УПОМИНАНИЕ ОБ ОРЕНБУРГЕ В КНИГЕ ФРАНЦУЗСКОЙ АРИСТОКРАТКИ XIX ВЕКА ОЛИМПИИ ОДУАР




Л.Е. Ильина

Оренбургский государственный университет

 

Аннотация. В статье представлены факты упоминания Оренбурга в книге французской путешественницы Олимпии Одуар. Автор статьи указывает, что нахождение в произведениях иностранных авторов фактов об отдельных регионах России показывает глубокие культурные исторические связи между народами Европы.

Ключевые слова: путевые заметки Олимпии Одуар, упоминание Оренбурга в зарубежной литературе XIX века.

Annotation. The article presents the facts of the mention of Orenburg in the book of the French traveler Olympe Auduard. The author of the article indicates that the presence in the works of foreign authors of facts about certain regions of Russia shows deep cultural historical ties between the peoples of Europe.

Keywords: travel notes of Olympe Auduard, mention of Orenburg in foreign literature of the XIX century.

 

Культурные традиции народов Европы и взаимодействие между нами настолько тесно переплетены, что, несмотря на многочисленные исторические, культурологические, лингвистические исследования, мы и сегодня открываем новые факты отражения российской культуры в трудах зарубежных авторов. Особенно приятно найти упоминание не России в целом, а отдельного города или региона.

Такие факты были обнаружены автором данной статьи при переводе путевых заметок французской аристократки Олимпии Одуар (Olympe Audouard (1832-1890)) «Путешествие в стану бояр. Очерки о России наших дней (Voyage au pays des boyards. Étude sur la Russie actuelle)», явившихся своеобразным справочником, содержащим сведения по истории, литературе и политической ситуации в России конца XIX века. Эта книга была издана в Парижском издательстве Dentu в 1881 году [1], впервые в русском переводе в московском издательстве ИНФРА-М в 2019 году.

В целом эта книга – исторический труд, содержащий, с одной стороны, достаточно резкие выпады в адрес российского государственного управления, полиции, религии, но, с другой, – живописные описания белых ночей Петербурга, снежной русской зимы, золотых куполов церквей, церковного пения и охоты на волков.

Далее представлены отрывки из трех глав, в которых упоминается Оренбург, Оренбургская губерния и удивительно теплая шаль, в описании которой мы угадываем оренбургский пуховый платок.

 

Фрагмент главы «Четыре облика Петербурга»:

Зимой, когда стоят жуткие морозы, на улице воздух сухой. В этом отношении русские проявляют здравомыслие и одеваются соответственно погоде. Поэтому, проживая в суровых краях, они не болеют ни насморком, ни бронхитом. Зимой мужчины надевают поверх тонких сапог резиновые сапоги на фланелевой подкладке. Такие сапоги закрывают ногу выше лодыжки и в них ногам очень тепло. Входя в дом, эти сапоги снимают в прихожей и проходят в гостиную в своей аккуратной обуви. Другие же надевают поверх своей обуви большие меховые сапоги. Шуба доходит до ступней, отложной воротник защищает шею и уши, голову от холода спасает добротная меховая шапка. Женщины надевают на ноги толстые меховые сапоги поверх элегантных ботинок. Они надевают длинные шубы, в которые можно завернуться целиком, и носят элегантные теплые меховые шапочки. Чтобы ещё лучше защитить от колючей стужи шею, уши и подбородок, они заворачиваются в огромную квадратную шаль из шерсти столь мягкой и тонкой, что такую двухметровую шаль можно пропустить через колечко. Правда, стоит она около четырех-пяти тысяч франков. Но и за сто пятьдесят или двести франков можно приобрести платок, быть может, не столь тонкой работы, но красивый и теплый. Платок несколько раз оборачивают вокруг головы. Мода требует, чтобы он завязывался сзади, а концы спадали на плечи.

Одетая подобным образом женщина без труда переносит мороз в двадцать пять градусов. Воротившись домой, она в одночасье в прихожей избавляется от тяжелых мехов. Во всем доме, начиная с самого маленького коридора и заканчивая спальней, температура одинаковая: от шестнадцати до девятнадцати градусов тепла. Можно сидеть у окна, ничего не опасаясь, все окна и двери двойные, все щели тщательно законопачены, нигде не дует. Во Франции же вы подхватите насморк именно в своих апартаментах.

Если женщина отправляется с визитами, то прислуга того дома, куда она пришла, поможет ей снять меха и ботинки. В гостиную дама пройдет в одном платье, с непокрытой головой, и в безупречно чистых туфлях. Мы же, французы, самый непрактичный народ на земле, мы лишены предприимчивости. Когда у нас очень холодные зимы, мы мерзнем в своих домах, даже много тратя на отопление. А ведь вовсе не сложно распорядиться поставить двойные двери и двойные окна, да разместить прямо в прихожей такие же печи с изразцами на всю высоту квартиры, чтобы обогреть сразу две или три комнаты. Но есть заведенный порядок, которого мы придерживаемся. И мы простываем у себя дома между камином, который обжигает лицо и дверью или окном, которые леденят спину [2, с. 38-39].

 

Фрагмент главы «Разные люди населяют Российскую Империю»:

В Сибири живет много разных народов: остяки, киргизы, вотяки, камчадалы и другие. Все они стали подданными царя против своей воли, и поэтому царю необходимы многочисленные военные отряды, чтобы поддерживать порядок. Если вдруг начнётся война, царь должен будет не только обеспечить охрану Сибири, защитить страну от опасности нападения со стороны Китая, обеспечить защиту Кавказа и особенно Польши. Согласитесь, что большое число разных народов становится для России причиной её слабости.

Сани камчадалов, запряженные собаками

 

Наряду с этими народами, покорёнными только что, в центральной части России проживают народы, которые покорены давно, но они не утратили своих особенностей и образуют небольшие группы внутри другого народа. Чуваши, например, сохранили свой язык, нравы, привычки и национальный костюм. Они ничего не заимствуют у славян, они живут среди них, но не смешиваются с ними. Их насчитывается около трёхсот тысяч. Живут они между Волгой и Сурой, в Нижегородской, Казанской и Оренбургской губерниях. Они принадлежат к финской расе. Они не очень высокого роста, с русыми волосами, маленькими голубыми глазами, насмешливым и хитрым взглядом. Они женятся между собой и поддерживают свои древние традиции и обряды. Национальные костюмы у них очень своеобразные и живописные, в костюмах преобладают золотой и ярко-красный цвета.

 

Женщины и мужчина чуваши

 

Татарская женщина из Казани в праздничном костюме

 

Начиная с XVIII века, половина чувашей постепенно стала христианами. Они придерживались греко-русской религии, в то время, как другая половина всё ещё поклоняясь языческим богам, почитала магометанство и полигамию.

 

Богатые татары из Казани

 

Черемисы

 

Чуваши не кочуют, живут в своих хижинах, сделанных наполовину из земли и наполовину из веток. Они возделывают землю, но питают такую большую страсть к охоте, что объединяясь в группы, проводят недели в лесах. Правительство разрешает им даже платить часть налогов в виде шкур.

Чувашский язык отличается от русского. В целом, люди, которые образуют Российскую Империю, говорят на тридцати трёх различных языках. Что является ещё одной причиной отсутствия взаимопонимания.

Черемисы относятся также к финской расе. Их численность составляет двести тысяч человек. Большая их часть живет в Пермской, Симбирской Оренбургской и Казанской губерниях. Они мало образованы, поклоняются идолам, но мягкие по характеру. Они занимаются земледелием и владеют большими знаниями о разведении пчёл.

Европейский город России, столица одноименной губернии– Казань, была основана в 1259 году Сайном, сыном хана Батыя, как татарская крепость. Захваченная и разрушенная Василием в 1397 году, она была снова отстроена татарами и вновь захвачена Иваном VI, и стала русским городом. В 1774 году город был разграблен бунтарём Пугачевым, после чего был сожжён в 1820 году. В 1842 году он снова возродился после всех несчастий. Потомки монголо-татар, которые так долго находились в рабстве у русских, обосновались в этом городе. Эти татары, численностью около десяти тысяч человек, знакомы с европейской культурой. Они мусульмане, у них есть гаремы, в которых живут, вдали от нечестивых взглядов, их жены, окружённые, тем не менее, роскошью и комфортом.

Слияние русского и татарского народов едва ли произойдет. У татар – потомков народа, когда-то покорившего Русь, настолько обострённые отношения с русскими, что каждый день между ними возникают кровавые стычки.

Если мы добавим к четырём миллионам кавказцев три миллиона жителей Сибири и другие разрозненные племена, то мы получим более пятнадцати миллионов царских подданных, которые удерживаются в повиновении только силой.

Польша, завоёванная и подавленная, но всегда готовая восстать, требует значительных военных сил для её сохранения в составе России. Это указывает на незавидную ситуацию в случае войны, и российские правители должны понимать, что чрезмерно увеличивать свои владения – это лучший способ ускорить распад государства.

И я повторю ещё раз, многочисленное население и бескрайние просторы – две причины слабости, которые могут вызвать серьезную болезнь России. И даже если эта болезнь не смертельна, всё же лучше быть маленькой нацией с маленькой территорией, но хорошо сплочённой [2, c. 146-148].

 

Фрагмент главы «Русская армия»:

Шесть действующих военных корпусов фактически формируют русскую армию. Каждый корпус состоит из шести дивизий, в каждой по четыре полка, в полку семь батальонов, четыре из которых действующие, и каждый из них насчитывает тысячу человек, что составляет семьдесят два полка, двести восемьдесят восемь батальонов или двести восемьдесят восемь тысяч человек. Вместе с двумя запасными частями и батальонами орудий и боеприпасов, мы получаем в общем четыреста тысяч человек пехоты.

Добавив к этому гарнизонные полки, минеров, сапёров, пехотные полки Кавказа, Сибири, Финляндии и Оренбурга, кадетские корпуса, учебные полки, мы приходим в целом к цифре шестьсот пятьдесят человек пехоты в мирное время.

Есть также семьдесят четыре кавалерийских полка, в каждом по девять эскадронов в сто шестьдесят человек, то есть, тысяча четыреста сорок человек на полк. В общей сложности – сто шесть тысяч человек [2, c. 249]..

 

Характеризуя путевые заметки О. Одуар в целом, мы отмечаем, что к числу жанровых особенностей сочинения следует отнести создание целостной картины отображаемой действительности, многоплановость описания, активную роль автора-путешественника. Присутствие автора как очевидца и как действующего лица описываемых событий обусловливает субъективность авторского подхода [3].

Образ эпохи фиксируется в произведении О.Одуар и проявляется в описании материальных и идеальных объектов. Изучение образа эпохи становится результатом целенаправленного изучения массива текстов, при котором важна фиксация каждого незначительного, даже случайного, упоминания в тексте какого-либо объекта [4].

В книге «Путешествие в стану бояр…» хорошо прослеживаются передовые взгляды автора, её осведомленность в вопросах политики, юриспруденции, знание европейской литературы. В четвертой главе, которая занимает почти половину всей книги, О. Одуар приводит краткие, но очень точные сведение о русской литературе, начиная со славянской языческой мифологии и заканчивая характеристикой трудов Герцена и Бакунина.

Произведение было рассчитано на широкий круг читателей – современников О. Одуар, язык путевых заметок простой и выразительный, в тексте нет пространных размышлений автора, зато много ярких эпитетов, сравнений и иногда ироничных замечаний.

Список использованных источников

 

1 Audouard, Olympe. Voyage au pays des boyards. Étude sur la Russie actuelle / Olympe Audouard. - Paris: Dentu, 1881. – 336 p. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bibliotheque-russe-et-slave.com/Livres/Audouard_-_Voyage_au_pays_des_Boyards.pdf

2 Одуар, О. Путешествие в страну бояр. Очерки о России XIX века [Текст] / О. Одуар; пер., предисл. и коммент. Л. Е. Ильиной. - Москва: ИНФРА-М, 2019. - 261 с.: ил. - ISBN 978-5-16-015708-5

3 Маслова, Н.М. Путевой очерк: проблемы жанра / Н.М. Маслова. - М.: Знание, 1980.- 116 с.

4 Ильина, Л. Е. Исторические реалии как объект перевода (на примере произведения Ж. Каркопино)/ Ильина Л. Е. // Современные проблемы науки и образования, 2015. - № 2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21703

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: