблиц и проанализировав действия в графическом редакторе, осуществляемые при создании композиции, получим соответствие методов эвристического комбинирования инструментам в графическом редакторе.

При реализации разных методов могут применяться одни и те же инструменты (см. Таблица 3), их набор ограничен, и изучение не займет много времени, что упрощает применение графического редактора и организацию учебно-творческой деятельности [54]. Кроме того, используемые инструменты присутствуют в функционале многих графических редакторов. Следует отметить, что одним из распространенных программных средств компьютерной графики является Adobe Photoshop, так как в нем в наибольшей степени собраны функции, позволяющие создавать и видоизменять графическую композицию. Мы установили соответствие выделенных методов эвристического комбинирования конкретным операциям, действиям с графической композицией в графическом редакторе Adobe Photoshop, но вместо него можно применять любую схожую с ним графическую программу.

Таблица 3. Методы эвристического комбинирования и
инструменты в графическом редакторе

Метод эвристического комбинирования Инструмент в графическом редакторе, на примере Adobe Photoshop
Метод пермутации Перестановка детали, узла, механизма, агрегата с одного места на другое в пределах того же технического объекта Выделение слоя или части изображения. Инструменты «Выделение», «Перемещение»
Метод транспозиции Перестановка в ином порядке элементов технического объекта Выделение слоя или части изображения. Инструменты «Выделение», «Перемещение»
Метод трансдукции Перенесение технического элемента с одного технического объекта на другой Открытие графического изображения и добавление целиком или его части к создаваемой композиции. Инструменты «Перемещение», «Ластик»
Метод комбинирования компонентов сложных материалов и веществ Изменение соотношения между ними Объединение слоев, инструмент «Перемещение», свободное трансформирование (наклон, поворот, масштабирование)
Метод создания компактных конструкций Сближение материальных элементов в пространстве вплоть до совмещения Инструменты «Выделение», «Перемещение», свободное трансформирование
Метод локальной концентрации сил и процессов Увеличение количества элементов позволяет осуществить переход к объекту с новыми качествами Инструменты «Выделение», «Перемещение», копирование и вставка
Метод создания местного качества Коренное улучшение показателей качества отдельного функционально важного элемента технического объекта Фильтры «Пластика», «Искажение», инструменты «Кисть», «Ластик»
Метод комбинирования универсальных элементов Разработка системы элементов, позволяющей при соответствующем отборе элементов выполнять множество разнообразных функций Открытие изображения, инструмент «Перемещение»
Методы рационального подбора параметров Подбор оптимальных параметров для работы системы Инструмент «Заливка», фильтры «Текстура», «Штрихи», «Шум», «Размытие» и др.

 

Дальнейший анализ возможностей повышения результативности известных педагогических технологий и активизации учебно-творческой деятельности студентов посредством включения в их структуру операций визуализации поиска новых учебно-творческих задач и вариантов их решения показал необходимость выделения в учебно-творческом процессе новых этапов. На этапе формирования ориентировочной основы учебно-творческой деятельности предложено демонстрировать динамичные компьютерные образы, показывающие процесс создания графических композиций. На этапе формирования образно-смысловой базы творческого поиска предложена организация самостоятельной работы студентов по отбору подготовленных и разработке в графическом редакторе новых визуальных элементов. Этап создания авторской графической композиции направлен на стимулирование поиска новых творческих задач и вариантов их решения с использованием эвристических методов.

Проведенный анализ реализации предложенных этапов в рассмотренных педагогических технологиях активизации учебно-творческой деятельности студентов показал необходимость подробной детализации методики применения компьютерной графики в ассоциативно-синектической технологии (АСТ). Целью этой технологии является поиск новых задач и вариантов их решений с использованием ассоциативных методов и синектики (У. Гордон), то есть поиск противоречий и формулирование проблем проходит коллективно в малой группе, в которой присутствуют один или два специалиста-эксперта [209].

В ассоциативно-синектической технологии значительное место отводится операциям визуализации элементов творческого поиска, но без применения средств компьютерной графики [104]. Для детализации методики применения компьютерной графики в АСТ посредством реализации предложенных этапов был проведен структурный анализ этой технологии на основе подхода В.П. Беспалько с выделением в ней мотивационного компонента, алгоритма управления учебно-творческой деятельностью и алгоритма функционирования – алгоритма самостоятельной учебно-творческой деятельности студентов.

Мотивационный компонент АСТ направлен на «включение» психологических механизмов креативности и реализуется на первом этапе применения технологии активизации творческой деятельности посредством проведения упражнений-тренингов: поиска новых смыслов и образов по схеме «реальность – абсурд – новая реальность» (Э. де Боно); поиска новых смыслов и образов в известных поэтических миниатюрах посредством разрушения и введения новых связей между их структурными элементами; поиска объединяющего образа для синтеза сюжетов и смыслов разных поэтических миниатюр [208].

Алгоритм управления в АСТ реализуется на всех ее этапах посредством организации учебно-творческой деятельности в соответствии со следующими принципами: самостоятельности учащихся в поиске творческих задач и путей их решения; взаимосвязи творчества учащихся с их познавательной деятельностью; комбинирования задач и способов их решения; синтеза логического и эмоционально-образного видов мыслительной деятельности; управляемого включения механизмов взаимодействия осознанной и неосознанной информации (С.А. Новоселов).

Алгоритм самостоятельной учебно-творческой деятельности студентов включает в себя следующие этапы: выполнение упражнений по применению известных эвристических методов; изобретение новых игр, основанных на комбинировании конструктивных элементов; разработка «поэтического конструктора», элементами которого являются фрагменты поэтических миниатюр, их образы и смыслы; деятельность по комбинированию образов и смыслов поэтических миниатюр; разработка визуальных образов, соответствующих поэтическим образам; создание композиции из деталей «визуально-поэтического конструктора»; рефлексия найденных новых смыслов, поэтических и визуальных образов и их выбор в качестве источника и материала для новых изобретательских и проектных идей; выбор объекта изобретения на основе рефлексии его аналогии с созданными поэтическими и визуальными образами; поиск новой структуры и новых форм объекта изобретения с помощью одного из ассоциативных методов; переход к стандартным процедурам решения творческих задач; объективизация творческого результата с использованием процедур анализа изобретений [105].

Ассоциативно-синектическая технология (АСТ) развития творчества направлена на преодоление объективно существующего, формирующегося в психике человека независимо от его воли и сознания познавательно-психологического барьера [65]. Понятие познавательно-психологического барьера (ППБ) ввел академик Б.М. Кедров при разработке концепции научно-технического творчества. Эта концепция построена на учёте взаимосвязи трех категорий диалектической логики: единичности, особенности, всеобщности, отражающих последовательные ступени в процессе научно-технического творчества и в то же время сосуществующих и взаимодействующих в единстве между собой в качестве необходимых сторон творческого процесса. Концепция подчеркивает диалектическое единство генетического и структурного подходов к изучению процесса научно-технического творчества, объясняя генезис движения исследовательской мысли, т.е. её исторический и логический ход, и одновременно структуру взаимодействующих исторических, социальных и психологических факторов, обусловливающих этот ход [51].

С.А. Новоселов отмечает, что преодолению познавательно-психологического барьера способствует организованная по специальному алгоритму деятельность, направленная на ассоциацию осознанной информации, хранящейся в сфере бессознательного, с неосознанной информацией, которая представляет собой отпечатки реального мира со всеми его открытыми и ещё не открытыми явлениями, закономерностями и законами, со всеми сделанными, а также информационными предпосылками новых изобретений [103]. Изначально им предполагалось реализовать технологию при работе со стихами, но впоследствии оказалось результативным использование графики, так как это вызывает появление большего числа эмоций и образов. Реализация этой возможности изменила технологию развития творчества в процессе конструирования искусственных стихов, расширила диапазон развиваемых способностей и возможных творческих результатов, что потребовало корректировки названия технологии, которое отражало бы усиление ее творческой проектной направленности. Так появился термин «Дизайн искусственных стихов» [94], в основе которого лежит ассоциативно-синектическая технология.

Автор также отмечает, что развитие творчества в процессе конструирования стихов предоставляет широкие возможности для организации коллективной творческой деятельности. Над разработкой взаимосвязанной поэтической и визуальной конструкции могут работать вместе до 7-10 студентов. При этом у преподавателя появляется неожиданная для данного вида деятельности, но очень интересная и таящая в себе значительные ресурсы творчества возможность управлять процессом проектирования искусственных стихов и соответствующих визуальных композиций и влиять на него. Педагог становится режиссером-постановщиком творческого проекта, объединяющего в себе как минимум три-четыре вида творческой деятельности: в сфере поэзии, в сфере изобразительного искусства, в сфере техники и в сфере дизайна (как технического, так и графического) [94].

Необходимо отметить, что созданная визуальная композиция, так же как и искусственные стихи, в творческом плане может быть ничуть не менее значима как для студента, так и для общества, чем будущее предложение по совершенствованию реальных объектов на основе «усмотренных» через призму этих композиций перспектив развития человеческих потребностей. Сам процесс создания визуальной композиции по мотивам японских трехстиший и пятистиший и тем более процесс поиска новых смыслов в сопоставлении искусственных стихов с их отражением в визуальном проекте являются источниками идей для творчества в сфере индустриального дизайна.

Так как в качестве базы нашего исследования выступают студенты педагогического направления подготовки профильного вуза, то следует учитывать, что в основе успешного осуществления педагогической деятельности лежит творчество, оно проявляется в способности и умении будущего педагога находить нестандартные решения педагогических задач. В процессе обучения в университете у студентов формируются знания в различных областях наук, но решение в конкретной ситуации принимает сам педагог, и от того, насколько творчески он подойдет к каждой из них, будет зависеть эффективность всей деятельности. Поэтому развитие творческих способностей будущих педагогов является одной из самых важных задач, решению которой способствует ассоциативно-синектическая технология развития творчества.

Как указывает автор, ассоциативно-синектическая технология не приведет к ожидаемым результатам, если обучаемый, «включится» в учебный процесс с нарушениями заданного алгоритма, следствием чего станет потеря мотивации, несформированность знаний, неосознанность выполняемых действий обучаемыми.

В своих исследованиях Л.Е. Шмакова и О.Е. Краюхина реализуют работу с графическими объектами в процессе применения ассоциативно-синектической технологии [75, 193]. Поддержку идеи использования рисунков для решения научных задач мы находим и в зарубежной литературе [213, 214].

Для работы с графикой разработано упражнение «Графическое калейдоскопирование» (Л.Е. Шмакова, С.А. Новоселов): студентам предлагается закрытыми глазами нарисовать на бумаге при помощи карандаша произвольный набор линий, затем, открыв глаза, увидеть в этом образ и дорисовать его. Для активизации поиска новых визуальных художественных образов применяется интеграция, совмещение процесса конструирования искусственных стихов с одновременным использованием элементов известных психологических проективных методик, таких как работа с «чернильным пятном» или «рисование с закрытыми глазами», с последующим распознаванием образов и дорисовыванием картинок-загадок.

Технологию АСТ дополняет также упражнение «Поиск объединяющего образа» (С.А. Новоселов, Е.Н. Юрков), где студентам предлагается выбрать поэтическую миниатюру и зарисовать к ней визуальный образ, затем через ряд ассоциаций создается рифмованная композиция [200]. Составляется эскиз визуальной композиции, которая подводит итог всему процессу осмысления и выбора объединяющего образа от первого этапа до составления рифмованной конструкции. При этом первоначальные зарисовки образов должны быть использованы в итоговой графической конструкции, но могут различным образом изменяться, трансформироваться.

В результате наблюдения над реализацией упражнений «Графическое калейдоскопирование» и «Поиск объединяющего образа» замечено, что у студентов, не имеющих художественной подготовки, возникают затруднения при усвоении отдельных этапов рисования, что приводит к снижению мотивации и невозможности полноценного продолжения обучения по ассоциативно-синектической технологии студентов. Предложенная методика применения компьютерной графики снимает эти затруднения.

На основе рассмотренного соответствия методов эвристического комбинирования операциям с графической композицией в графическом редакторе нами разработаны лабораторные работы, направленные на активизацию творческой деятельности студентов в учебном процессе с использованием ассоциативно-синектической технологии.

В АСТ не изучается конкретный объект или процесс реального мира, а стоит задача создать этот объект, поэтому мы не можем представить визуализацию конкретного объекта или процесса. Но можно продемонстрировать примерный вариант видоизменения и объединения графических образов в единую композицию [212]. Для этой цели нами созданы демонстрационные динамичные компьютерные образы, разработанные с помощью компьютерной анимации (flash-технология). Они предваряют погружение студентов в процесс создания визуальной композиции средствами компьютерной графики.

Ассоциативно-синектическая технология предполагает дополнение элементов «поэтического конструктора» (О.Е. Краюхина, С.А. Новоселов, Л.Е. Шмакова) визуальными деталями через организацию самостоятельной работы студентов по преобразованию стихотворных деталей в визуальные с использованием изобразительных средств или заранее подготовленных преподавателем визуальных обозначений образов. Применение на данном этапе средств компьютерной графики позволяет интенсифицировать учебно-творческую деятельность.

При этом предполагается, что методика применения средств компьютерной графики в структуре АСТ реализуется на этапе работы с визуальными объектами и должна включать в себя следующие необходимые компоненты:

§ демонстрация динамичных компьютерных образов, показывающих процесс изменения и объединения визуальных образов в единую композицию, тем самым, формируя ориентировочную основу деятельности студентов по составлению композиции;

§ организация самостоятельной работы студентов по подбору и разработке визуальных объектов, соответствующих выбранным поэтическим образам, при этом студенты применяют следующие методы эвристического комбинирования: метод трансдукции, метод создания компактных конструкций, метод создания местного качества;

§ организация самостоятельной работы студентов по созданию авторской композиции из подготовленных деталей «визуально-поэтического конструктора», для реализации этой деятельности студенты применяют все необходимые им методы эвристического комбинирования.

Поддержку в применении динамичных компьютерных образов мы видим во взглядах О.Г. Яцюк, которая отмечает, что динамичность компьютерных образов коррелируется с идеей кинетизма, интерактивность дает новый импульс для развития концептуального искусства и что дальнейшее развитие компьютерных технологий создает условия для зарождения «виртуального» искусства, оперирующего иллюзорными пространствами и управляемого временем [206, c.20].

Знаниями в области создания композиции обладают далеко не все люди. Учебную дисциплину «композиция» преподают в специализированных средних и высших учебных заведениях художественного направления. Л.Е. Шмакова и О.Е. Краюхина рассматривают процесс подготовки студентов-дизайнеров и педагогов в области дизайна на основе использования ассоциативно-синектической технологии развития творчества [75, 162, 193]. Наш же контингент обучаемых – это педагоги, студенты педагогических и гуманитарных направлений подготовки, в программу обучения которых не входит изучение принципов построения композиции. Это означает, что следует ознакомить слушателей с основами создания композиции.

Законы композиции основаны на законах восприятия, которые работают на подсознательном уровне. Чтобы минимизировать время композиционной подготовки, именно на этом этапе предлагается использовать демонстрационные динамичные компьютерные образы. Сначала демонстрируется исходный образ, затем на этапе преобразования графических образов, найденных исходя из трех-, пятистиший, – образ-часть композиции и заканчивается показ созданием единой композиции (см. Рисунок 1).

 

а

Рисунок 1. а - исходный образ, б - образ-часть композиции, в - композиция.

Применяя демонстрацию динамичных компьютерных образов, мы реализуем принцип наглядности в обучении, о котором писал Я.А. Коменский в своем труде «Великая дидактика». Принцип наглядности в обучении Я.А. Коменский считал самым важным и дал ему звание «Золотое правило обучения». Его сенсуалистическая философская позиция в обучении заключалась в том, что знания, доступные чувствам человека, усваиваются лучше. С течением времени и развитием наших знаний и представлений о процессе усвоения можно считать, что звание «Золотого правила обучения» теперь следует отдать принципу активности обучения, поскольку в процессе получения знаний важна реализуемая человеком учебная деятельность.

Глубокое психологическое обоснование принципа наглядности в обучении дал К.Д. Ушинский. Наглядные пособия являются средством активизации мыслительной деятельности и формирования чувственного образа, именно он, сформированный на основе наглядного пособия (а не само наглядное пособие), является главным в обучении [169]. Наглядное обучение как метод должно как можно чаще использоваться на начальном этапе обучения, поскольку это стимулирует элементарные умственные процессы, способствует лучшему закреплению изучаемого материала. Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися знаниями. Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности [94, с.22].

На практике широко применяются информационные технологии обучения, в частности средства компьютерной графики, которые дают возможность преподавателю творчески реализовать принцип наглядности сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и конкретным условиям обучения.

Ещё одним из принципов, на которые мы будем опираться, является принцип активности. Учащийся должен быть вовлечен в учебную деятельность, адекватную целям обучения. В идеале все время занятия должно быть заполнено учебной деятельностью учащихся в соответствии со структурой универсального алгоритма функционирования. На самом деле преимущественная структура традиционных занятий, оставляющая учащегося лишь на ориентировочном этапе алгоритма функционирования, приучает его к пассивности в учебном процессе.

Следует включить в алгоритм АСТ новые этапы, на которых происходит создание визуальной композиции при использовании средств компьютерной графики. При этом конструирование словесных образов дополняется созданием визуального проекта с использованием средств компьютерной графики. Работа с графическими образами проходит через три основных этапа [195].

Первый этап направлен на формирование ориентировочной основы учебно-творческой деятельности посредством демонстрации студентам динамических компьютерных образов, показывающих видоизменение графических изображений и соединение их в единую композицию. В результате чего у студентов должно сложиться представление о возможностях трансформации графических образов и способах создания композиции.

Второй этап по разработке визуальных образов, соответствующих выбранным поэтическим образам, предполагает применение студентами следующих методов эвристического комбинирования: метод трансдукции, метод создания компактных конструкций, метод создания местного качества.

Для пробуждения поисковой активности студентов разработаны два упражнения. Первое упражнение называется «Эмоциональное искажение» и выполняется в диалоговой форме. Представлено несколько видоизмененных изображений одного и того же образа, полученных после обработки средствами компьютерной графики, студенты должны описать эмоции, которые образы выражают. Задача педагога – организовать и стимулировать поисковую деятельность, побудить к обсуждению, помочь в уточнении описания эмоционального состояния, тем самым активизировать мыслительную деятельность обучаемых. Цель считается достигнутой, если студенты включаются в обсуждение, выдвигают свои гипотезы.

Второе упражнение мы назвали «Модификация образа», оно направленно на формирование умения увидеть заданный объект в имеющемся и преобразовать его в заданный образ. К примеру, студенту ставится задача изменить изображение рыбы так, чтобы получилась птица, используя возможности графической программы. В результате может быть придумано множество птиц известных видов и таких, которых не было в воображении.

Использовать полученный опыт при выполнении упражнений студенты могут при самостоятельной работе по отбору графических образов из заранее подготовленной преподавателем базы изображений или при разработке в графическом редакторе новых оригинальных визуальных элементов.

На третьем этапе по созданию композиции из деталей «визуально-поэтического конструктора» АСТ организуется самостоятельная работа студентов по комбинированию в графическом редакторе ранее отобранных и разработанных образов.

Для поиска вариантов соединения визуальных образов и построения авторской композиции в АСТ применялись художественные техники и проективные методики: «Композиция линий», «Сетка линий», «Мокрая нить», «Рисование с закрытыми глазами», «Чернильное пятно», элементы которых включены в метод «Графический калейдоскоп», предложенный Л.Е. Шмаковой с целью создания случайного изображения или получения образа, объединяющего всю композицию[193]. Метод предназначен для преодоления познавательно-психологического барьера обучаемых, связанного с их опасениями нарисовать композицию, недостойную внимания других. Этот барьер снимается за счет рисования с закрытыми глазами и последующего поиска новых образов в случайном переплетении вслепую нарисованных линий, в большей степени отражающих стихотворный образ. Затем создается композиция с использованием навыков, полученных в предыдущих работах.

Разработанное нами упражнение «Рандомное рисование» (от английского слова «random» – случайный) направлено на повышение эффективности поиска новых образов и является компьютерным выражением метода «Графический калейдоскоп». Студентам предлагается работать с готовым продуктом, создающим случайные узоры. При передвижении курсора появляются узоры, в которых, используя ассоциативное мышление, можно увидеть прообразы будущей авторской композиции. Характер линий и их контрастность зависит от темпа перемещения курсора. При этом изображение начинает постепенно исчезать, и процесс рисования становится непрерывным. Одновременно задействована мелкая моторика руки, зрительное восприятие уже не статичного изображения, а непрерывно появляющихся и исчезающих узоров, подстегивающих воображение и мышление. Это упражнение направлено на активизацию, интенсификацию и гибкость мыслительных процессов.

Реализовать «графический калейдоскоп» с использованием компьютерной графики можно двумя способами: через прямое подражание исходному методу в графическом редакторе или использование различных информационных технологий случайного создания изображений, каких-либо пересекающихся, скругляющихся линий.

Понравившийся узор можно сохранить и далее обработать, детализировать и создать композицию.

Готовая композиция – это система связанных между собой образов, порождающих совместно новое качество системы, вытекающее из взаимного расположения объектов. Достижение цельности восприятия визуальной конструкции превращает ее в созидающую новый смысл систему, ранее никем не открытую. Именно этот смысл связи образов не поддается чистому, бесчувственному аналитическому мышлению и поэтому не попадает в сферу сознания до тех пор, пока при помощи эмоциональной составляющей психики не установится взаимодействие механизмов сознательного и бессознательного, пока не произойдет встреча массивов осознанной и неосознанной информации.

Преимущество использования средств компьютерной графики и любых информационных технологий заключается не только в том, что техника быстрее выполняет часть человеческих действий, а в том, что побуждает мыслить, к примеру, предлагая динамическую генерацию узоров, характер которых зависит от поведения человека и от его манипуляций.

Предполагается, что при работе со средствами компьютерной графики студентам может не хватить одного или двух занятий для создания визуального проекта для своего стихотворения. Это связано с поиском объединяющего образа и с захлестнувшим чувством азарта, которое может проявляться в желании доработать и улучшить свою композицию. Следует проводить наблюдение за студентами и выявлять признаки повышения интереса к процессу творческой деятельности.

В результате созданная авторская композиция будет первым шагом к поиску новой творческой зада



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: