Философская мысль эпохи Просвещения.




Тема 3: «Философия нового и новейшего времени»

Цель:- выделить основные черты и особенности философии эпохи нового и новейшего времени, сформировать понятия эмпиризм и рационализм, выделить основные черты философской мысли России в19-20в.в.

-способствовать формированию научного мировоззрения

-развивать мыслительную деятельность

Тип урока: комбинированный

Метод занятия: лекция

Оборудование: учебник В.А.Канке «Основы философии», стр.52-70

 

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Опрос

1. Дайте характеристику эпохи средних веков и выделите особенности философской мысли эпохи.

2. Раскройте философские взгляды отечественных мыслителей эпохи.

 

3. Новая тема

План

1.Философская мысль эпохи Возрождения.

2.Философская мысль эпохи Просвещения.

3. Немецкая классическая философия

4. Основные направления философской мысли России в19-20в.в.

 

Общая характеристика эпохи.

Период перехода от средневековья к Новому времени - эпоха Возрождения, она охватывает приблизительно три века - с XIV до XVII. Поиск новых жизненных ориентиров, возрождение традиций античности. Это эпоха возникновения нового искусства, первых шагов современного естествознания, новых политических и социальных концепций, социалистических утопий, она обосновала идею доверия к естественному человеческому разуму, заложила основы философии, свободной от религиозного мировоззрения. Особенность философии эпохи Возрождения: формируется новая онтология –переход от представления о мире как творении бога к идее о вечности и бесконечности Вселенной.

Самый крупный философ эпохи был Николо Макиавелли. По его учению об устройстве общества, государство возникает не по воле бога, а исходя из потребности людей и их заинтересованности в защите, сохранении своей собственности, жизни. Люди же по природе своей корыстолюбивы, склонны к обману. Чтобы обуздать эти порочные качества, нужна сильная власть, сосредоточенная в руках правителя. Такое государство должно жить не по указанию церкви, а в соответствии с сознанием и волей людей. Должны быть выработаны правила государственной деятельности строго соблюдаться.

Сокрушительный удар по схоластике был нанесен развитием естествознания. Великим было достижение Коперника (польский астроном 16в.). Оно заключается в том, что Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вокруг Солнца, которое находится в центре планетарной системы. Это гелеоцентрическая система. Она сменила геоцентрическую систему Птолемея (Др. Греция), по которой центр Вселенной – Земля.

Джордано Бруно обосновал идею о бесконечности Вселенной, о существовании во Вселенной множества миров. Самого факта существования Бога не отрицал, но утверждал, что бог – во всем и повсюду, это душа мира.

В эпоху Возрождения формируется и новая антропология. Складывается направление антропоцентризм – человек становится центром внимания, в т.ч. и философского. Черты антропоцентризма стр. 52-54:

1. Смысл жизни не в подготовке к загробной, а в обустройстве земной

2. Творчество человека стало рассматриваться как его достоинство

3. Возрожденческая мысль на первый план выдвигает не мораль, не науку, а искусство

4. Гуманизм- воззрение на человека, как на личность обладающую свободой, счастьем

В 17в. появляется новая картина мира и новые теории познания. На развитие философии огромное влияние оказывают исторические события в Европе: социально-буржуазные, промышленные, научные революции. Учение Коперника продолжил Г.Галилей. Он сконструировал телескоп, рассмотрел поверхность Луны и Солнца, спутники Юпитера. Кеплер доказал, что все планеты движутся вокруг Солнца по определенным законам, которые выразил математическими формулами. В России создать научно-материалистический взгляд на мир смог М. Ломоносов. Он открыл закон сохранения материи и движения, разрабатывал теорию познания, вопросы развития общества.

В философии выделяются 2 направления по вопросу о методах познания:

1.Эмпиризм (Бэкон, Локк, Беркли, Юма) – это философское направление, которое все познание выводит из чувственного опыта. Стр. 56 – Локк.

2.Рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц) - это философское направление, признающее способность человека анализировать, сопоставлять, обобщать чувственные данные, т.е. рационально мыслить.

Философская мысль эпохи Просвещения.

XVIII век вошел в историю как век Просвещения. Наиболее ярко представлен во Франции.Идея перестройки жизни как результат распространения положительных, практически полезных знаний о природе и обществе среди широких кругов образованных людей. Особое внимание следовало уделять правителям—
приобщать их к новейшим достижениям науки и философии. Просвещенные монархи и осуществят внедрение принципов разума в повседневную жизнь своих государств. А так как новые знания о природе и обществе противоречили
тому, что утверждалось традиционным христианством, то
главную свою задачу мыслители-просветители видели в критике его, т. е. в борьбе с религиозными догмами, принимаемыми на веру, без опытно-рационального обоснования. Борьба между наукой и религией, верой и разумом вступила в стадию атеизма. Во Франции большое распространение получают философские взгляды просветителей-демократов, учение которых отличалось революционным духом. Наиболее выдающийся из них – Жан Жак Руссо. Он видел причины бедствия людей в их пороках, в частной собственности, в привилегиях дворян и священников. Он хотел создать разумное государство в интересах граждан. Именно французские просветители впервые выдвинули лозунги свободы, равенства, братства.

В это время в России разворачивается антифеодальное движение, развивается революционная мысль. Особое место занимает Александр Николаевич Радищев. В своих произведениях он обличает самодержавие, крепостное право и призывает к народной революции, выдвигает принцип равноправия народов, национальной независимости.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: