Философия в системе культуры
1. Установите последовательность исторических типов мировоззрения:
а) 3 философия; в) 4 наука;
б) 1 мифология; г) 2 религия.
2. В этой картине мира "естественное" и "сверхъестественное" не отличаются друг от друга:
а) в научной; г) в философской;
б) в религиозной; д) в обыденной.
в) в мифологической;
3. Соотношение философии и науки заключается в том, что:
а) философия является частью науки;
б) наука является частью философии;
в) философия и наука частично включаются друг в друга;
г) философия и наука исключают друг друга;
д) философия и наука ни как не соотносятся друг с другом.
4. Философия – это (подберите наиболее правильный ответ):
а) динамический процесс вопрошания, поиска удела человека;
б) собрание теорий, концепций философов;
в) наука, исследующая язык;
г) учение о познаваемости мира;
д) учение об устройстве мира.
5. Предмет философии отражает в себе:
а) устройство мира; г) упорядоченность мира;
б) всеобщность мира; д) красоту мира.
в) полезность мира;
6. Философии присущи функции:
а) мировоззренческая и познавательная; в) аксиологическая и ориентационная;
б) методологическая и прогностическая; г) все эти функции вместе взятые.
7. Философия объясняет мир с помощью:
а) мифологических образов; г) рациональной аргументации;
б) откровения; д) математики.
в) интуитивного прозрения;
8. Философия — это:
а) мировоззрение; в) мироощущение;
б) мирочувствование; г) мировосприятие.
9. Учение о бытии как таковом. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия
а) этика; г) онтология;
б) аксиология; д) антропология;
в) эсхатология; е) социология.
|
10. Основные разделы философии (укажите все возможные варианты):
а) онтология; д) социология;
б) фразеология; е) антропология;
в) политология; ж) гносеология.
г) аксиология;
11. Способ существования философии:
а) вера; г) интуиция;
б) разум; д) опыт.
в) чувство;
12. Термин «философия» означает:
а) рассуждение; г) любовь к мудрости;
б) компетентное мнение; д) логика
в) профессиональную деятельность;
13. Ответы на философские вопросы ищут в:
а) религиозных верованиях; г) доводах и умозаключениях разума;
б) мифологических представлениях; д) в божественном откровении.
в) научных исследованиях;
14. Философское учение о всеобщих законах познания — это:
а) гносеология; г) этика;
б) онтология; д) эмпиризм.
в) эстетика;
15. Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, верований человека, определяющих выбор определенной жизненной позиции, отношение к миру и другим людям, — это:
а) мировосприятие; г) мироощущение;
б) мирочувствование; д) мировидение.
в) мировоззрение;
16. Основной вопрос философии – это (выберите наиболее правильный ответ):
а) вопрос об отношении сознания к бытию, идеального к материальному;
б) каковы критерии истины;
в) как возник мир;
г) что есть добро и зло;
д) что есть бог.
17. Центральной проблемой онтологии является:
а) смысл жизни человека; г) изучение законов мышления;
б) познаваем ли окружающий нас мир; д) смерть и бессмертие человека.
в) соотношение материи и сознания;
18. Аксиология — это учение о:
а) о ценностях, об их происхождении и сущности; г) о духовной культуре общества и человека;
|
б) о красоте; д) учение о сущности человеческой истории.
в) о добре и зле;
19. Предмет философии – это (укажите наиболее правильный ответ):
а) устройство мира; г) всеобщее в системе «мир-человек»;
б) красота мира; д) поиск идеального общества.
в) счастье человека;
20. Найдите соответствия между разделом философии и основной категорией:
а) онтология 4 1) красота
б) гносеология 3 2) нравственность
в) этика 2 3) истина
г) эстетика 1 4) бытие
21. К вечным философским вопросам относятся (укажите все варианты):
а) каковы точные размеры вселенной? г) в чем смысл жизни?
б) в чем сущность человека? д) какова родословная славян?
в) из каких элементов состоит живая клетка?
22. Выберите суждение, наиболее полно определяющее суть философии:
а) философия – это разумное миропонимание;
б) философия – это богом данное мировоззрение;
в) философия – это истинное мироощущение;
г) философия – это специфическое мировосприятие.
23. Материалистические направления признают следующие положения (укажите все правильные варианты):
а) мир состоит из материальных тел, каждое тело из мельчайших частиц;
б) мир создан богом, и вес происходит в нем по воле Всевышнего;
в) материя – это объективная реальность;
г) атрибутом материи является движение;
д) пространство и время формы живого восприятия.
24. Выделите признак, необходимый для философского мировоззрения:
а) конкретность; г) абстрактность;
б) наглядность; д) экспериментальность.
в) системность;
25. Для религиозного мировоззрения более определяющим является:
|
а) доброта; г) мудрость;
б) знание; д) страх.
в) вера;
26. Философия в своем существовании всегда противостоит и разоблачает:
а) науку; г) искусство;
б) религию; д) нравственность.
в) миф;
27. Установите последовательность исторических типов мировоззрения:
а) 3 философия; б) 1 мифология; в) 4 наука; г) 2 религия.
28. В философии миф понимается как:
а) мировоззрение, в основе которого лежит вера в сверхъестественное;
б) специфическое образное синкретическое мировоззрение;
в) фантастический рассказ, предание;
г) целостное, нерасчлененное постижение первобытным человеком мира и явлений в нем, построенное на «оборотнической» логике;
д) сказка, выдумка, заведомый обман.
29. В своих истоках философия и наука опирались на:
а) мифологию; г) магию;
б) технологию; д) науку.
в) религию;
История философии
1. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но...»
а) знать все и невозможно; г) попытаюсь узнать;
б) знания увеличивают скорбь; д) другие не знают и этого.
в) знать что-то вовсе и не нужно;
2. Майевтика— это:
а) ироничное подтрунивание; г) эксперимент;
б) форма назидания; д) общение с собеседником с целью обретения им истины.
в) легкая беседа «ни о чем»;
3. Установите соответствие философских школ той или иной философской культуре:
а) 3 философия Нового времени б) 4 современная западная философия в) 1 философия Античности г) 2 немецкая классическая философия | 1) прагматизм; 2) трансцендентальный идеализм; 3) картезианство; 4) скептицизм. |
4. По Аристотелю, человек— это:
а) двуногое без перьев; г) смеющееся существо;
б) нравственное существо; д) политическое животное.
в) душа в темнице тела;
5. Определите учению какого философа принадлежат следующие первоначала:
Первопричина бытия 1. Вода 2. Апейрон 3. Огонь 4. Число 5. Гомеомерии 6. Атомы | Философ а) 6 Демокрит б) 2 Анаксимандр в) 5 Анаксагор г) 1 Фалес д) 3 Гераклит е) 4 Пифагор |
6. Определите, в концепциях каких философов главенствующую роль играют следующие категории:
Философ 1. Платон 2. Гераклит 3. Аристотель 4. Демокрит 5. Эмпедокл | Основные категории а) 2 Логос б) 1 Идея г) 3 Форма д) 4 Атом е) 5 Любовь ж)5 Ненависть |
7. "Государство" Платона было:
а) демократическим государством равных возможностей;
б) религиозным государством;
в) государством кастового типа, с четким сословным разделением;
г) абсолютной монархией;
д) деспотией восточного типа.
8. Истинное познание по Платону есть:
а) логически четкое, рациональное познание;
б) мистический опыт;
в) воспоминание душой идей, виденных ею в ином мире;
г) знание основанное на эксперименте;
д) истинное познание невозможно.
9. Онтология Демокрита строится на принципе:
а) мир состоит из невидимых, неделимых частиц — атомов; г) первоэлементом мира является число;
б) первоэлементом мира является апейрон; д) познание мира невозможно.
в) любая вещь мира есть соединение материи и формы;
10. В своей этической концепции стоики выдвинули:
а) идеал мудреца, который бесстрастно переносит удары судьбы;
б) анархические принципы социальной жизни;
в) идеал верующего, безропотно сносящего удары судьбы в надежде на загробную жизнь;
г) идеал героя, противостоящего всему миру;
д) идеал «страдающего бога».
11. Один из основных императивов античной философии:
а) «Познай самого себя»; г) «Не лги»;
б) «Узнай как можно больше»; д) «Надейся и жди».
в) «Следуй установленным правилам»;
12. Этот античный философ писал: "Раз душа бессмертна, то нет ничего такого, чего бы она не познала; поэтому нет ничего удивительного в том, что она способна вспомнить то, что прежде ей было известно. И раз все в природе друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, самому найти и все остальное: ведь искать и познавать — это как раз и значит припоминать".
а) Аристотель; г) Скептики;
б) Зенон из Кития (стоик); д) Пифагор.
в) Платон;
13. Число в пифагорейской школе это:
а) абстракция; г) творение Бога;
б) первоначало мира, тождественное вещи; д) психическая иллюзия.
в) создание разума;
14. Позднейший автор писал об этом философе: «Все из воды, говорил он, и в воду все разлагается».
а) Анаксимен; г) Платон;
б) Эмпедокл; д) Аристотель.
в) Фалес;
15. Этот античный мыслитель впервые сформулировал понятие «философия»:
а) Пифагор; г) Аристотель;
б) Платон; д) Демокрит.
в) Сократ;
16. Согласно Пармениду, мы впадаем в заблуждение, когда мыслим:
а) небытие; г) сомневаемся;
б) первоначало; д) материю.
в) бытие;
17. Этот античный мыслитель является основоположником атомизма:
а) Сократ; г) Аристотель;
б) Демокрит, Левкипп; д) Демокрит.
в) Платон;
18. Кому из античных философов принадлежит авторство этой социально-философской концепции:
«...Государство - продукт естественного развития и что человек по природе своей — существо политическое. Кто живет в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, вне государства, тот или сверхчеловек, или существо, недоразвитое в нравственном отношении...»
а) Аристотель; г) Демокрит;
б) Платон; д) Сенека.
в) Плотин;
19. Позднейший автор так описывает учение этого философа:
"Он в согласии с теми, кто доказывает единство (целого), признал, что движение невозможно без пустоты, а пустота — это несуществующее, однако ничуть не менее реальное, чем существующее, но то, что существует в прямом смысле слова, является наполненным. Тем не менее подобная вещь не едина, а представляет собой бесконечное по числу (частицы), невидимые вследствие малости каждой из них. Эти частицы носятся в пустоте, ибо пустота существует; соединяясь, они приводят к возникновению (вещей), а разъединяясь, к уничтожению".
а) Левкипп-Демокрит; г) Платон;
б) Анаксимандр; д) Аристотель.
в) Фалес;
20. Идея, согласно Платону:
а) материальна и умопостигаема; г) нематериальна и неумопостигаема;
б) нематериальна, но умопостигаема; д) конструкция сознания.
в) материальна, но неумопостигаема;
21. Этому античному мыслителю принадлежит авторство принципа «Все во всем» и понятия «Ум» (Нус), управляющего всем миром:
а) Гераклит; г) Аристотель;
б) Демокрит; д) Эпикур.
в) Анаксагор;
22. Об учении этого философа позднейший автор писал:
«Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим».
а) Платон; г) Парменид;
б) Аристотель; д) Гераклит.
в) Демокрит;
23. Фрагмент "Все течет, все изменяется" выражает суть:
а) диалектических мыслей Гераклита; г) логики Аристотеля;
б) метафизической концепции Парменида; д) критической позиции скептиков.
в) релятивизма софистов;
24. Этот античный мыслитель считал «человека мерой всех вещей»:
а) Протагор; г) Эпикур;
б) Сократ; д) Демокрит.
в) Ксенофан;
25. К какой форме материализма можно отнести учение Фалеса Милетского:
а) диалектический материализм;
б) механистический материализм;
в) антропологический материализм;
г) стихийный материализм.
26. Платон в своем «Государстве» разделил общество на три сословия:
а) бедных, состоятельных, богатых; г) философов, воинов, ремесленников;
б) крестьян, ремесленников, мещан; д) крестьян, рабочих, интеллигенцию.
в) дворян, священников, крестьян;
27. В центре внимания школы Пифагора было то, что, по мнению философа, лежит и в основе всего сущего, это:
а) порядок; г) число;
б) Бог; д) материя.
в) разум;
28. По мнению Аристотеля всякая вещь есть:
а) сложное единство мельчайших частиц – атомов;
б) чувственный образ идеи;
в) единство материи и формы;
г) создано из воды;
д) конструкция сознания.
29. Категорию Логос в античной философии впервые ввел:
а) Парменид; г) Гераклит;
б) Фалес; д) Анаксимен.
в) Демокрит;
30. По вопросу о соотношении философии и религии Фома Аквинский выдвинул тезис о том, что:
а) религия и философия несовместимы; г) философия должна быть упразднена;
б) все догматы религии должны быть доказаны разумом; д) религия должна быть упразднена.
в) религия не вне- и не антиразумна, она сверхразумна;
31. Новое качество человека, открытое средневековой патристикой:
а) дух; г) тело;
б) душа; д) воля.
в) разум;
32. В центре размышлений философов средних веков стоит:
а) природа; г) идеальный мир;
б) личность; д) процесс познания.
в) Бог;
33. Фома Аквинский придерживался концепции:
а) о несовместимости веры и знания; в) о гармонии веры и знания;
б) о превосходстве знания над верой; г) о превосходстве веры над знанием.
34. Апологеты во II в. н. э.:
а) являлись сторонниками Юлиана Отступника; г) рассматривали противоположность духа и материи;
б) защищали, оправдывали христианское вероучение; д) являлись сторонниками атомизма.
в) впервые раскрыли стремление души к первоединству;
35. Теория оправдания Бога в отношении допускаемого им зла в мире, получила название:
а) тенденция; г) теодицея;
б) теократия; д) теизм.
в) теогония;
36. К фундаментальным идеям Библии относят (укажите все правильные варианты):
а) сотворение мира из ничего; г) концепция реинкарнации (переселения душ);
б) мир состоит из мельчайших неделимых частиц; д) человек создан по образу и подобию божьему.
в) богов много, но верховным является Зевс;
37. Основной догмат христианского вероучения относительно Бога гласит:
а) нет Бога кроме Аллаха;
б) Бог есть Единое;
в) Бог, будучи единым и единственным, существует в трех ипостасях;
г) Бог есть Все и все есть Бог;
д) Бог есть безличная духовная реальность.
38. Августин Аврелий ввел в христианство элементы учения:
а) софистов; г) Демокрита;
б) Платона; д) Эпикура.
в) Аристотеля;
39. Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы:
а) исследовать социальную действительность;
б) исследовать природу;
в) найти рациональные доказательства веры;
г) сформулировать теорию познания;
д) обосновать научный метод.
40. В схоластике провозглашалось различие между:
а) верой и разумом; в) сознательным и бессознательным;
б) чувством и мыслью; г) разумом и интуицией.
41. Учение Фомы Аквинского и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется:
а) атомизмом; г) папизмом;
б) томизмом; д) протестантизмом.
в) августинизмом;
42. В своих рассуждениях о боге Фома Аквинский:
а) безоговорочно защищал идею личного бога; г) полагал, что бог — это и есть природа;
б) признавал бога полностью трансцендентным, непознаваемым; д) считал, что бог – это перводвигатель.
в) считал, что познание бога опосредовано его влиянием в природе;
43. Исследуя проблемы человеческой души, Фома Аквинский исходил из того, что:
а) душа есть чистая форма без материи, она бестелесна;
б) душа является частью тела, выступая его формирующим принципом;
в) душа состоит из особой тонкой материи, отличной от телесной, потому она не уничтожается вместе с телом;
г) душа есть проявление надындивидуального духа, потому она неуничтожима.
44. Номинализм в своей атаке на строгую рационализацию религиозных догматов, тем самым:
а) укрепил христианскую теологию;
б) подготовил почву для отделения теологии от философии;
в) поставил на новую основу авторитарное положение церкви;
г) затормозил формирование позитивизма Нового времени;
д) дал толчок развитию мистики.
45. Средневековая философская мысль:
а) отвергала полностью античную философию;
б) продолжала традиции античных философов;
в) использовала идеи отдельных философов, перерабатывая их в соответствии с собственными запросами;
г) использовала мотивы античной мифологии;
д) не знала античной философии.
46. Христианско-религиозное понимание истории означает:
а) история есть прямолинейное движение от грехопадения до судного дня;
б) история — это движение от первобытности к идеальному, совершенному обществу;
в) история есть прогресс науки и техники;
г) история циклична: она есть рождение из хаоса и возвращение в него;
д) история есть развертывание классовой борьбы.
47. Наиболее важный раздел знания в средневековье:
а) философия; г) логика;
б) теология; д) математика.
в) наука;
48. Основной догмат христианства:
а) дуализм; г) пантеизм;
б) триединство; д) скептицизм.
в) деизм;
49. Этому средневековому мыслителю принадлежат пять наиболее полных способов доказательств существования Бога:
а) Августин Блаженный; г) Альберт Великий;
б) Фома Аквинский; д) Тертуллиан.
в) Ансельм Кентерберийский;
50. Центральным объектом философского осмысления Августин делает:
а) человека; г) логику;
б) Бога; д) математику.
в) природу;
51. Основой духовной жизни в концепции Августина является:
а) разум; г) вера;
б) воля; д) страсть.
в) переживание;
52. Поэма Парменида носит название:
а) «О мире»; г) «О природе »;
б) «О человеке»; д) «О богах».
в) «О знании»;
53. Представителей милетской школы называют стихийными материалистами, потому что они:
а) брали в качестве первоосновы мира материальные элементы; г) сформулировали атомистическую концепцию;
б) открыто утверждали примат материи над духом; д) отрицали возможность познания мира.
в) отрицали наличие материального;
54. Религиозно-христианское понимание человека утверждает, что:
а) человек — одно из существ равное другим существам, созданных Богом;
б) человек — худшее из творений, созданных Богом;
в) человек — случайность, ничего не стоящая;
г) человек – "венец творения" и повелитель всего созданного для него Богом;
д) человек – «думающая машина».
55. Предметом спора об универсалиях было:
а) триединство Бога; г) место Бога в мире;
б) методы спасения; д) первооснова бытия.
в) реальное существование общих понятий;
56. Трактат Фомы Аквинского носит название:
а) «Сумма технологии»; г) «Сумма мнений»;
б) «Сумма теологии»; д) «Сумма истин».
в) «Сумма размышлений»;
57. Византийское монашеское, мистическое учение, оказавшее влияние на русскую философию, имеет название:
а) деизм; г) августинизм;
б) исихазм; д) протестантизм.
в) томизм;
58. Наиболее известное произведение Николая Кузанского носит название:
а) «О причине, начале и едином»; г) «О бесконечности Вселенной и мирах»;
б) «О достоинстве и приращении наук»; д) «О величии души».
в) «Об ученом незнании»;
59. Философия природы Дж. Бруно— это:
а) деизм; г) дуализм;
б) креационизм; д) материализм.
в) пантеизм;
60. В основе средневековой гносеологии лежит идея:
а) творения; г) грехопадения;
б) предопределения; д) спасения.
в) откровения;
61. В своей теории познания Ф. Бэкон придерживался концепции:
а) абсолютной истины; г) конвенциональной истины;
б) относительной истины; д) двойственной истины.
в) недостижимой истины;
62. По мнению большинства историков философии, Ф. Бэкон являлся родоначальником европейского:
а) идеализма и стоицизма; г) позитивизма и прагматизма;
б) объективизма и скептицизма; д) панматематизма.
в) материализма и эмпиризма;
63. Основной рабочий метод Ф. Бэкона— это:
а) анализ; г) индукция;
б) синтез; д) диалектика.
в) дедукция;
64. Общепринятые системы мышления (силлогистику и схоластику) Бэкон относил к призракам (идолам):
а) рода; в) рынка;
б) пещеры; г) театра.
65. Прежде, чем заявить: «Я мыслю, следовательно, существую», Декарт утверждал:
а) «верую, потому что нелепо»; г) «знание — сила»;
б) «во всем должно сомневаться»; д) «познай самого себя».
в) «любовь движет солнца и светила»;
66. Рене Декарт был основателем:
а) корпускулярной трактовки материи; г) стихийно-материалистической трактовки материи;
б) субстанциональной трактовки материи; д) наивной трактовки материи.
в) диалектической трактовки материи;
67. По мысли Декарта, субстанция протяженная и субстанция духовная:
а) находятся в тесной взаимосвязи;
б) существуют независимо друг от друга;
в) являются противоположностями и постоянно борются между собой;
г) существуют по отдельности, и существование одной исключает одновременное существование другой;
д) являются иллюзией психики.
68. Главным атрибутом материи, по Декарту, является:
а) делимость; г) изменчивость;
б) протяженность (распространенность); д) энергия.
в) вечность;
69. Основным методом получения истинных и практически полезных фактов Декарт считал:
а) созерцательный анализ; г) спекулятивный синтез;
б) эмпирическую индукцию; д) диалектический метод.
в) рациональную дедукцию;
70. Целый ряд философских направлений, развивающих идеи Декарта, в истории философии называют:
а) картезианством; г) деизмом;
б) сенсуализмом; д) прагматизмом.
в) реализмом;
71. Кант обосновывает нравственный закон, согласно которому человек является «целью в себе», поскольку:
а) связь между чувственным стимулом и поведением имеет характер прямой необходимости;
б) человек — это существо, способное к абсолютно свободной автономной мотивации поведения;
в) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как средство достижения своих целей;
г) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как цель в самих себе;
д) человек создан по образу и подобию божьему.
72. Формулировка категорического императива Канта гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать...»:
а) привычной формой твоего поведения;
б) принципом инстинкта самосохранения;
в) общим законом;
г) примером для подражания других;
д) юридическим законом.
73. По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он:
а) соответствует действующему закону; г) подчинен воле бога;
б) доставляет личное удовлетворение; д) связан с гуманными или дружескими чувствами.
в) подчинен абстрактному чувству долга;
74. В своей теории эстетического суждения Кант впервые охарактеризовал эстетически приятное с точки зрения:
а) потребности;
б) творческой способности;
в) практики;
г) незаинтересованности;
д) удовольствия.
75. Спиноза применил в своей «Этике» необычный метод изложения:
а) логический; г) семантический;
б) эмпирический; д) диалектический.
в) геометрический;
76. Трансцендентное по Канту – это:
а) познанное опытным путем; г) познанное с помощью практического разума;
б) познанное эмпирически и рационально; д) абсолютно непознаваемое.
в) познанное с помощью теоретического разума;
77. Атрибутами субстанции (природы), по мнению Спинозы, являются:
а) внешняя причина;
б) множество конечных вещей;
в) мышление и протяжение;
г) воздействие и связь;
д) энергия и материя.
78. Философский трактат «Критика чистого разума» был написан:
а) Гегелем; г) Ницше;
б) Декартом; д) Бэконом.
в) Кантом;
79. Философия К. Маркса есть:
а) диалектический материализм; г) критический реализм;
б) феноменология; д) эмпиризм.
в) историософия;
80. Теория познания В. Соловьева носит название:
а) единое знание; г) всезнание;
б) рациональное знание; д) абсолютное знание.
в) цельное знание;
81. Высший критерий истины в концепции Августина:
а) опыт; г) эксперимент;
б) разум; д) нет такого критерия.
в) откровение;
82. В споре об универсалиях реалисты:
а) приписывали существование общему;
б) не допускали реального существования универсалий;
в) отрицали реальность общего в вещах, но признавали его как мысль, понятие, имя;
г ) считали, что универсалии есть априорные конструкты познания;
д) считали, что универсалии есть психическая иллюзия.
83. В природе Декарт признавал существование:
а) одной субстанции — материи;
б) одной субстанции с двумя атрибутами: временем и пространством;
в) одной субстанции с двумя атрибутами: мышлением и протяжением;
г) двух независимых субстанций — мышление и протяжение;
д) только фактов чувственного восприятия.
84. Исходный принцип философствования Декарта:
а) сомнение; г) озарение;
б) диалектика; д) логика.
в) интуиция;
85. Материалистическая концепция Л. Фейрбаха получила название:
а) стихийный материализм; г) диалектический материализм;
б) наивный материализм; д) антропологический материализм.
в) механистический материализм;
86. Идею сверхчеловека впервые выразил в философии:
а) А. Бергсон; г) С. Кьеркегор;
б) Э. Гуссерль; д) Ф. Ницше.
в) Г. Гегель;
87. Диалектика в философской системе Гегеля:
а) спекулятивно-идеалистическая; г) негативная;
б) экзистенциальная; д) метафорическая.
в) материалистическая;
88. На основании концепции о физическом единстве вселенной Дж. Бруно высказал мысль:
а) космос – это бесконечность, как вечное несотворенное бытие (бог);
б) бесконечность космоса — божественный атрибут, поскольку мир создан бесконечным богом;
в) космос бесконечен, но окружен пустым пространством (богом);
г) космос – пустое пространство, окружает бога как свою сердцевину;
д) космос сотворен богом и конечен, сам бог бесконечен и постоянно творит новые миры.
89. Первооснова всего сущего есть, по Гегелю:
а) материя;
б) сознание;
в) абсолютная идея (мировой дух);
г) бог;
д) у сущего нет первоосновы, все безосновно, преходяще.
90. По мнению Канта, "вещь в себе" – это:
а) Бог;
б) реальное существование потенциального мира;
в) мир существующий, который нам совершенно недоступен и никогда не может сделаться объектом нашего познания:
г) то же, что феноменальное субъективное бытие;
д) совокупность трансцендентных субъектов, то же, что Платон называл "миром идей".
91. По мнению Канта, категорический императив – это:
а) выведенный им закон соотношения масс планет;
б) критикуемый им христианский догмат;
в) занимаемая им гражданская позиция;
г) доказательство несостоятельности любых нравственных предписаний;
д) непреложное нравственное требование, моральный закон, сформулированный Кантом.
92. В системе Гегеля мировое развитие есть:
а) развитие духа (абсолютной идеи); в) воплощение Божественного замысла;
б) процесс закономерной смены г) процесс самоорганизации материи;
общественно-экономических формаций; д) Гегель отрицал развитие.
93. С помощью закона единства и борьбы противоположностей Гегель обосновывает:
а) идею саморазвития; г) существование бога;
б) невозможность познания истины; д) отсутствие бога.
в) связь чувственного и рационального познания;
94. В философском творчестве И. Канта выделяются периоды:
а) докритический и критический; г) рациональный и иррациональный;
б) материалистический и диалектический; д) метафизический и диалектический.
в) логический и онтологический;
95. Априорные формы чувственного созерцания, по Канту:
а) пространство и время; г) ощущение и представление;
б) пространство и мышление; д) бытие и сознание.
в) бытие и время;
96. Помимо явлений Кант выделяет:
а) "мир вещей в себе"; г) "мир идей в себе";
б) "мир сознания в себе"; д) "бога в себе".
в) "мир чувств в себе";
97. Философия Гегеля — это:
а) реализм; г) эмпиризм;
б) абсолютный объективный идеализм; д) трансцендентальный идеализм.
в) материализм;
98. По теории Канта, время и пространство:
а) являются вечными реальными атрибутами субстанции;
б) не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту;
в) возникают ситуационно, по мере совершенствования познания мира;
г) являются неотъемлемыми свойствами единичных вещей;
д) первичны по отношению к материи.
99. По Канту, предмет и явление в мире, данные в восприятии, для познающего субъекта есть:
а) вещь в себе; г) иллюзия;
б) феномен; д) интуитивное схватывание.
в) ноумен;
100. Фейербах считал религию:
а) нелепым суеверием;
б) абсолютизированием субъективной стороны сознания;
в) приписыванием Богу атрибутов человека;
г) реализация свободы;
д) атавизмом сознания, связанным со страхом людей перед силами природы.
101. В «Науке логики» Гегель обосновывает тезис:
а) все, что существует — разумно;
б) все, что существует — действительно;
в) все, что разумно – существует;
г) все, что разумно — действительно.
102. Гегель рассматривал историю в своей работе «Философия истории», как:
а) становление свободного человека; г) развитие мирового духа в пространстве;
б) самоцельное становление свободы; д) нравственный прогресс.
в) развитие мирового духа во времени;
103. «Новая этика и религия человека», к которой призывал Фейербах, это религия и этика:
а) права; г) любви;
б) государства; д) бога.
в) абсолюта;
104. Основополагающая формула марксистской философии для анализа общественной жизни означает:
а) сознание определяет бытие; г) общественное сознание определяет бытие;
б) бытие определяет сознание; д) бытие есть сознание.
в) общественное бытие определяет сознание;
105. Философия Л. Фейербаха — это
а) материализм; г) натурализм;
б) идеализм; д) эмпиризм.
в) рационализм;
106. Фейербах главным объектом познания считал:
а) природу; г) познание;
б) бога; д) общество.
в) человека;
107. По Марксу, в основе развития общества лежит развитие:
а) сознания;
б) производительных сил;
в) мирового исторического процесса;
г) взаимодействия бога и природы;
д) взаимодействия бога и человека.
108. Одним из этапов развития позитивизма был:
а) неотомизм; г) эмпириокритицизм;
б) берклианство; д) экзистенциализм.
в) трансцендентализм;
109. Перу Берсона принадлежит трактат:
а) «Эволюция видов»; г) «Творческая эволюция»;
б) «Космогония»; д) «Творчество человека».
в) «О небесной иерархии»;
110. Ф. Ницше обосновал идею:
а) экономического прогресса человечества;
б) нравственного прогресса человечества;
в) вечного возвращения;
г) неизбежность победы социализма;
д) научно-технического прогресса.
111. Известное утверждение прагматизма:
а) истина — то, что доказано;
б) истина — то, что полезно;
в) истина — то, что привычно;
г) истина — то, что непостижимо;
д) истина – это откровение.
112.Основополагающим понятием в философии Ф. Ницше является:
а) воля к жизни; г) воля к богу;
б) воля к власти; д) воля к человечности.
в) воля к богатству;
113. Идеальный человек будущего по Ницше это:
а) человек-коллективист; г) человек-машина;
б) человек-масса; д) сверхчеловек.
в) маргинальный человек;
114. Представителем «философии жизни» является:
а) Ницше; г) Гегель;
б) Кант; д) Фихте.
в) Шеллинг;
115. Одной из главных категорий «философии жизни» является:
а) разум; г) бог;
б) мышление; д) воля.
в) сознание;