II. Введение в Пятикнижие Моисея




ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СМОЛЕНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

 

Кафедра богословских и церковно-исторических дисциплин

Рабочая программа дисциплины

Библеистика (Ветхий Завет)

Направление подготовки – Теология

Курс – II – IV

Семестр – III – VIII

Всего часов – 416 (11,5 з.е.)

Лекции – 150 час.

Семинары – 54 час.

Самостоятельная работа – 208 час.

Форма отчетности: дифференцированныйзачет – III,V (4 ч.)

экзамен – VII семестр (4 ч.).

Программа составлена на основе ФГОС ВПО по направлению подготовки 033 400 «Теология»

Программу разработал

Кандидат богословских наук Ребизов Олег Георгиевич

 

Программа утверждена на заседании кафедры __________________

Протокол № ___ от «__»____ 20_ г.

Завкафедрой _____________Казаков М.М., докт. ист. наук, профессор

 

Смоленск 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

В стандарте теологии 031900.62 с христианским блоком специальных дисциплин предусмотрен предмет «Библеистика (Ветхий Завет)», изучающий первую частьсвященной книги христианства – Библии. В Библии содержатся основы всего христианского вероучения и конфессиональной нравственности. Все, что человек знает о мире и самом себе, имеет свое основание в данной Священной книге. Весь блок специальных дисциплин с христианским наполнением основывается на Священном Писании. Изучение Священного Писания для христиан является одним из приоритетных направлений развития теологии.

Библия делится на две большие части – Ветхий Завет и Новый Завет, которые тесно связаны между собой одной темой – спасения человечества через Иисуса Христа – Помазанника Божьего.

Содержание Библии включает множество тем, имеющих важнейшее значение для изучения. Авторы Библии трактуют их, придерживаясь гармонии и единства от книги Бытия до Откровения, от первого до последнего библейского трактата, между написанием которых лежит почти 1500 лет. И все они рассказывают одну и ту же историю об искуплении человека Богом. В Священном Писании можно найти ответы на все вопросы, которые волнуют современного человека: в чем смысл жизни, как вести себя по отношению к Богу и ближнему, почему люди такие разные, зачем человеку любовь к ближнему, как необходимо строить семейные отношения, почему только одна жена и один муж могут заключить брак, в чем причина страданий, болезней, смерти и т.д.

Знание и применение на практике принципов, изложенных в Библии, является неотъемлемой частью становления личности. Из всех когда-либо написанных книг ни в одной не содержится столько поучительных уроков, столько благородных наставлений и столько величественных обетований, как в Библии.

Следует отметить и важный культурологический аспект изучения Библии. Данная книга оказала огромное влияние на современную европейскую и мировую культуры, на развитие различных областей знания – психологию и педагогику, философию и филологию, архитектуру и музыку, литературу и искусство.

Дисциплина Библеистика (Ветхий Завет) в связи с большим объемом изучаемого материала (49 библейских книг) делится на пять блоков – Введение в Священное Писание Ветхого Завета, Пятикнижие Моисея, Исторические книги, Учительные книги, Пророческие книги. На 2 курсе студенты изучают Введение в Священное Писание Ветхого Завета и Пятикнижие Моисея. В течение третьего года обучения рассматриваются Исторические и Учительные книги Ветхого Завета, а на 4 курсе – Пророческие книги.

Всего на курс «Библеистика (Ветхий Завет)» отводится 416 часов, из которых 208 – аудиторные занятия, включающие лекции и семинары, и 208 часов выделено на самостоятельную работу учащихся.

Структура и содержание курса обусловлены требованиями государственного стандарта и профиля «Священные тексты конфессии», органично связаны со специальными дисциплинами: Библейская археология, Библеистика (Новый Завет), Библейская история.

Курс рассчитан на студентов, уже имеющих первоначальные знания о Священном Писании Ветхого Завета.

Программа предусматривает следующую логику преподавания данной дисциплины:

1. изложение учебного материала осуществляется в форме проблемных лекций с освещением актуальных вопросов исагогики, герменевтики и экзегетики;

2. учебным планом предусмотрено 208 часов для самостоятельной работы студентов, предназначенных для углубления изучения актуальных проблем ветхозаветной исагогики, герменевтики и экзегетики;

3. проведение семинаров с углубленной самостоятельной проработкой студентами важнейших проблем ветхозаветной исагогики, герменевтики и экзегетики;

4. контроль знаний студентов предполагается в виде дифференцированных зачетов в 3 и 5 семестрах и экзамена в 7 семестре.

 

По окончании курса студенты обязаны знать:

· традиционные толкования основных тем и мест Священного Писания;

· принципы толкования Священного Писания Ветхого Завета (с теоретической точки зрения и в историческом контексте);

· библейскую ветхозаветную исагогику применительно к изучаемым книгам Ветхого Завета (авторство, время и место происхождения книг, история передачи текста).

Студенты обязаны иметь представление:

· об апологетическом характере работы при анализе критических теорий происхождения ветхозаветного текста;

· актуальности исагогических, герменевтических и экзегетических проблем в истории христианской Церкви и в современном богословии.

Студенты обязаны уметь:

· ориентироваться в круге проблем, связанных с толкованием книг Ветхого Завета;

· провести анализ важнейших экзегетических мест книг Ветхого Завета.

 

Контроль знаний студентов осуществляется с помощью рейтинговой системы. Баллы студенты получают на семинарских занятиях и путем устных или письменных опросов. Таким образом поощряется активная работа студента во время всего курса обучения. Окончательная оценка предполагает наличие определенного количества баллов, которые можно существенно повысить на дифференцированных зачетах по окончании семестров.

В учебном процессе нашли широкое применение средства мультимедиа: презентации к семинарам, электронные библейские атласы, материалы семинарских занятий, лекций, подборка научных фильмов по тематике курса.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

II курс

I. Введение в предмет. Понятие о Библейских науках: исагогике, герменевтике и экзегетике. Предмет, цели и задачи курса. Понятие об исагогике, герменевтике, экзегетике. История науки исагогики. Объем общего и частного введения.

История канона Ветхого Завета. Понятие о каноне и богодухновенности. История происхождения канона Ветхого Завета. Вопрос о времени заключения канона.История канона Ветхого Завета в христианской Церкви. Взгляды католических и протестантских богословов на неканонические книги.

История оригинального текста Ветхого Завета. Материалы, орудия и способ древнееврейского письма. История еврейского алфавита. История пунктуации. Словоразделение в священном тексте. Разделение книг Ветхого Завета на большие и малые отделы. Богослужебные деления. История консонантного библейского текста. История вокализованного библейского текста. Кумранские рукописи.

История переводов книг Ветхого Завета. Септуагинта. История рукописного текста и печатных изданий перевода Семидесяти. Переводы Аквилы, Феодотиона и Симмаха. Таргумы. Пешитто. Древнелатинский перевод. Вульгата.Славянский и Русский переводы Библии.

Понятие о Библейской герменевтике и экзегетике. Определение и содержание науки герменевтики. Поэматика, эвристика, профористика. Понятие о литературных жанрах в Священном Писании. Виды толкования священных ветхозаветных книг. Понятие о библейской критике.

II. Введение в Пятикнижие Моисея

Введение в Пятикнижие Моисея. Название, состав и вопрос о происхождении. Вопросы авторства и литературные источники.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: