Тема 12-13. Система фонем. Оппозиции фонем.




Подсистема гласных фонем. Проблема фонемного статуса [ы].

Фонематическая (фонемная) транскрипция

Все фонемы языка, как и звуки, как и все другие единицы (морфемы, слова, грамматические формы и под.) находятся в языке не в состоянии хаоса или простого набора, а связаны друг с другом определенными отношениями и образуют группы и ряды. Так как звуки реализуют фонемы, то они как система связаны с реализацией и существованием системы фонем = фонологической системы.

Фонемы, как и другие единицы языка, связаны парадигматическими и синтагматическими отношениями. Если мы выделяем фонемы на основе различительных признаков и объединяем в группы на основе сходных, то это парадигматика. Например, парадигматические группы: классы гласных, которые противопоставлены классу согласных; согласные палатализованные противостоят согласным непалатализованным; сравни: группы звонких и глухих, переднеязычных, щелевых и под.

При этом аллофоны фонемы могут определенным образом сочетаться в речи – это синтагматика. Например, сочетаются глухие шумные и звонкие шумные; гласные и согласные.

В основе фонологической системы лежит четкое противопоставление признаков фонем. Чем больше у фонем дифференциальных (различительных=ДП) признаков, тем фонемы менее похожи: например, фонемы < в> и <j> объединяет только то, что они согласные,

чем меньше ДП, тем более фонемы похожи: например, фонемы <в> и < ф> различает только один ДП признак – признак глухости / звонкости.

Противопоставление фонем по какому-либо признаку называется оппозицией. Например: у гласных есть оппозиции по лабиализации; у согласных есть оппозиции по глухости-звонкости, твердости-мягкости, по месту образования и т.д.

 

Чтобы назвать количество фонем в языке, надо знать количество звуков в С. сильных позициях.

В современном русском литературном языке состав гласных фонем определяется в С. сильной позиции по комбинации постоянных (конститутивных) признаков: подъема языка и лабиализации – <и > <у > <э > < о> <а>[1].

Гласный звук [ы] является аллофоном (вариацией) фонемы <и >, потому что

- между [и] и [ы] только один различительный признак: передняя и непередняя зона (ряд) образования, а ряд для [ы] зависит от твердости предшествующего согласного;

- значит, эти звуки не могут выступать в одинаковой позиции: [и] выступает только после мягких (рис), [ы] – после твердых (рысь);

- в позиции после твердого начальный [и] произносится как [ы] (что иногда отражается и в правописании): игра – сыграть, иск – розыск;

- в русском языке [ы] невозможен в абсолютном начале большинства слов (позиция, независимая от согласного): игра. [Ы] возможен в начале слова только в нескольких неупотребительных словах: терминах, иноязычных названиях, именах – буква «ы », ы кать, ыканье, Ыйчжун (корейская фамилия) и под.

 

Сильная позиция для гласных – ударная. Наименьшее влияние согласных ударные гласные испытывают в абсолютном начале слова перед твердыми: арка, утро.

Состав фонем <и > <у > <э > < о> <а> в С. сильной позицииимеет комбинацию постоянных (конститутивных) признаков: подъем языка и лабиализацию. Фонема <а> является единственной фонемой среднего ряда, то есть этот признак является для нее избыточным.

Слабая позиция – это любой безударный слог, в котором гласные фонемы неверхнего подъема представлены вариантами в I позиции: [иэ], [^], во II позиции [ъ] [ь]; вариациями, например, [ . а] [ . а . ] [а . ] и под.

Таким образом, можно представить любую фонему ее аллофонами, например, <а >: [иэ] [^] [ъ] [ь]; [ . а] [ . а . ] [а . ]. Каждая из 5 гласных фонем имеет свой набор аллофонов.

Представленный состав 5 гласных фонем и звук [ы] как аллофон фонемы <и > – это точка зрения Московской ФШ. Ленинградская ФШ (СПФШ) описывает 6 гласных фонем, при этом <ы> признается недостаточно функциональной, редко используемой в некоторых позициях.

Фонематическая (фонемная) транскрипция

Транскрипция – от лат. transcriptio – переписывание». Транскрипция –искусственный вид письма, который применяется для учебно-научных целей. По своим целям и видам транскрипция может быть: 1) фонетической, 2) фонематической.

Из применяемых в практике транскрипций чаще всего встречается либо система Международной фонетической ассоциации на латинской графической основе (МФА; по-французски AIP «Association Internationale Phonetique», по-английски IPA «International Phonetic Association»), либо Русская фонетическая азбука (РФА) на русской графической основе (существует в разных вариантах).

Фонетическая транскрипция преследует цели точной графической записи произношения; нужна для того, чтобы точно представить звуковой состав текста. Она применяется в словарях иностранных языков (там, где орфография очень далека от произношения; например, английская), в языковых учебниках, в учебниках дикции и декламации, в записях живой речи (диалектологические записи, учебники фонетики и т. п.).

Фонематическая транскрипция передает каждое слово по составу фонем, не отражая возникающих в слабых позициях вариантов и вариаций. Она применяется в записях примеров и парадигм грамматики, где важна структурная, а не произносительная сторона дела.

Принцип фонематической транскрипции: каждая фонема независимо от позиции изображается всегда одним и тем же знаком. Фонематическая транскрипция нуждается в значительно меньшем количестве знаков, чем фонетическая, так как количество фонем всегда меньше, чем количество вариантов и вариаций. Она близка к системам орфографии, которые последовательно проводят фонематический принцип (например, русская), и далека от орфографической записи там, где в основе орфографии лежат принципы этимологический и традиционный (например, в орфографии французской и английской).

Текст фонематической транскрипции заключается в ломаные скобки < > (скобки / / - ЛФШ). При фонематической транскрипции ударение не обозначается, а транскрибированные морфемы могут соединяться дефисами в пределах слов.

 

Порядок фонемной транскрипции:

1) записать слово, выделить условными знаками части слова (морфемы);

2) провести и записать фонетическую транскрипцию;

3) обозначить перцептивную и сигнификативную позицию звуков;

4) знак доминанты (абсолютно сильная позиция) перенести в запись фонемной транскрипции (использовать ломаные скобки);

5) знаки, относящиеся к П. слабой и С. сильной позиции (вариации), перенести в запись фонемной транскрипции знаком доминанты;

6) аллофоны фонем, находящиеся в С. слабой или абсолютно слабой позиции (варианты), необходимо «привести» к сильной позиции в той же морфеме («проверить»). Для проверки служебных морфем (суффиксов, окончаний, приставок) возможно пользоваться примерным списком (Банк аффиксов[2]). Если фонема проявляется в сильной позиции, то, отразив морфему с фонемой с сильной позиции, ее необходимо перенести в запись фонемной транскрипции знаком доминанты. Если фонема не проявляется в сильной позиции, то ее необходимо перенести в запись фонемной транскрипции знаком гиперфонемы.

 

Примерный образец фонемной транскрипции и рассуждений на каждом этапе

ОТ-БР О С-И-ТЬ[3] [˄дброо . с , ит , ]

 

П.: - - + - - + - -
  д б ро о. с, и т,]
С.: - - + + + + + -

 

˂о т б р о с , и т , ˃

Проверка: о т-роду; о т -нести; вез- т и.

 

Рассуждаем (устно):

[˄] – гласный звук в абсолютно слабой позиции, он может быть реализацией фонем <а > и < о>; необходима проверка фонемы в сильной позиции. Так как гласный звук находится в приставке, по Банку примеров (см. ниже) находим или самостоятельно подбираем слово любой части речи, в котором бы гласный в этой же приставке был бы в сильной позиции. Например, в Банке в рубрике «приставки» нашли приставку ОТ- в проверочных словах: о троду и под. Отразим фонему знаком доминанты в ломаных скобках, в рубрике «проверка» написали проверочную единицу;

[д] – согласный звук (вариант) в абсолютно слабой позиции (шумный перед шумным), он может быть реализацией фонем <д > и < т>; необходима проверка фонемы в сильной позиции. Так как согласный звук находится в приставке, то самостоятельно находим или с использованием Банка подбираем проверочное слово любой части речи, чтобы после приставки ОТ- стоял гласный или сонорный звук: о т -нести. Отразим фонему знаком доминанты в ломаных скобках, в рубрике «проверка» напишем проверочную единицу;

[б] – согласный звук в абсолютно сильной позиции, проверка фонемы не проводится. Фонему отображаем знаком доминанты.

о] – согласный звук в С. сильной и П. слабой (вариация), проверка фонемы не проводится. Фонему отображаем знаком доминанты.

. ] – гласный звук в С. сильной и П. слабой (вариация), проверка фонемы не проводится. Фонему отображаем знаком доминанты.

, ] – согласный звук в абсолютно сильной позиции (доминанта). Отображаем мягкую фонему.

[и] – гласный звук в С. сильной и П. слабой (вариация), проверка фонемы не проводится. Фонему отображаем знаком доминанты.

, ] – согласный звук (вариант) в абсолютно слабой позиции (шумный на конце слова), он может быть реализацией фонем <д > и < т>; необходима проверка фонемы в сильной позиции. Согласный звук находится в окончании инфинитива (начальной формы глагола) -ТЬ, самостоятельно подбираем проверочное слово – инфинитив, оканчивающийся на –ТИ (с согласным звуком в сильной позиции): вез- т и. Отразим фонему знаком доминанты, в рубрике «проверка» напишем проверочную единицу.

 

Обратите внимание.

В формах этого глагола ОТБРОСИШЬ, ОТБРОСИТ конечные согласные [ш], [т] в абсолютно слабой позиции, но приведение их к сильной невозможно. Данные звуки находятся в окончаниях 2 лица -ИШЬ и 3 лица -ИТ, но нет таких окончаний глаголов во 2 и 3 лице, чтобы после этих согласных были гласные или сонорные (окончание –ИТЕ нельзя использовать, так как это форма множественного числа). Следовательно, проверить сильной позицией нельзя, в таком случае отмечаем гиперфонемы [ш/ж], [т/д]

 

 

Примеры фонемной транскрипции для самостоятельного наблюдения

1. здесь [з , д ,. э . с , ]

 

П.: - + - -
  , д, .э. с, ]
С.: - + + -

˂ з , / с , д , э з , / с , ˃

Проверка: -

2. ст у ль-я [сто у . л , и ъ]

 

П.: - - - + - -
  то у. л, и ъ ]
С.: - + + + + -

˂ з / ст у л , j а˃

Проверка: семь- я,дядь- я

3. с-гиб [зг ,. ип]

 

П.: - + - -
  г, .и п ]
С.: - + + -

˂ сг , и б˃

Проверка: со -гнуть, с -лить; сги б -ать

 

4. пыль [пы . л , ]

 

П.: + - +
  [п ы. л, ]
С.: + + +

˂ пи л , ˃

Проверка: -


Банк

примеров аффиксов, фонемы которых занимают

сигнификативно сильную позицию

Приставки
О- Озимь, окрик ЗА- Замуж, заводь
ОБ- Облик, обыск НА- Наглухо
ОТ- Отмель, отроду ПО- Повар, поезд
ПОД- Подкуп, подопытный ПРО- Прорезь
С- Сыск, суметь, сыграть ПРИ- Пригород, привкус
РОЗ-,РОС-   Розыгрыш, розыск ПРА- Правнук
РАЗ-,РАС- ПРЕ- Прерванный
ИЗ-, ИС- Изредка, изморозь НЕ- Недруг, недоросль
ВОЗ-, ВОС- Возраст, возыметь, возглас БЕЗ-, БЕС- Бездарь, безумец
ВЗ-, ВС-    
Суффиксы существительных
-ОТ/а/ Дремота, высоты -ИЦ/а/ Землица, девица
-ИЗН/а/ Отчизна, головизна -ИН/а/ Долина, древесина
-ОСТЬ Злость -ОК Рожок, росток
-НИК Воротник, золотник -ИК Старик, озорник
-НИЦ/а/ Зарница, гробница -ЩИК Газовщик, бунтовщик
Суффиксы прилагательных
-ИСТ Тенистый, волнистый -ИВ/ый/ Красивый
-АТ/ый/ Рогатый, дощатый -ЕВ(ОВ)/ый Перцовый
-ЧАТ/ый/ Крупчатый -АН(ЯН)/ый Песчаный
-ЛИВ/ый/ Тоскливый    
Суффиксы причастий
-ЕНН/ый Окружен, испечен    
Окончания существительных
-А, -Я Вода, земля -Е (д.,пр.п) Земле, на воде, на столе
-О, -Е Стекло, окно -ОЮ, - ЕЮ Волною, страной
-ЕМ, -ОМ Стеклом, путем, огнем -ЕМ, ОМ Столом, окном
Окончания глаголов
-ЕШЬ,-ЁШЬ Идёшь, несёшь -ИТ Стоит, молчит
-ЕТ, -ЁТ Идёт, несёт -ЯТ Стоят, молчат
-ИШЬ Стоишь, кричишь -ТЬ Идти, нести
Суффикс возвратный
-СЯ Занялся, заперся
Окончания прилагательных, причастий, местоимений
-ОЙ, -ЫЙ Седой, речной -ИЕ, -ЫЕ Родные, смешные
-АЯ, -ЯЯ Седая, речная, твоя -ОЙ, -ЕЙ Родной, смешной
-ОЕ, -ЕЕ Родное, смешное    
           

 

 


[1] Ср.: гласных фонем 5, а звуков 6.

[2] См. материал после образца транскрипции или в отдельном файле.

[3] Части слова разделены черточками, но это можно сделать условными знаками.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: