Задание 2: Проработайте текст упражнения 151.




Урок развития речи 8-9

ТЕМА: Художественное описание внешности человека. Понятия: «литературный портрет», «словесный портрет». Выборочное изложение (художественное описание портера литературного героя)

 

 

Задание 1: проработайте теоретический материал:

 

Описание внешности героя в художественном произведении называется ПОРТРЕТОМ:

- литературным портретом – потому что используется в литературном произведении и способствует решению определенных художественных задач (об этом см. в таблице);

- словесным портретом – потому что создается с помощью слов (лексическими средствами), в отличие, например, от портрета живописного, который создается линиями, цветом, соотношением цвета и тени и т.д.;

- психологическим портретом – потому что отражает внутренний мир, психологию героя.

Портрет в литературе – одно из важнейших средств ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ героя через изображение его внешности: фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.

 

 

ЦЕЛИ использования литературного портрета

 

Цель Литературный портрет Иллюстрация Реализация цели
Изображение характера героя Описание Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными…     Его кожа имела какую‑то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только при долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные – признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади... Автор подчеркивает незаурядные черты личности героя: его внутреннее благородство, способность противостоять влиянию обстоятельств.   В то же время мы видим личность крайне противоречивую.
Изображение эмоционального состояния героя Портретные детали, описывающие Грушницкого во время дуэли с Печориным в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: – Пожалуй! – сказал драгунский капитан, посмотрев выразительно на Грушницкого, который кивнул головой в знак согласия. Лицо его ежеминутно менялось… …Он отвел капитана в сторону и стал говорить ему что-то с большим жаром; я видел, как посиневшие губы его дрожали… Грушницкий споткнулся… Он покраснел; ему было стыдно убить человека безоружного; я глядел на него пристально; с минуту мне казалось, что он бросится к ногам моим, умоляя о прощении… Грушницкий стал против меня и по данному знаку начал поднимать пистолет. Колени его дрожали. Он целил мне прямо в лоб... Лицо у него вспыхнуло, глаза засверкали. Портретные детали отображают динамику чувств героя, показывают изменения в его эмоциональном состоянии.
Типизация героя (подчеркивание общих черт, характерных для определенного типа людей) Портрет Чичикова – героя поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»: В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным… Автор усредняет образ героя, намеренно лишает его индивидуальности, тем самым подчеркивая его типичность
Индивидуализация героя (подчеркивание черт, выделяющих героя из окружающих людей, акцент внимания на его отличиях, индивидуальности) Портрет Татьяны в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Она была не тороплива, Не холодна, не говорлива; Без взора наглого для всех, Без притязанья на успех, Без этих маленьких ужимок, Без подражательных затей, Все тихо, просто было в ней. Автор противопоставляет Татьяну лживому и лицемерному высшему свету Петербурга, подчеркивая в ней главные черты – естественность и достоинство.
Выражение авторского отношения Описание Герасима в повести И.С. Тургенева «Муму»: Одаренный необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. В этом описании Герасима отчетливо просматривается авторское восхищение силой и трудолюбием мужика.
С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле... Переселенный в город, он не понимал, что́ с ним такое деется, — скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, — взяли, поставили на вагон железной дороги — и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат — бог весть! … он … вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь. А в этом описании – понимание тяжести нового положения героя, сочувствие, сострадание ему.

 

Задание 2: Проработайте текст упражнения 151.

Устно ответьте на вопросы:

- Какие художественные задачи решает литературный портрет в этом отрывке?

- Какие художественные средства использует Шолохов для решения этих задач?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: