Глоссарий
Словарь персоналий
Дэниел Белл (род.1919, Нью-Йорк) – американский философ, социолог, футуролог и ведущий специалист в области социального прогнозирования. Один из создателей теории постиндустриального общества, основанной на положении о ведущей роли знаний и технологий в человеческой истории.
Олвин Тоффлер (род. 1928) - американский социолог, философ и публицист-футуролог. Автор одного из вариантов концепции постиндустриального общества. Автор терминов «электронный коттедж», «информационные войны», «общество третьей волны». https://www.alvintoffler.net
Герберт МАРШАЛЛ МАК-ЛЮЭН (McLuhan, Herbert Marshall) (1911–1980), канадский филолог, исследователь психологических и социальных последствий развития средств массовой коммуникации. Автор книг "Галактика Гуттенберга" (1962); "Постижение средств массовой информации" (1964); "Война и мир в глобальной деревне" (1968) и др. М. в качестве движущей силы социально-экономического развития называл смену технологий, в свою очередь, определяемую сменой способа коммуникации
Автор выражения «the medium is the message» (сообщением, которое передается средством коммуникации, является само это средство).
Гарольд Дуайт Лассвелл (H.D.Lasswell, 1902-1978) – американский исследователь коммуникации в политической сфере, оказавший существенное влияние на современную политологию и теорию массовой коммуникации.
Клод Элвуд Шеннон (Claude Elwood Shannon, род. в 1916). учился в Мичигане, защитил диссертацию в MIT по применению булевой алгебры для оптимизации работы реле, с 1956 года преподавал в MIT, работал как математик-исследователь в телефонной компании Белла с 1941 по 1972 год. В 1948 году вышла в свет его «Математическая Теория Связи» (A Mathematical Theory of Communication), что ознаменовало создание общей теории передачи и обработки информации. Он предложил линейную схематическую модель системы коммуникации и дал метод анализа ошибок в сигнале.
|
МОРРИС ЧАРЛЬЗ УИЛЬЯМ (Morris, Charles William) (1901-1979), американский философ, один из основателей семиотики. Наибольшую известность Моррису принесла его книга «Основания теории знаков» (Foundations of the Theory of Signs, 1938), в которой он разработал теорию человеческого поведения в терминах его реакций на знаки. Развивая идеи Ч.Пирса, Моррис предложил разделять семиотику как науку о знаках на три раздела: синтактику, семантику и прагматику.
ПИРС ЧАРЛЗ САНДЕРС (Peirce, Charles Sanders) (1839-1914), американский философ, физик и математик. Пирс разработал общую теорию знака, в том числе языкового знака. Он наметил (впервые в статьях 1860-х годов) основы науки о знаках, которую назвал семиотикой. Пирс предложил получившую широкую известность классификацию знаков, выделив: (1) иконические знаки; (2) знаки-индексы (3) знаки-символы.
Фреге ГОТЛОБ (Frege, Gottlob) (1848-1925), немецкий математик, логик и философ.
СОССЮР (Saussure) Фердинанд де (1857-1913) - швейцарский лингвист, выдвинувший основные положения в области теории языка, оказавшие значительное воздействие на гуманитарную мысль 20 века.
ЯКОБСОН Роман Осипович (1896-1982) - лингвист, семиотик, литературовед, способствовавший установлению диалога между европейской и американской культурными традициями, французским, чешским и русским структурализмом, между лингвистикой и антропологией, между лингвистикой и психоанализом.
|
ЛОТМАН ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ (1922-1993), литературовед, семиотик, культуролог. Создатель широко известной Тартуской семиотической школы.
ЭКО (Есо) Умберто (р. в 1932) - итальянский семиотик, философ, специалист по средневековой эстетике, писатель и литературный критик.
ЛАЗАРСФЕЛД (Lazarsfeld) Пауль Феликс (1901-76), американский социолог.
Проводил исследования радиоаудитории, в 1937-1940 гг. возглавлял Бюро по исследованию радио. С 1940 возглавил в Колумбийском университете (Нью-Йорк) Бюро прикладных социологических исследований, где центральной темой было изучение радиоаудитории. Впервые применил метод контент-анализа радиопрограмм, сравнительный метод в анализе предпочтений радиоаудитории и панельный метод. В 1947 вышел его труд «Массовые коммуникации и популярные вкусы»; также занимался проблемами по методологии и применению математических методов: «Язык социального исследования» (совместно с М. Розенбергом, 1955), «Латентно-структурный анализ» (1959).
Аристотель (384 г. до н. э. - 322 г. до н. э.) - древнегреческий философ и ученый.
Чарльз Осгуд (1916 – 1991) - американский психолог, разработчик методики семантического дифференциала.
Словарь терминов по курсу «Введение в теорию коммуникации»
Лекция № 1
Коммуникация – обмен информацией между субъектами посредством общей для них знаковой системы.
Теория коммуникации – наука, изучающая методы и системы коммуникации.
Лекция № 2
Информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления («Закон об информации», п.1. ст.2).
|
Социальная информация – это взаимодействие людей, обусловленное целым рядом социально значимых оценок, конкретных ситуаций, коммуникативных сфер и норм общения, принятых в данном обществе (Шарков 2004:237).
Лекция № 3
Код – естественный язык или другая система знаков, с помощью которых кодируется определенная информация.
Кодирование – осуществляемое в процессе речевой деятельности превращение с помощью языкового кода определенной информации в текст.
Декодирование – извлечение адресатом речи смысла из текста с помощью общего для говорящего и адресата речи кода-языка.
Коммуникант – участник коммуникации (коммуникативного акта), порождающий высказывания (тексты) и интерпретирующий их.
Источник (адресант, отправитель сообщения) – лицо, которому принадлежит речь (текст), отправитель речевого сообщения. В акте коммуникации с ним связаны цели высказывания, ориентация на адресата, содержание высказывания, выбор языковых средств.
Адресат (получатель) – реальное или мыслимое лицо, к которому обращена речь (текст), получатель речевого сообщения.
Сообщение - в теории коммуникации - предназначенные для передачи высказывание, текст, изображение, физический предмет или поступок. Сообщения состоят из словесных или невербальных знаков.
Интерпретация – когнитивный процесс и одновременно результат в установлении смысла речевых и/или неречевых действий.
Коммуникативная деятельность – деятельность по передаче с помощью языковых и/или неязыковых знаков той или иной информации.
Коммуникативная компетенция – способность осуществлять общение посредством языка, т.е. передавать мысли и обмениваться ими в различных ситуациях в процессе взаимодействия с другими участниками общения, правильно используя систему языковых и речевых норм и выбирая коммуникативное поведение, адекватное ситуации общения. КК. не является личностной характеристикой человека, ее сформированность проявляется в процессе общения.
Коммуникативная неудача (=коммуникативный сбой) – ситуация, при которой смысл текста, воспринятый слушающим, не соответствует коммуникативной задаче говорящего, тому смыслу, который говорящий вкладывал в текст.
Коммуникативная цель (коммуникативное намерение, коммуникативная интенция) – мысленное предвосхищение участником коммуникации желательного для него результат коммуникации, направленность сознания на этот результат.
Коммуникативный акт – элементарная единица коммуникации, однократное завершённое коммуникативное взаимодействие.
Коммуникативное поведение – совокупность норм и традиций общения (Стернин). Различают национальное, групповое, личностное КП. Коммуникативное поведение народа рассматривают как компонент его культуры.
Коммуникационный процесс – процесс передачи информации от одного человека к другому или между группами людей по разным каналам и при помощи различных коммуникативных средств (вербальных, невербальных и др.).
Канал коммуникации - средство, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю.
Коммуникативный барьер – всё то, что препятствует эффективной коммуникации и блокирует её.
Коммуникативное событие - комплекс коммуникативных актов, объединенных общей задачей и ситуативными условиями.
Модель коммуникации - абстрактное, речевое или графическое изображение процессов коммуникации, выражающее взаимосвязь между адресантом (коммуникатором), адресом, каналами коммуникаций, средствами коммуникации и адресатом (коммуникантом).
Обратная связь – ответная реакция получателя на сообщения источника.
Лекция № 4
Постиндустриа́льное о́бщество — это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Доминирующим производственным ресурсом является информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.
Единое информационное пространство – совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования информационных и телекоммуникационных сетей и систем, функционирующих на основе взаимосвязанных принципов и по общим правилам в целях обеспечения информационного взаимодействия организаций и граждан, удовлетворения их потребностей в информационных услугах.
Лекция № 6
Семиотика (семиология) – это научная дисциплина, изучающая природу, виды и функции знаков, знаковые системы и знаковую деятельность человека, знаковую сущность естественных и искусственных языков, с целью построения общей теории знаков.
ЗНАК - материальный, чувственно воспринимаемый предмет (событие, действие или явление), выступающий в познании в качестве указания, обозначения или представителя другого предмета, события, действия, субъективного образования.
Знаковая система – способ существования знаков. совокупность знаков, находящихся в определенных формальных и функциональных отношениях между собой.
СЕМИОЗИС (греч. sema - знак) - термин, принятый в семиотике; обозначает "процесс интерпретации знака", или процесс порождения значения.
Синтактика посвящена изучению структуры сочетаний знаков и правил их образования и преобразования.
Семантика изучает знаковые системы как средства выражения смысла, основной ее предмет - интерпретация знаков и знаковых сочетаний.
Прагматика изучает отношение между знаковыми системами и тем, кто воспринимает, интерпретирует и использует содержащиеся в них сообщения.
Лекция № 7
Интраперсональная коммуникация равна разговору человека с самим собой.
Межличностная коммуникация – процесс обмена сообщениями и их интерпретация двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом.
Групповая коммуникация – общение людей в малых группах.
Лекция № 8
Массовая коммуникация – процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.
Функция – (лат. functio - совершение, исполнение) - 1) деятельность, роль объекта в рамках некоторой системы, которой он принадлежит; 2) вид связи между объектами, когда изменение одного из них влечет изменение другого.
Эффективность СМК - есть отношение достигнутого результата и предварительно намеченной цели.
Массовая информация – это социальная информация, передаваемая широким аудиториям, рассредоточенным во времени и пространстве с помощью искусственных каналов.
Лекция № 9
Политическая коммуникация – процесс передачи политической информации, посредством которого информация циркулирует между различными элементами политической системы, а также между политической и социальными системами (определение Р.-Ж. Шварценберга).
Политический текст – созданный в устной или письменной форме и воспроизведенный в институциональной обстановке продукт речевой деятельности профессионального политика