Подсистема гласных фонем. Проблема фонемного статуса [ы].
Фонематическая (фонемная) транскрипция
Все фонемы языка, как и звуки, как и все другие единицы (морфемы, слова, грамматические формы и под.) находятся в языке не в состоянии хаоса или простого набора, а связаны друг с другом определенными отношениями и образуют группы и ряды. Так как звуки реализуют фонемы, то они как система связаны с реализацией и существованием системы фонем = фонологической системы.
Фонемы, как и другие единицы языка, связаны парадигматическими и синтагматическими отношениями. Если мы выделяем фонемы на основе различительных признаков и объединяем в группы на основе сходных, то это парадигматика. Например, парадигматические группы: классы гласных, которые противопоставлены классу согласных; согласные палатализованные противостоят согласным непалатализованным; сравни: группы звонких и глухих, переднеязычных, щелевых и под.
При этом аллофоны фонемы могут определенным образом сочетаться в речи – это синтагматика. Например, сочетаются глухие шумные и звонкие шумные; гласные и согласные.
В основе фонологической системы лежит четкое противопоставление признаков фонем. Чем больше у фонем дифференциальных (различительных=ДП) признаков, тем фонемы менее похожи: например, фонемы < в> и <j> объединяет только то, что они согласные,
чем меньше ДП, тем более фонемы похожи: например, фонемы <в> и < ф> различает только один ДП признак – признак глухости / звонкости.
Противопоставление фонем по какому-либо признаку называется оппозицией. Например: у гласных есть оппозиции по лабиализации; у согласных есть оппозиции по глухости-звонкости, твердости-мягкости, по месту образования и т.д.
Чтобы назвать количество фонем в языке, надо знать количество звуков в С. сильных позициях.
В современном русском литературном языке состав гласных фонем определяется в С. сильной позиции по комбинации постоянных (конститутивных) признаков: подъема языка и лабиализации – <и > <у > <э > < о> <а>[1].
Гласный звук [ы] является аллофоном (вариацией) фонемы <и >, потому что
- между [и] и [ы] только один различительный признак: передняя и непередняя зона (ряд) образования, а ряд для [ы] зависит от твердости предшествующего согласного;
- значит, эти звуки не могут выступать в одинаковой позиции: [и] выступает только после мягких (рис), [ы] – после твердых (рысь);
- в позиции после твердого начальный [и] произносится как [ы] (что иногда отражается и в правописании): игра – сыграть, иск – розыск;
- в русском языке [ы] невозможен в абсолютном начале большинства слов (позиция, независимая от согласного): игра. [Ы] возможен в начале слова только в нескольких неупотребительных словах: терминах, иноязычных названиях, именах – буква «ы », ы кать, ыканье, Ыйчжун (корейская фамилия) и под.
Сильная позиция для гласных – ударная. Наименьшее влияние согласных ударные гласные испытывают в абсолютном начале слова перед твердыми: арка, утро.
Состав фонем <и > <у > <э > < о> <а> в С. сильной позицииимеет комбинацию постоянных (конститутивных) признаков: подъем языка и лабиализацию. Фонема <а> является единственной фонемой среднего ряда, то есть этот признак является для нее избыточным.
Слабая позиция – это любой безударный слог, в котором гласные фонемы неверхнего подъема представлены вариантами в I позиции: [иэ], [^], во II позиции [ъ] [ь]; вариациями, например, [ . а] [ . а . ] [а . ] и под.
Таким образом, можно представить любую фонему ее аллофонами, например, <а >: [иэ] [^] [ъ] [ь]; [ . а] [ . а . ] [а . ]. Каждая из 5 гласных фонем имеет свой набор аллофонов.
Представленный состав 5 гласных фонем и звук [ы] как аллофон фонемы <и > – это точка зрения Московской ФШ. Ленинградская ФШ (СПФШ) описывает 6 гласных фонем, при этом <ы> признается недостаточно функциональной, редко используемой в некоторых позициях.
Фонематическая (фонемная) транскрипция
Транскрипция – от лат. transcriptio – переписывание». Транскрипция –искусственный вид письма, который применяется для учебно-научных целей. По своим целям и видам транскрипция может быть: 1) фонетической, 2) фонематической.
Из применяемых в практике транскрипций чаще всего встречается либо система Международной фонетической ассоциации на латинской графической основе (МФА; по-французски AIP «Association Internationale Phonetique», по-английски IPA «International Phonetic Association»), либо Русская фонетическая азбука (РФА) на русской графической основе (существует в разных вариантах).
Фонетическая транскрипция преследует цели точной графической записи произношения; нужна для того, чтобы точно представить звуковой состав текста. Она применяется в словарях иностранных языков (там, где орфография очень далека от произношения; например, английская), в языковых учебниках, в учебниках дикции и декламации, в записях живой речи (диалектологические записи, учебники фонетики и т. п.).
Фонематическая транскрипция передает каждое слово по составу фонем, не отражая возникающих в слабых позициях вариантов и вариаций. Она применяется в записях примеров и парадигм грамматики, где важна структурная, а не произносительная сторона дела.
Принцип фонематической транскрипции: каждая фонема независимо от позиции изображается всегда одним и тем же знаком. Фонематическая транскрипция нуждается в значительно меньшем количестве знаков, чем фонетическая, так как количество фонем всегда меньше, чем количество вариантов и вариаций. Она близка к системам орфографии, которые последовательно проводят фонематический принцип (например, русская), и далека от орфографической записи там, где в основе орфографии лежат принципы этимологический и традиционный (например, в орфографии французской и английской).
Текст фонематической транскрипции заключается в ломаные скобки < > (скобки / / - ЛФШ). При фонематической транскрипции ударение не обозначается, а транскрибированные морфемы могут соединяться дефисами в пределах слов.
Порядок фонемной транскрипции:
1) записать слово, выделить условными знаками части слова (морфемы);
2) провести и записать фонетическую транскрипцию;
3) обозначить перцептивную и сигнификативную позицию звуков;
4) знак доминанты (абсолютно сильная позиция) перенести в запись фонемной транскрипции (использовать ломаные скобки);
5) знаки, относящиеся к П. слабой и С. сильной позиции (вариации), перенести в запись фонемной транскрипции знаком доминанты;
6) аллофоны фонем, находящиеся в С. слабой или абсолютно слабой позиции (варианты), необходимо «привести» к сильной позиции в той же морфеме («проверить»). Для проверки служебных морфем (суффиксов, окончаний, приставок) возможно пользоваться примерным списком (Банк аффиксов[2]). Если фонема проявляется в сильной позиции, то, отразив морфему с фонемой с сильной позиции, ее необходимо перенести в запись фонемной транскрипции знаком доминанты. Если фонема не проявляется в сильной позиции, то ее необходимо перенести в запись фонемной транскрипции знаком гиперфонемы.
Примерный образец фонемной транскрипции и рассуждений на каждом этапе
ОТ-БР О С-И-ТЬ[3] [˄дброо . с , ит , ]
П.: | - | - | + | - | - | + | - | - |
[˄ | д | б | ро | о. | с, | и | т,] | |
С.: | - | - | + | + | + | + | + | - |
˂о т б р о с , и т , ˃
Проверка: о т-роду; о т -нести; вез- т и.
Рассуждаем (устно):
[˄] – гласный звук в абсолютно слабой позиции, он может быть реализацией фонем <а > и < о>; необходима проверка фонемы в сильной позиции. Так как гласный звук находится в приставке, по Банку примеров (см. ниже) находим или самостоятельно подбираем слово любой части речи, в котором бы гласный в этой же приставке был бы в сильной позиции. Например, в Банке в рубрике «приставки» нашли приставку ОТ- в проверочных словах: о троду и под. Отразим фонему знаком доминанты в ломаных скобках, в рубрике «проверка» написали проверочную единицу;
[д] – согласный звук (вариант) в абсолютно слабой позиции (шумный перед шумным), он может быть реализацией фонем <д > и < т>; необходима проверка фонемы в сильной позиции. Так как согласный звук находится в приставке, то самостоятельно находим или с использованием Банка подбираем проверочное слово любой части речи, чтобы после приставки ОТ- стоял гласный или сонорный звук: о т -нести. Отразим фонему знаком доминанты в ломаных скобках, в рубрике «проверка» напишем проверочную единицу;
[б] – согласный звук в абсолютно сильной позиции, проверка фонемы не проводится. Фонему отображаем знаком доминанты.
[ро] – согласный звук в С. сильной и П. слабой (вариация), проверка фонемы не проводится. Фонему отображаем знаком доминанты.
[о . ] – гласный звук в С. сильной и П. слабой (вариация), проверка фонемы не проводится. Фонему отображаем знаком доминанты.
[с , ] – согласный звук в абсолютно сильной позиции (доминанта). Отображаем мягкую фонему.
[и] – гласный звук в С. сильной и П. слабой (вариация), проверка фонемы не проводится. Фонему отображаем знаком доминанты.
[т , ] – согласный звук (вариант) в абсолютно слабой позиции (шумный на конце слова), он может быть реализацией фонем <д > и < т>; необходима проверка фонемы в сильной позиции. Согласный звук находится в окончании инфинитива (начальной формы глагола) -ТЬ, самостоятельно подбираем проверочное слово – инфинитив, оканчивающийся на –ТИ (с согласным звуком в сильной позиции): вез- т и. Отразим фонему знаком доминанты, в рубрике «проверка» напишем проверочную единицу.
Обратите внимание.
В формах этого глагола ОТБРОСИШЬ, ОТБРОСИТ конечные согласные [ш], [т] в абсолютно слабой позиции, но приведение их к сильной невозможно. Данные звуки находятся в окончаниях 2 лица -ИШЬ и 3 лица -ИТ, но нет таких окончаний глаголов во 2 и 3 лице, чтобы после этих согласных были гласные или сонорные (окончание –ИТЕ нельзя использовать, так как это форма множественного числа). Следовательно, проверить сильной позицией нельзя, в таком случае отмечаем гиперфонемы [ш/ж], [т/д]
Примеры фонемной транскрипции для самостоятельного наблюдения
1. здесь [з , д ,. э . с , ]
П.: | - | + | - | - |
[з, | д, | .э. | с, ] | |
С.: | - | + | + | - |
˂ з , / с , д , э з , / с , ˃
Проверка: -
2. ст у ль-я [сто у . л , и ъ]
П.: | - | - | - | + | - | - |
[с | то | у. | л, | и | ъ ] | |
С.: | - | + | + | + | + | - |
˂ з / ст у л , j а˃
Проверка: семь- я,дядь- я
3. с-гиб [зг ,. ип]
П.: | - | + | - | - |
[з | г, | .и | п ] | |
С.: | - | + | + | - |
˂ сг , и б˃
Проверка: со -гнуть, с -лить; сги б -ать
4. пыль [пы . л , ]
П.: | + | - | + |
[п | ы. | л, ] | |
С.: | + | + | + |
˂ пи л , ˃
Проверка: -
Банк
примеров аффиксов, фонемы которых занимают
сигнификативно сильную позицию
Приставки | |||||
О- | Озимь, окрик | ЗА- | Замуж, заводь | ||
ОБ- | Облик, обыск | НА- | Наглухо | ||
ОТ- | Отмель, отроду | ПО- | Повар, поезд | ||
ПОД- | Подкуп, подопытный | ПРО- | Прорезь | ||
С- | Сыск, суметь, сыграть | ПРИ- | Пригород, привкус | ||
РОЗ-,РОС- | Розыгрыш, розыск | ПРА- | Правнук | ||
РАЗ-,РАС- | ПРЕ- | Прерванный | |||
ИЗ-, ИС- | Изредка, изморозь | НЕ- | Недруг, недоросль | ||
ВОЗ-, ВОС- | Возраст, возыметь, возглас | БЕЗ-, БЕС- | Бездарь, безумец | ||
ВЗ-, ВС- | |||||
Суффиксы существительных | |||||
-ОТ/а/ | Дремота, высоты | -ИЦ/а/ | Землица, девица | ||
-ИЗН/а/ | Отчизна, головизна | -ИН/а/ | Долина, древесина | ||
-ОСТЬ | Злость | -ОК | Рожок, росток | ||
-НИК | Воротник, золотник | -ИК | Старик, озорник | ||
-НИЦ/а/ | Зарница, гробница | -ЩИК | Газовщик, бунтовщик | ||
Суффиксы прилагательных | |||||
-ИСТ | Тенистый, волнистый | -ИВ/ый/ | Красивый | ||
-АТ/ый/ | Рогатый, дощатый | -ЕВ(ОВ)/ый | Перцовый | ||
-ЧАТ/ый/ | Крупчатый | -АН(ЯН)/ый | Песчаный | ||
-ЛИВ/ый/ | Тоскливый | ||||
Суффиксы причастий | |||||
-ЕНН/ый | Окружен, испечен | ||||
Окончания существительных | |||||
-А, -Я | Вода, земля | -Е (д.,пр.п) | Земле, на воде, на столе | ||
-О, -Е | Стекло, окно | -ОЮ, - ЕЮ | Волною, страной | ||
-ЕМ, -ОМ | Стеклом, путем, огнем | -ЕМ, ОМ | Столом, окном | ||
Окончания глаголов | |||||
-ЕШЬ,-ЁШЬ | Идёшь, несёшь | -ИТ | Стоит, молчит | ||
-ЕТ, -ЁТ | Идёт, несёт | -ЯТ | Стоят, молчат | ||
-ИШЬ | Стоишь, кричишь | -ТЬ | Идти, нести | ||
Суффикс возвратный | |||||
-СЯ | Занялся, заперся | ||||
Окончания прилагательных, причастий, местоимений | |||||
-ОЙ, -ЫЙ | Седой, речной | -ИЕ, -ЫЕ | Родные, смешные | ||
-АЯ, -ЯЯ | Седая, речная, твоя | -ОЙ, -ЕЙ | Родной, смешной | ||
-ОЕ, -ЕЕ | Родное, смешное | ||||
[1] Ср.: гласных фонем 5, а звуков 6.
[2] См. материал после образца транскрипции или в отдельном файле.
[3] Части слова разделены черточками, но это можно сделать условными знаками.