ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Вопросы для обсуждения:
1. Предмет и метод курса «История экономических учений».
2. Функции, структура и периодизация истории экономической мысли.
Контрольные вопросы:
1. Что является предметом изучения истории экономических учений?
2. На какие методы экономического анализа опирается история экономических учений как научная дисциплина?
3. Какова логика, структуризации разделов, этапов, теоретических направлений и школ курса «История экономических учений».
4. Какое объяснение можно дать тому факту, что экономическая теория, начавшись с греческих философов, дальнейшее развитие получила только в конце средневековой эпохи?
Практические задания
Задание 1. Развитие экономической теории идет путем взаимодействия двух процессов, с одной стороны, путем анализа новых фактов экономической жизни, а с другой стороны – путем критического осмысления того, что дали предшественники. По мере развития объекта исследования (т.е. экономики), совершенствования методов усиливается процесс дифференциации экономической науки, возникают новые экономические направления и школы, нередко дающие различное истолкование одних и тех же экономических процессов.
Заполнить недостающие элементы в развитии экономической теории на рисунке 1.
Рисунок 1 – Развитие экономической теории
Тестовые задания:
1. Хронологический порядок возникновения экономических школ:
а) меркантилизм;
б) институционализм;
в) историческая школа;
г) австрийская школа;
д) школа физиократов.
2. На экономической теории как на междисциплинарной науке настаивают:
а) неоклассики;
|
б) неокейсианцы;
в) представители исторической школы;
г) институцианалисты;
д) монетаристы.
3. Историческая последовательность экономических школ:
а) меркантилизм;
б) маржинализм;
в) классическая школа;
г) физиократы;
д) институционализм.
4. Хронологическая последовательность экономических школ:
а) классическая школа;
б) кейнсианство;
в) «молодая» историческая школа;
г) институционализм;
д) «старая» историческая школа;
е) неолиберализм.
5. Богатство в соответствии с эволюцией экономической мысли выражалось в хронологическом порядке
а) в возрастании производимых материальных благ;
б) в накоплении драгоценных металлов;
в) в наращивании материальных и духовных благ;
г) в положительном сальдо внешнеторгового баланса;
д) в уровне развития с/х производства;
е) в полном и всестороннем развитии производительных сил.
ТЕМА 2. МЕРКАНТИЛИЗМ КАК ПЕРВАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПЕРИОДА ЗАРОЖДЕНИЯ РЫНОЧНЫХ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Вопросы для обсуждения:
1. Предмет и метод изучения меркантилистов.
2. Этапы развития меркантилизма.
3. Историческое значение меркантилизма.
4. Особенности развития меркантилизма в России.
Контрольные вопросы:
1. Какие этапы в своем развитии проходит меркантилизм, и чем они отличаются друг от друга? Причины перехода от денежного баланса к торговому. Что понимается под протекционизмом и имеет ли он место в современных условиях?
2. Почему объектом исследования меркантилистов была сфера обращения? Что понимается под металлической и номиналистической теорией денег? В чем видели меркантилисты источник прибыли и богатства? Почему?
|
3. Выделить различия между ранним и поздним меркантилизмом, охарактеризовать вклад меркантилистов в обоснование методов государственной экономической политики.
4. Раскройте суть концепции национального богатства и путей его приумножения в воззрениях ранних и поздних меркантилистов.
5. В каких странах наиболее последовательно проводилась политика раннего и зрелого меркантилизма?
6. Отразить причины перехода от денежного баланса к торговому.
7. Что понимается под протекционизмом и имеет ли он место в современных условиях?
8. Почему объектом исследования меркантилистов была сфера обращения? Какая роль отводилась промышленности?
9. В чем видели меркантилисты источник прибыли и богатства и почему?
10. Выделить недостатки экономических взглядов меркантилистов.
11. Каково значение теории и практики меркантилизма? Отошла ли политика стимулирования внутреннего рынка, ограничения конкуренции со стороны более дешевой импортной продукции в прошлое? Для какой группы стран особенно характерно проведение этой политики?
12. Изложить исторические особенности меркантилизма в Англии и во Франции.
13. Объясните причины более позднего развития меркантилизма в России по сравнению с Западной Европой.
14. В книге какого российского экономиста-теоретика обосновывалась необходимость проведения протекционизма в России?
Практические задания:
Задание 2. В развитии меркантилизма выделяются два этапа:
– ранний (XV-XVI вв.), называемый монетарной системой, теорией денежного баланса:
|
– развитой (поздний, зрелый) (XVII – XVIII вв.), называемый мануфактурной системой, теорией торгового баланса.
Охарактеризовать различия между ранним и развитым меркантилизмом, результаты анализа представить в таблице 2.
Таблица 1 – Характеристика различий между ранним и развитым
меркантилизмом
Ранний меркантилизм (теория денежного баланса) | Развитый меркантилизм (теория торгового баланса) |
Отношение к деньгам | |
Отношение к экспорту и импорту | |
Продолжение таблицы 1.
Основные инструменты достижения активного денежного (торгового) баланса | |
Характер экономической политики государства | |
Социальная база | |
Тестовые задания:
1. Согласно положениям меркантилистов источником денежного богатства является:
а) заграничные инвестиции;
б) внешняя торговля;
в) положительное сальдо торгового баланса;
г) превышение экспорта импортом.
2. Меркантилисты исследовали отношения в сфере:
а) торговли;
б) производства;
в) промышленности;
г) транспорта;
д) обращения.
3. Политику протекционизма, базирующуюся на поощрении вв.оза сырья и экспорта готовой продукции, отстаивали:
а) Т. Мен;
б) Ф. Кенэ;
в) Д. Рикардо.
4. Представители меркантилизма производительным трудом признавали труд:
а) при добыче драгоценных металлов;
б) в сельском хозяйстве;
в) в промышленности;
г) в торговле;
д) в материальном производстве.
5. Основополагающим методом исследования у меркантилистов был:
а) функциональный;
б) причинно-следственный;
в) эмпирический;
г) эвристический.
6. Политику протекционизма, базирующуюся на поощрении вв.оза сырья и экспорта готовой продукции, отстаивали:
а) Т. Мен;
б) Ф. Кенэ;
в) А.Л. Ордын-Нащокин;
г) А. Монтекретьен;
д) У. Петти;
е) Д. Рикардо.
7. Представители меркантилизма производительным трудом признавали труд:
а) при добыче драгоценных металлов;
б) в сельском хозяйстве;
в) в промышленности;
г) в торговле;
д) в материальном производстве.
8. Ранние меркантилисты:
а) Фома Аквинский;
б) У. Стаффорд;
в) А. Монкретьен;
г) Ф. Кенэ;
д) Г. Скаруффи.
9. Представителями позднего меркантилизма являются:
а) Аквинский Фома и Блаженный Августин;
б) Мен Т. и Монкретьен А.;
в) Кенэ Ф.и Тюрго Ж.;
г) Петти У. и Буагильбер П.;
д) Локк Дж. и Ло Дж.
10. Богатство отождествлялось с деньгами в трудах:
а) У. Петти;
б) Т. Мена;
в) П. Буагильбера;
г) А. Монкретьена;
д) Ф. Кенэ.
11. Основоположниками количественной теории денег являются:
а) Т. Мен;
б) Р. Кантильон;
в) Ж. Тюрго;
г) Д. Юм;
д) А. Монкретьен.
12. Основополагающим методом исследования у меркантилистов был:
а) эмпирический;
б) причинно-следственный;
в) функциональный;
г) эвристический.
ТЕМА 3. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ.