Интервью как жанр журналистики




 

Предмет: занятие кружка «журналистика»

Тема урока: Интервью как жанр журналистики

Тип урока: изучение нового материала

Формы обучения: внеурочное занятие

Виды обучения: объяснительно-иллюстративное, поисковое, проблемное

Технология: развивающее обучение, ИКТ

Методы преподавания:

1. Словесные (работа с текстом, выступления учащихся)

2. Наглядные (мультимедийная презентация)

3. Практические (выполнение заданий)

4. Поисковый с использованием технических средств обучения

 

Образовательные цели урока:

· изучение жанра журналистики – интервью;

· применение знаний основ интервью в нестандартной ситуации

Образовательные задачи:

· организовать изучение и обеспечить понимание учащимися особенностей интервью;

· создать ситуацию для использования учащимися теоретических знаний в практических упражнениях: «Поиск сокровища», «Интервью с интересным человеком», «Шапка-невидимка».

Развивающая цель: развитие коммуникативных и информационных компетентностей

Развивающие задачи:

· продолжить формирование умений работать с текстом, анализировать и обобщать полученную информацию;

· формирование понятийного аппарата;

· развитие умений работать в парах;

· развитие монологической речи.

Оборудование:

· Компьютер

· Мультипроектор

· Мультимедийная презентация «Что такое интервью, или Раз вопросик, два вопросик»

· Лист-опросник для группы первого года обучения

· Опорный план статьи «Интервью с интересным человеком»

 

Этапы занятия:

 

№ п/п Структурные элементы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
  Организационный момент (2 мин) Учитель озвучивает тему урока и образовательную цель. Постановка задач. Воспринимают информацию
  Создание проблемной ситуации (актуализация проблемы) (3мин) Моделирует ситуацию и подводит учащихся к проблеме. Затем ставит проблемный вопрос: «Почему интервью не будет успешным?» Ищут выход из созданной ситуации.
  «Мозговой штурм» (5мин) Записывает на доске все предположения учащихся Высказывают идеи
  Самостоятельная работа по изучению нового материала (7 +3)   Дает инструкцию по работе в Интернете и алгоритм действий по работе с текстом Находят необходимый материал, работают с текстом.
  Практическое применение получен-ных знаний: выпол-нение разноуровневых заданий в парах и индивидуально (8 кл.) (10 мин) Раздает учащимся: - Лист-опросник для группы первого года обучения - Опорный план статьи «Интервью с интересным человеком». Вопросы для интервью. Наблюдает, корректирует действия учащихся Младшая группа: читают вопросы листа-опросника. Берут интервью у 2х членов своей группы. И записывают ответы в таблицу. Старшая группа: берут интервью по предложенным учителем вопросам. Используя ответы на поставленные вопросы, составляют характеристику собеседника в виде небольшой статьи.
  Организация речевой практики: представление задания, обсуждение (5-8 мин) Дает уч-ся возможность представить свой труд, высказать отношение к работе других членов группы; предлагает доп. задание Представляют свою работу, зачитывают статьи
  Обобщение знаний (5 мин) Обобщает знания, полученные уч-ся с помощью презентации Проговаривают, выделяют ключевые моменты, делают пометки в блокноте
  Рефлексия Предлагает вернуться к проблемной ситуации начала урока. Предлагает провести самооценку: «Сможете ли вы сейчас провести интервью?»  

 

 

Ход занятия:

 

1. Создание проблемной ситуации

- Вы – редакция школьной газеты. Когда идет подготовка свежего номера, каждому поручено какое-либо задание. Начнем сразу с задания. Нужно взять интервью у директора нашего лицея. Думаю, с этим заданием легко справится …

Итак, сейчас ты берешь блокнот, карандаш и идешь брать интервью.

 

- Задание понятно? А куда ты отправилась? Ты уже решила, о чем будешь его спрашивать? А он готов дать интервью? Может, он занят на уроке, может, уехал на совещание…

Как быть?

Ребятам: Как вы думаете, каков будет исход интервью? Будет ли задание редактора выполнено успешно? Что нужно для того, чтобы интервью было успешным?

2. Сообщение темы занятия, цели для учащихся

- Сегодня мы познакомимся с одним из самых интересных жанров журналистики – интервью, его видами, этапами и узнаем секреты успешного интервью. Эти знания помогут вам в практической работе при выполнении упражнений.

 

3. Мозговой штурм

- Подумаем над тем, каким должно быть успешное интервью.

Прежде чем отправиться на интервью, нужно…

(уч-ся высказывают свои предположения, учитель делает пометки на доске маркером)

 

В процессе «мозгового штурма» могут быть такие пометки:

- продумать тему интервью

- выбор собеседника

- подготовка вопросов

- договор о встрече

- создать комфортную обстановку – расположить к себе собеседника

- вопросы корректные, открытые

- уточнить подробности, факты, цитаты собеседника (правильно ли я понял Вашу мысль?)

- показать черновой вариант статьи собеседнику до выпуска в печать

 

3. Работа с теоретическим материалом.

- Посмотрим, все ли секреты успешного интервью мы назвали. Для этого откройте папку «Журналист» на рабочем столе и найдите ссылки на Интернет-источники по теме «Интервью как жанр журналистики». Ссылки активные. Вы можете открыть любую ссылку, познакомиться с материалом.

- Что нового узнали? Что вы можете добавить к сказанному?

 

4. Практическая часть

- Известная истина гласит: «В мире нет дороже сокровища, чем душа человека». Сегодня мы с вами будем искать сокровища в своем собеседнике. Наша задача – найти «сокровище» в своем партнере по интервью, отыскать то, что, может быть, он и сам не знал о себе; помочь ему открыть себя как сокровище.

- Разделимся на 2 группы: ребята 5-6 кл и восьмиклассницы. Каждый из вас получит задание. Работаем 10 мин.

 

Задание для младшей группы:

Прочитайте вопросы листа - опросника. Вам нужно взять интервью у 2-х членов своей группы и записать ответы в таблицу. Ваша задача: выбрать собеседника, желательно менее знакомого, и как можно больше узнать о нем в ходе интервью. (см. Приложение1.)

Задание для старшей группы:

1. Взять интервью у одного из наших гостей. Постараться получить как можно полный ответ на предложенные вопросы.

2. Оформить полученные в ходе интервью данные в виде статьи-характеристики» «Интересный собеседник».

(в Приложении 2 прилагаются вопросы и клише статьи-характеристики)

 

5. Обсуждение работы в группах

1. Какие люди были особенно интересны для тебя?

2. Было ли так, что подтверждалось твое впечатление об этом человеке?

3. Испытывал ли ты трудности в ходе проведения интервью? В чем была причина затруднений?

Мониторинг работы старшей группы:

- Попытка дать характеристику человеку – это один из вариантов написания портретного очерка, о технологии которого мы поговорим на следующем занятии.

 

6. Дополнительное задание:

Упражнение «Шапка-невидимка»

- В работе журналиста бывает много случаев, когда нет времени на подготовку интервью, составление вопросов. Нужно действовать быстро. И тогда от умения журналиста, его ума, быстрой реакции на ответ собеседника и коммуникативных качеств зависит исход интервью. Представим и мы ситуацию, когда нужно срочно взять интервью и нет времени на его подготовку. Проиграем ситуацию.

(учитель надевает на одного из уч-ся шапку- невидимку, на которой написано, кто наш герой, причем он сам об этом не знает. Другой уч-ся в роли журналиста должен задать ему 2-3 вопроса, «разговорить» собеседника)

 

Например, герой – победитель детского Евровидения /Колобок из сказки/ Дима Билан и т.д.

 

7. Подведение итогов занятия

- Еще раз повторим основные правила интервью.

(работа с презентацией, проговариваем, делаем пометки в блокноте)

 

8. Рефлексия

-Вспомните ситуацию начала занятия. А теперь вы сможете взять интервью? Чему научились, какие знания приобрели?

 

_______________________________________________

 

Приложение 1.

Лист-опросник

 

Цель: отыскать «сокровище» в своем партнере по интервью.

* Взять интервью у членов своей группы. Количество участников интервью не ограничено. Вопросы можно задавать в любом порядке и по своему выбору.

 

№ вопроса Вопрос Кто из собеседников… Ответ / имя собеседника
  Вырос в семье, где более 3 детей?  
  Назван в честь отца/ матери?  
  С детского возраста должен был взять на себя обязанности по уходу за младшими детьми в семье?  
  Любит борщ?  
  Говорит на трех языках?  
  Побывал за свою жизнь в других странах? (каких?)  
  Умеет доить корову?  
  Помнит наизусть хотя бы три стихотворения А.С. Пушкина?  
  Любит танцевать народные танцы?  
  Ежедневно читает газету? Смотрит программу «Вести»?  
  Верит в то, что «старый друг лучше новых двух»?  
  Любит петь, моясь в душе?  
  С детства мечтал завести собаку и до сих пор не исполнил свою мечту?  
  Кому в детстве рассказывали много народных сказок?  
  Для кого физкультура – самый любимый школьный предмет?  
  Чье детство прошло в деревне?  

 

Приложение 2.

 

Задание для уч-ся старшей группы:

 

1. Взять интервью у кого-нибудь из наших гостей. Постараться «разговорить» собеседника и получить полную информацию.

 

Совет: Не забудьте представиться и познакомиться с собеседником.

 

2. Используя данные, полученные в ходе интервью, составить характеристику собеседника в виде небольшой статьи.

 

Вопросы интервью:

1. Какая ваша любимая книга? Любимый фильм, телепередача?

2. Есть ли у Вас любимый герой, персонаж, на которого Вы бы хотели быть похожим?

3. Продолжите, пожалуйста, предложение.

- Самый большой успех в жизни – это…

- В жизни все зависит от…

- Думаю, я никогда не смогу…

 

Примерный план статьи об интересном человеке (ваше творчество приветствуется!)

 

Имя моей героини…..

Из разговора с ней мы узнали, что…. (какая любимая книга, передача, на кого бы хотела быть похожей…)

… (имя) считает, что в жизни все зависит от…

Самый большой успех в жизни, по ее мнению, это…

…. (имя) никогда не сможет….

Вывод: Во время интервью я узнала много нового о своем собеседнике, то, что она…

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: