После заглавного слова или словосочетания в скобках дается указание на его схождение (этимологию).




МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ КАФЕДРА ОБЩИХ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

СЛОВАРЬ

ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ РИТОРИКИ

 

УДК 82.085

ББК 83.7

Б73

Богданова Н. В. Словарь основных понятий и терминов риторики.

Б73 - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг»; М.: МУПК 2001.-44 с.

ISBN 5-94462-068-4

«Словарь основных понятий и терминов риторики» предназначен для студентов, изучающих дисциплины «Основы ораторского искусства» (специальность 061 100 «Менеджмент организации») и «Культура судебной речи» (специальность 021100 «Юриспруденция»). Рецензент: доц. ЗВЕРЕВ В. П.

Одобрено и рекомендовано к изданию на заседании кафедры

Общих гуманитарных дисциплин S апреля 2001 г., протокол № 6.

ISBN 5-94462-068-4ББК 83.7

©МУПК, 2001

ПРЕДИСЛОВИЕ

НАЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРА СЛОВАРЯ

Как учебный предмет, риторика состоит из четырех частей: истории, теории, практики и техники. Слушая лекционный курс, знакомясь со специальной литературой, посвященной теории и практике ораторского искусства, с материалами первоисточников - классическими трудами Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана, студентам бывает не просто разобраться в весьма сложной риторической терминологии.

Большинство терминов и основных понятий риторики имеют греческое или латинское происхождение. Риторика как наука синтетическая опирается на категориальную систем других наук, тесно с ней связанных: логику, психологию, этику, языкознание.

Многие термины, используемые в риторике, имеют отношение и к другим наукам.

Составитель словаря видел свою основную задачу в том, чтобы выбрать среди необозримого количества терминов и понятий лишь те, которые являются базовыми, наиболее употребительными и которые могут помочь обозначить границы риторики как особой научной дисциплины, включая область ее пересечения с такими выделившимися из нее курсами, как стилистика, культура речи, лингвопоэтика,

Если термин имеет несколько значений в различных областях человеческих знаний, то в словаре указывается только его значение, имеющее отношение к риторике, языкознанию.

Лексикографической основой для «Словаря основных понятий и терминов риторики» послужили следующие издания:

1. Квятковский А. Поэтический словарь. - М: Просвещение, 1974.

2. Словарь русского языка: В 4-х т. - Изд. 3-е. - М: Русский язык, 1985-1988.

3. Современный словарь иностранных слов. - М: Русский язык,1992.

Были использованы также энциклопедические издания, теоретические исследования и специальные работы по риторике Г.З. Апресяна, Н.Н. Кохтева, С.Ф. Ивановой, А.Е. Михневича. Е.А. Ножина, Е.А. Юниной.

При подготовке настоящего словаря учитывался опыт создания подобных справочных материалов, например: «Словарь-минимум по риторике», составленный Е.А. Яковлевой, краткие словари терминов, приветные в учебных пособиях М.Р. Львова и Д.Н. Александрова по риторике. Цель данного словаря - раскрыть значение основных понятий и терминов риторики, помочь студентам овладеть базовыми категориями ораторского искусства как науки и учебной дисциплины.

В «Словаре основных понятий и терминов риторики» слова расположены в алфавитном порядке.

Заглавное слово или словосочетание выделены полужирным курсивом, отсылочные слова - светлым курсивом.

После заглавного слова или словосочетания в скобках дается указание на его схождение (этимологию).

Термины и понятия, состоящие из двух и •слов, в силу их фразеологичности и для удобства пользования слова располагаются в том месте словаря, которое соответствует их первой г.

Например: Азианский стиль - А: Закон края - З; Деловая речь -Д.

А

АГИТАТОРСКАЯ РЕЧЬ - один из видов социально-политического красноречия. А.Р. носит разъяснительный характер и апеллирует прежде всего к чувствам, эмоциям слушателей. Опытный оратор насыщает такую речь яркими сравнениями, запоминающимися образами и метафорами; ограниченная чаще всего каким-либо одним вопросом, предельно сжатая А.Р. нередко носит мобилизующий характер.

АДВОКАТСКАЯ РЕЧЬ, или защитительная. - один из видов судебного красноречия А.Р. отличается нравственно-правовой направленностью. В А.Р. ценятся эмоциональность, объективность, доказательность, призванные с максимальным эффектом воздействовать на участников судебного процесса. А.Р. направлена на подчеркивание прошлых заслуг обвиняемого, смягчающих его вину обстоятельств, поэтому зачастую адвокат апеллирует к чувствам участников судебного процесса; в этом случае образности и выразительности языка отводится ведущая роль.

АДРЕСНАЯ РАЗРАБОТКА РЕЧИ - ориентированность выступления на конкретных слушателей, тщательная разработка точной целевой установки и тезиса, который доказывается и обосновывается в аудитории. 4.Р.Р. - необходимый этап стратегии при подготовке к речевому общению. См. также Образ аудитории.

АЗИАНСКИЙ СТИЛЬ, или АЗИАНИЗМ - один из двух стилей (см. далее «аттический стиль») ораторской речи в римской школе красноре-4ия (I в. до н.э.). А.С. характеризуется изысканностью выражений, сложными образами, обилием «цветов красноречия», динамизмом, повышенной эмоциональностью. Эта манера речи стала называться «азианским стилем» по месту его возникновения и процветания в Малой Азии. Представители 4.С. использовали пафос, подъем, экзальтацию в речи. Из ораторов этого:тиля наиболее известным является Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.)

АКАДЕМИЧЕСКОЕ КРАСНОРЕЧИЕ - один из основных жанров ораторского искусства, включающий такие его виды, как лекция, науч-1ый доклад, научный обзор, научное сообщение и пр. А.К. на русском языке связывают с именем М.В. Ломоносова.

АКСИОМА (греч. аххота - принятое положение) - положение некоторой данной теории, которое не доказывается в ней, а принимается за исходное. отправное. В переносном значении А. - неоспоримая, самоочевидная истина, которая не нуждается в доказательстве.

АКТУАЛЬНОСТЬ РЕЧИ - ее злободневность, насущность, общественная значимость темы выступления, важность и своевременность рассматриваемых проблем, а также выводов и рекомендаций оратора.

АКЦИО ГИПОКРИЗИС (лат. actio hypocrisis) - название пятого ела классической риторики; исполнение подготовленной оратором ре-

АЛЛЕГОРИЯ ( греч. allegoric/ - иносказание) - изображение отвлечённой идеи посредством конкретного, отчетливо представляемого образа. |.: весы - правосудие, крест - вера, якорь - надежда. Отвлеченные понятия часто выражаются в конкретных художественных образах. Напр.: в их, сказках глупость, упрямство воплощается в образе осла, трусость - образе зайца, хитрость - в образе лисы. Есть общеязыковые А., известны не только в русском языке, но и в других современных и древних язы-i (напр.: коварство предстает в образе змеи, власть - в образе льва) и индивидуально-авторские А. Напр.: в поэзии А. Пушкина А. лежит в основе зной системы стихотворений «Арион». «Анчар». «Пророк». У Лермонтова аллегорический смысл заключен в стихотворениях «Парус», с», «Сосна», «Три пальмы».

АЛЛИТЕРАЦИЯ (лат. ad - к. при, со и litera - буква, «собуквие») - стилистический прием усиления выразительности речи повторами согласных звуков, напр.: «Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь» (Пушкин). Одним из видов А. является звукопись.

АЛЛЮЗИЯ (лат. alludere - подшучивать, намекать) – стилистическая фигура, употребление в речи или художественном произведении устойчивого понятия или словосочетания литературного, исторического, логического порядка в качестве намека на хорошо известный факт. э.: «Я умываю руки», т.е. я не вмешиваюсь в это дело (намек на евангельский рассказ о Пилате.) Как А. часто используют крылатые слова (слава Герострата, перейти Рубикон, жребий брошен и др._

АЛОГИЗМ (греч. а - частица отрицания и logikos - рассудок, разумноое, нелогичное) - стилистический прием, близкий по значению к оксюморону: умышленное нарушение в тексте логических связей с целью подчеркнуть внутреннюю противоречивость драматического или комического положения. Напр.: О если б был я /тихий,/ как гром. (Маяковский).

АМПЛИФИКАЦИЯ (лат. amplificatio - распространение, расширение) - стилистическая фигура, представляющая собой ряд повторяющихсяречевых конструкций или отдельных слов (эпитетов, сравнений, образных выражений и т.п.) А. является одним из средств усиления выразительности речи, ее воздействия на адресата. Напр.: Ты жива, ты во мне, ты в груди, /как опора, как друг и как случай (Пастернак).

АНАДИПЛОСИС (греч. anadiplosis - удвоение) - синтаксическая фигура, имеющая место в тех случаях, когда конечные элементы одной синтаксической единицы (звуки, слова, словосочетания) повторяются в качестве начальных элементов следующей (смежной) единицы. Напр.: О. весна без конца и без краю Без конца и без краю мечта! (Блок).

АНАКОЛУФ (греч. anakoluthos - неверный, непоследовательный) - нарушение грамматических норм связи слов в предложении; Синтаксическая фигура, широко применяемая как средство юмористического, сатирического изображения. Напр.: Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. (Чехов) Вы желаете сделать вопрос? (Л. Толстой) А. может использоваться как средство шутливого оживления разговора.

АНАФОРА (греч. anaphora - повторение) или единоначатие - стилистический прием, основанный на повторении начальных звуков, морфем, слов, словосочетаний, самостоятельных отрезков текста, предложений. Напр.: Закон - стержень жизни человека. Закон будет выявлять виновных, закон будет обеспечивать борьбу с коррупцией. (Из газет)

АНТИТЕЗА (греч. antithesis - противоположение) - стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, идей, состояний и т.п., которая усиливает эмоциональность, подчеркивает мысль автора. Напр.: Я царь - я раб, я червь - я бог (Державин): в заглавиях - «Преступление и наказание (Достоевский); «Живые и мертвые» (К. Симонов).

АНТИФРАЗИС (греч.) - стилистическая фигура, состоящая в использовании слова или выражения в прямо противоположном смысле, обычно ироническом. Напр.: обращение к ослу в басне Крылова - Отколе, умная, бредешь, ты голова?

АНТИЧНАЯ РИТОРИКА - наука об ораторском искусстве; возникла в Греции в V в. до н.э.. сложилась в эпоху эллинизма в целостную систем) в III-II вв. до н.э.: в Риме - в I в до н.э. Крупнейшие теоретики А.Р. -Аристотель. Цицерон. Квинтилиан.

Классическая риторика делилась на пять частей: 1) инвенция (лат.) - изобретение, нахождение, т.е. определение темы и цели речи, систематизация содержания; 2) диспозиция (лат.) -расположение - выбор жанра, типа речи, работа над композицией речи; 3) элокуция (лат.) - словесное выражение - учение об отборе и сочетании слов, о тропах и риторических фигурах; 4) меморио (лат.) - запоминание: 5) акцио (лат.)- произнесение, исполнение речи. А.Р. ориентировалась

на практику политического, судебного и парадного (эпидейктического) красноречия.

АПЕЛЛЯЦИЯ (лат. apellatio - обращение) - обращение за советом, поддержкой. Напр.: А. к общественному мнению.

«АПЕЛЛЯЦИЯ К ПУБЛИКЕ» - полемический прием, суть которого заключается в том, что вместо обоснования истинности или ложности рассматриваемого тезиса, начинают воздействовать на чувства слушателя, мешая им составить объективное и беспристрастное мнение о предмете обсуждения. См. также «Довод к человеку».

АПОЛОГИЯ (греч. apologia - защита) - апологетическая речь с восхвалением или в защиту кого- чего-либо.

АПОСИОПЕЗА (греч. aposiopesis - сокрытие, утаивание) - то же, что умолчание.

АПОСТОРОФА (греч. apostrophe - обращение в сторону) - риторический прием, делающий речь более выразительной и заключающийся в обращении говорящего к лицу отсутствующему, как к присутствующему; к умершему, как к живому; или обращение к неодушевленному предмету, как к одушевленному. Напр.: Что скажу я тебе, брат мой Квинт, товарищ ЛИХ моих дней, который теперь далеко? (Цицерон)

АРГОТИЗМЫ - см. жаргонизмы.

АРГУМЕНТ - (лат. argumentum - основание, довод) - истинное суждение, приводимое для обоснования истинности или ложности высказанного положения (тезиса). А. является составной частью всякого доказательства.

АРГУМЕНТАЦИЯ - способ рассуждения, обеспечивающий доказательность и убедительность выступления; совокупность аргументов в пользу чего-либо.

АРХАИЗМ (греч. archaios - древний) - устаревшее слово, оборот, грамматическая или синтаксическая форма, вышедшая из употребления. А. используется как изобразительный прием в художественной речи для передачи исторического колорита, придания торжественности или подчеркивания героической интонации. Напр.: Восстань, пророк, и виждь и внемли. (Пушкин)

АСИНДЕТОН (греч. asyndeton - несвязное). - См. Бессоюзие. АССОНАНС (греч. assonanse - созвучно) - повторение в строке. однородных гласных звуков для придания речи благозвучия и выразительности. А. является одним из приемов инструментовки, звукописи..: Ужасные, убийственные звуки. Унылый, сумрачный бурлак. (Некрасов) Ср. также Анна Ахматова (псевдоним А. Горенко).

«АТАКА ВОПРОСАМИ» - полемический прием, состоящий в том, что очередное высказывание полемист заканчивает вопросом к оппоненту, заставляя его все время отвечать на вопросы, добиваясь утраты оппонентом логической последовательности его выступления и сбивая с мысли; быстрое и решительное наступление в споре.

АТТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ или АТТИЦИЗМ - стиль ораторской речи, появившийся в римской школе красноречия (I в. до н.э.) А.С. отличается логичностью, информативной насыщенностью, отсутствием пафоса и экзальтации в речи. А.С. характеризуется монотонностью, строго ограниченным набором жестов и движений оратора, декларативностью. А.С. вошел в моду в Древнем Риме благодаря его горячему поклоннику Юлию Цезарю.

АУДИТОРИЯ (лат. auditorium - слушатели какого-либо выступления с публичной речью (лекцией, докладом, словом и т.п.), а также слушатели и зрители радио- и телепередач. См. также «Образ аудитории».

АФОРИЗМ (греч. aphorismus - изречение) - обобщенная, глубокая, законченная мысль, выраженная в яркой, лаконичной, отточенной форме, отличающаяся неожиданностью суждений и выразительностью. Напр.: «Мысль изреченная есть ложь» (Тютчев). «Судья - говорящий закон, а закон - это немой судья» (Цицерон).

АФФЕКТАЦИЯ (лат. affectatio) - неестественность в жестах, манерах, чрезмерная приподнятость речи.

Б

БАЙКА (рус. баить - говорить) - побасенка, короткая сказочка, > потребляемая в разговорной речи. Б. используется в выступлении для эмоциональной разрядки.

БАЛАГУРСТВО - особая комическая манера речи, уходящая своими корнями в народную смеховую культуру, когда смешно все грубое, перевернутое, необычное, низкое. Смеховое начало может быть при этом направлено и на содержание, и на саму форму речи. Напр.: русские народные присловия - дразнилки: Два брата с Арбата, а оба горбаты (о москвичах). Б. является частью языковой игры. «Изящная речь предполагает мужливость, веселость», - говорили еще в античности.

БЕСЕДА - одна из форм диалогового общения, совместное обсуждение той или иной, обычно актуальной темы или проблемы. Б. один из значимых видов делового общения, делового красноречия.

БЕССОЮЗИЕ, или АСИНДЕТОН, - стилистический прием, при котором опущены, отсутствуют союзы, соединяющие слова и предложения, вследствие чего речь приобретает особый ритм, динамику, лаконичность и выразительность.

Напр.: Швед, русский, колет, рубит, режет / Бой барабанный, крики, скрежет (Пушкин). Б. противоположно многосоюзию. или полисиндетону.

БЛАГОЗВУЧИЕ РЕЧИ, или ЭВФОНИЯ, - художественно-выразительное применение в речи эстетически мотивированных элементов звукового состава языка: гласных и согласных звуков, ударных и безударных слогов, пауз, различных видов интонаций, однородных синтаксических оборотов, повторений слов и пр. Б.Р. предполагает отсутствие в ней режущих слух звуковых сочетаний, напр.: взгр, встр, вств и т.п.; слов-паразитов, вставных звуков (м-м-м, э-э-э и т.п.), искажения орфоэпических норм (инциНдент, шОфер, пОнять. нАчать и т.п.).

БЛЕФ (англ. bluff- обман) - хвастовство, выдумка, ложь, рассчитанные на запугивание, введение в заблуждение кого-либо (глагол блефовать), используется зачастую в политической, дипломатической, юридической сферах красноречия как один из ораторских приемов.

БОГАТСТВО РЕЧИ - одно из главных коммуникативных качеств речи. В этом смысле говорят о лексическом богатстве речи (напр., активный запас слов А.С Пушкина превышал 21000 единиц; у современного культурного человека он составляет не более, чем 8000 - 12000 единиц); о семантическом (смысловом) богатстве, проявляемом в разнообразном и обновленном соединении слов во фразе, в их неожиданной комбинации (напр., розовый конь - у Есенина, жаркая рябина - у Цветаевой); об интонационном богатстве речи (напр., у И. Смоктуновского, Ю. Яковлева и др. артистов театра и кино, дикторов).

БОГОСЛОВСКО-ЦЕРКОВНОЕ красноречие, или ГОМИЛЕТИКА, - один из основных жанров ораторского искусства, включающий такие его виды, как проповедь, речь на соборе и др.

В

ВЕРБАЛЬНЫЙ (лат. verbo - глагол, слово) - устный словесный. Термин, используемый для обозначения форм знакового материала, а также процессов оперирования им. В зависимости от используемого материала различают вербальное (словесное) и невербальное общение (напр.. жестовое).

«ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ» - образы, художественное значение которых далеко выходит за рамки их конкретно-исторического содержания и породившей их эпохи. Так, в образе Дон-Кихота воплощен возможный во все времена трагический конфликт между благородством стремлений и бессилием осуществить их в реальных условиях. Классическими примерами В.О. служат Прометей. Гамлет, Фауст; к числу В.О. относят и таких литературных героев, как Иудушка Головлев, Молчалин, Чичиков и мн. др. В.О. широко используются в публичной речи, делая ее многоплановой по содержанию, эмоциональной и выразительной.

ВИДЫКРАСНОРЕЧИЯ - см. жанры ораторского искусства.

ВОЕННОЕ КРАСНОРЕЧИЕ - один из видов социально-политического красноречия. Как правило, военно-патриотическая речь произносится командиром перед решающим сражением, отличается лаконизмом, эмоциональностью, носит призывный, высокопатриотический характер.

ВООДУШЕВЛЯЮЩАЯ РЕЧЬ - ораторская речь, обращенная к чувствам, к духовному миру человека: она может не нести в себе новой информации, или прямолинейной агитации, или прямого призыва к действию, но В.Р. помогает человеку почувствовать себя личностью, проникнуться нравственной идеей, укрепляет силу духа, волю. Напр., церковная проповедь.

ВОПРОС - логическая форма, включающая информацию, а также указание на ее недостаточность с целью получения новой информации в виде ответа. Виды В.. уточняющие (закрытые) и восполняющие (открытые): разъяснительные и дополнительные. Этика оратора предполагает, что даже на вопросы, заданные не по существу темы, также следует по возможности дать ответ.

ВОПРОСНО-ОТВЕТНЫЙ метод изложения или «ВОПРОСНО-ОТВЕТНЫЙ ХОД» - композиционно-стилистический прием построения речи: имитация диалога, изложение материала в виде вопросов (разного типа и назначения) и ответов на них, даваемых самим оратором. Такой метод активизирует слушателей, побуждает их к размышлению, повышает действенность речи.

ВУЛЬГАРИЗМЫ - (пат. vulgaris - грубый, простой) - в стилистике неправильное или грубое слово, оборот, не принятые в литературной речи (жрать, морда, ляпать, рожа, дохлый и пр.) В. используются редко и с определенными стилистическими целями: в авторской речи В. почти не встречаются, поскольку их основная задача - создание сниженного речевого образа: «Шипр и пот, французский говор... / Старый хрен в английском платье / Гладит ляжку и мычит (С. Черный).

ВЫВОД - завершающая часть рассуждения, в которой подтверждается или опровергается тезис: суммарная оценка явлений, фактов, проблем, о которых шла речь.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ или ЭКСПРЕССИВНОСТЬ - одно из главных коммуникативных качеств речи, несомненное достоинство оратора. Качество выразительности связано со всеми средствами языка (интонационная палитра, лексическое богатство, образность, эмоциональная окрашенность и пр.) Условиями выразительности можно считать самостоятельность мышления, интерес автора к теме сообщения, глубокое и основательное знание родного языка, истории, культуры и др. В.Р. усиливает и поддерживает интерес слушателей к выступлению на всем его протяжении.

ВЫРАЗИТЕЛЬНО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА языка -круг художественно-речевых явлений, создающих словесную образность, повышающих эмоциональную окрашенность и экспрессивность текста. Сюда, прежде всего, относят тропы, стилистические фигуры, речения, различные приемы инструментовки и ритмико-интонационной организации речи.

ГИБКОСТЬ ГОЛОСА - его способность быстро и непринужденно переходить с одной высоты на другую, с громкого звучания на тихое, с одного тембра на другой.

ГИПЕРБОЛА -(греч. hyperbole - преувеличение) - один из тропов. образное выражение, содержащее чрезмерное преувеличение размера, силы, значения и т.п. при характеристике какого-либо явления. Напр.:... «Рукою молнии ловил» (Лермонтов). Средствами Г. автор усиливает нужное впечатление, подчеркивает то, что прославляет или высмеивает. Г. передает эмоции автора;, восторг, негодование, изумление, возмущение и т.п. Противоположная Г. стилистическая фигура - литота.

ГИПОТЕЗА (греч. hypothesis - предположение, догадка) - предположительное суждение, требующее подтверждения.

ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ выступления - основная часть публичного выступления, обеспечивает развертывание тезиса, его аргументацию и доказательство. Здесь же приводится изложение содержания выступления и его истолкование с тем. чтобы воздействовать не только на разум, но и на чувства, волю, воображение слушателей.

ГОЛОС - важнейший физиологический элемент речи. Г. характеризуется рядом признаков: громкостью (обеспечивается за счет силы звука); тембром, или звуковой окраской; высотой (диапазоном, способностью изменяться по музыкальным тонам). Оратор должен обладать гибким, подвижным голосом, в котором ощущается полетность (способность охватывать весь зал) и благозвучность (отсутствие хрипов, гнусавости и пр.)

ГОМИЛЕТИКА (греч. homiletike - умение общаться, искусство вести беседу) - раздел богословия, практическая дисциплина, в которой рассматриваются вопросы составления церковных проповедей. Г - см. богословско-церковное красноречие.

ГРАДАЦИЯ ( пят gradatio - постепенное повышение) - стилистическая фигура: лесенка близких по смыслу слов с нарастанием (или убыванием) их силы. Усиливаются впёчатление, напр.: Не жалею, не зову, не плачу... (Есенин).

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ПАУЗА - значимая пауза, несущая информацию о грамматической структуре фразы (о членении предложения, об отдельных предложениях и пр.): в письменном тексте Г.П. отмечается, как правило, знаками препинания, а в устной - интонацией. Г.П. являются средством логико-грамматического упорядочения текста.

ГРОТЕСК (греч. grotesque - причудливый, комичный) - изобразительный прием, заключающийся в подаче реальных фактов жизни посредством контрастного сочетания фантастического, и реального, комического и трагического, прекрасного и безобразного. Г. широко используют писатели-сатирики, напр., Салтыков-Щедрин (градоначальник с фаршированной головой. Органчик и др.).

Д

ДЕБАТЫ - (фр. debars) - обсуждение какого-либо вопроса; прения: обмен мнениями: споры. Д проводятся перед принятием решения, с целью поддержать или отвергнуть какое-либо предложение, даже отдельную формулировку, когда необходимо выслушать мнения «за» и «против». Д характерны для заседаний съездов, работы различного рода законодательных и исполнительных органов в демократическом обществе. (Глагол дебатировать).

ДЕДУКЦИЯ (лат. deductio - выведение) - логическое умозаключение от общего суждения к частным (или другим общим) выводам.

ДЕЛОВАЯ РЕЧЬ - устная: переговоры, беседы, инструктаж в производственной, коммерческой, административной сферах: письменная: используемые в этих сферах документы (договоры, акты, доверенности, заявления, протоколы и пр.). Отличается регламентированностью, высокой точностью, строгой юридической обоснованностью, полным отсутствием средств языковой выразительности, экспрессии.

ДЕМАГОГИЯ (греч.) - использование лживых обещаний, преднамеренное извращение фактов для достижения той или иной цели. Например, для популярности, победы на выборах и т.п.: высокопарные рассуждения, прикрывающие какие-либо корыстные цели.

ДЕМОНСТРАЦИЯ (лат. demonstratio - показывание) - необходимый элемент процесса доказательства; способ соединения в ходе логического рассуждения аргументов и тезиса.

ДИАЛЕКТИЗМЫ (греч. dialehtos -речь, наречие, говор) - народные элементы речи - слова, формы слов, обороты, - свойственные какому-либо местному говору и включаемые иногда в литературный язык для придания «местного колорита». Напр.: кочет (петух), шибко (очень), взямши (взяв) и др. Широко включали Д в свои тексты М. Шолохов, В. Белов, В. Шукшин и мн. др. писатели.

ДИАЛОГ (греч. dialogos - разговор) - разговор между двумя или несколькими людьми; переговоры; свободный обмен мнениями между двумя сторонами, странами: вид речи, отличающийся ситуативностью, контекстуальностью, непроизвольностью, незапланированным характером.

Ему присущи стимулирующие и реагирующие реплики собеседников, вопросительные предложения. Д. известен и как литературно-публицистический жанр (напр., диалоги Платона; драматические произведения).

Д. используется как средство полемики, форма диспута, дискуссии, совместного размышления. Д. могут быть явными, открытыми (при беседах) и скрытыми (имитация Д., Диалогизация речи).

В публичной речи, в зависимости от цели различают: информативный Д.; Д. - обмен мнениями (с целью принятия решений, выяснения истины); Д. контактоустанавливающий (напр.. в судебной речи).

ДИАЛОГИЗАЦИЯ РЕЧИ - композиционно-стилистический прием в лекторской речи, состоящий из введения в монологическую речь элементов диалога (реплик, вопросов, прямой речи, цитат и пр.) Напр.: «Вы спросите, где он? Здесь, среди свидетелей... Кто такой? Тот самый, которого привязали к статуе. А он где? Вы его видели и слышали его показания....Что же это? Я ли говорю? Да нет же - он сам» (Цицерон).

ДИАЛОГОВЫЕ ФОРМЫОБЩЕНИЯ разнообразны. Простые: беседа, круглый стол, информационно-пропагандистская встреча; сложные: дебаты, дискуссии, диспуты.

ДИКЦИЯ (лат. dictio - произнесение) - степень отчетливости произношения звуков, их сочетаний, слогов, слов в различных условиях. Хорошая Д. является важным элементов речевой техники.

ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ КРАСНОРЕЧИЕ - один из видов социально-политического красноречия; требует высокой точности, соблюдения этикета, высокого уровня культуры, международных правовых норм.

ДИСКУССИЯ (лат. discussio - исследование, рассмотрение) - коллективное обсуждение какого-либо спорного политического, научного, дипломатического и т.п. вопроса; доклада на конференциях, собраниях, в прессе. Д. один из активных способов выяснения истины, нахождения правильного решения спорного вопроса. В ходе Д. участники имеют право выразить свои взгляды в коротких монологах, обращенных ко всем присутствующим. Ведение Д. требует от ее участников глубокого знания предмета, владения родным языком: особенно важен такт, когда высказываются спорные мнения. (Глаголы - дискуссировать, дискутировать).

ДИСПОЗИЦИЯ - (лат. dispositio - расположение) - один их основных разделов классической риторики, «расположение»: в нем рассматривается композиция речей, сочинений, в зависимости от жанра и типа речи.

ДИСПУТ (лат. dispiaare - рассуждать, спорить) - публичный спор, посвященный обсуждению злободневных теоретических, нравственных, политических проблем, а также книг, статей, выступлений и т.п. Д. мало чем отличается от дискуссии, на практике эти два понятия являются синонимами. Д. во многом зависит от его ведущего. Хорошо организованный Д. позволяет его участникам высказать свою точку зрения, оценку того или иного события, явления. Д. завершается подведением итогов.

ДОВОД - соображение, положение, факт, пример, приводимые в доказательство чего-либо; см. аргумент.

«ДОВОД К ЧЕЛОВЕКУ» - полемический прием, суть которого заключается в том. что, вместо обоснования истинности или ложности рассматриваемого тезиса, оценивают Достоинства и недостатки человека, его выдвинувшего.

ДОГМА (греч. dogma) - положение, некритически принимаемое за непреложн\ю. непререкаемую истину, признаваемое бесспорным и неизменным без доказательства при всех обстоятельствах.

Догматическое мышление пытается сохранить в неизменности формы, методы и средства деятельности, возникшие в прошлом.

ДОГМАТИЗМ - способ мышления, оперирующий застывшими, неизменными Д.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО - логическая операция, в ходе которой проверяется истинность какого-то утверждения (тезиса, гипотезы). Операция Д. включает три основных элемента: тезис - положение, которое доказывается, нуждается в обосновании; аргументы, или доводы - ранее установленные истинные суждения; демонстрацию - логическую связь тезиса с аргументами. Д. бывают прямые и косвенные, «от противного», дедуктивные и индуктивные.

ДОКЛАД - один из видов публичного выступления, представляющий собой развернутое изложение темы.

Широко используется в социально-политическом и академическом красноречии. Подготовка Д. требует четкого плана, логически связанного, проблемного изложения вопроса, убедительного обоснования выдвинутых положений, доступного языка, точных обобщений и выводов. Официальный характер Д. не позволяет использовать импровизацию и экспромты. Д. требует текстуального исполнения.

ДРАМАТИЗАЦИЯ РЕЧИ - особые приемы, используемые для поддержания внимания слушателей. Сюда можно отнести диалогизаиию. вопросно-ответный метод изложения, риторические вопросы и обращения и т.п.

Е

ЕДИНОНАЧАТИЕ см. анафора.

ЕЛЕЙНЫЕ РЕЧИ (греч. elaion - масло) - приторно-ласковые, чрезмерно угодливые, деланно благочестивые слова.

Ж

ЖАНРЫОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА (красноречия) - разновидность устных публичных выступлений. Традиционно различают следующие его виды: /. Социально-политическое красноречие; 2. Академическое красноречие; 3. Судебное красноречие; 4. Социально-бытовое красноречие; 5. Церковно-богословское красноречие. При делении по сферам человеческой деятельности можно представить и такую классификацию: в общественной - политическое, дипломатическое, военное, судебное, академическое, дидактическое (учебное), производственно-деловое и религиозное: в личной сфере - обиходно-бытовое. В зависимости от цели, которую ставит перед собой оратор, выделяют: 1. Информационный вид ораторской речи. 2. Аргументированный тип речи. 3. Декларативные речи. 4. Императивный вид красноречия.

ЖАРГОНИЗМЫ, или АРГОТИЗМЫ (фр. jargon) - слова искусственного языка, понятного лишь определенному кругу людей, связанных между собой общностью целей и интересов; речь определенных социально-замкнутых групп (напр., жаргон преступного мира). К Ж. обращались военные, торговцы, представители преступного мира; часто встречается Ж. у молодежи, в узкопрофессиональной сфере и пр. От старинного слова офеня (торговец-разносчик, ходивший с разнообразным мелким товаром) произошел Ж. феня (особый язык), отсюда выражение - «по фене ботать» (говорить на жаргоне). Напр.: баклажан, бумага, Вашингтон, дядя Володя, кусок, угол, хруст и т.п. - «деньги» на воровском жаргоне.

ЖЕСТ (фр. geste - движение рукой руками) или другое телодвижение; что-либо выражающее или сопровождающее устную речь; важнейшее средство невербальной (неязыковой) коммуникации. Различают: 1. Ж. незнаковые - ритмические, эмоциональные и 2. Ж. - знаки - указательные, изобразительные, Ж. - символы. В ораторской речи используются специальные Ж. - модификаторы, меняющие «интенсивность» значение слов. Ж. должен быть органичен и внешне выражать сущность речи, избыточная жестикуляция неуместна. Ж. - «душа речи». Демосфен писал: «Речь тре-б\ет жестов, жестов и жестов».

З

ЗАДЕРЖАНИЕ или РЕТАРДАЦИЯ - речевой оборот, композиционно-стилистический прием, состоящий в намеренном, заранее рассчитанном затягивании изложения путем введения в речь несюжетных элементов, в нарочитом отвлечении внимания от предмета речи с целью усилить интерес слушателей к нему.

ЗАКОН КРАЯ - выведенная из практики и экспериментально подтвержденная психологами закономерность, сущность которой, применительно к публичному выступлению, состоит в том. что слушатели лучше всего запоминают начальные и заключительные фрагменты речи. З.К. - одно из правил композиции, требующее особенно четко и выразительно излагать тему, проблематику и задачи выступления (начальный фрагмент), а также ясно формулировать частные и общие выводы (заключительный фрагмент).

ЗАНИМАТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ - одно из важнейших качеств публичного выступления, связанное с поддержанием внимания слушателей; проявляется в сообщении интересных фактов, эпизодов, случаев, исторических анекдотов, которые, на первый взгляд, иногда не имеют прямого отношения к теме речи, но, как оказывается впоследствии, тесно с нею связаны.

ЗАСТОЛЬНАЯ РЕЧЬ или ТОСТ - один из видов социально-бытового красноречия. З.Р. - составная часть фольклора: неизменные атрибуты - пожелание здоровья, счастья, успехов. Высокая эмоциональность и приподнятость, дружеские чувства характеризуют этот вид речи, в котором во всей полноте может проявиться языковая личность. З.Р., произносимая на официальных приемах, носит все черты социально-политического красноречия.

ЗАЧИН РЕЧИ, или вступление, имеет психологические, содержательные и структурные функции. Настроиться самому, настроить слушат



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: