Завершение, проверка и подтверждение работы обучения должны быть сделаны через повторение (пересмотр) и применение.
ГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ ПЕРЕСМОТРА:
- Усовершенствовать знание.
- Подтверждать знание.
- Поддерживать знание в готовности к применению.
n Пересмотр больше, чем механическое повторение. Механическое повторение в точности воспроизведет образец; повторение разумом представляет собой переосмысление усвоенного.
n Пересмотры бывают разные, от простого повторения слов урока, или быстрого взгляда, брошенного назад на какой-то факт или фразу, до самого тщательного переобследования новой области. Полное овладение тем материалом, изучение которого было только разведкой. Каждый из видов пересмотра имеет свое место и применение.
n Новый урок или свежая тема никогда не открывается вся сразу. Она отвлекает внимание, и ее новизна может ослепить разум. Когда мы входим в незнакомый дом, мы не знаем, на что обратить внимание в его комнатах, и задерживаем свой взгляд на каких-то предметах мебели или интерьера. Мы должны возвращаться снова и снова и вновь рассматривать окружающие нас предметы, чтобы глаза привыкали к месту, пока весь план здания и назначение всех комнат и их меблировки не будут полностью известны. Нужно снова и снова возвращаться к материалу урока, чтобы рассмотреть в нем все и прийти к настоящему и четкому пониманию его смысла. Все мы замечали, как много нового и интересного можно найти, перечитывая старую и знакомую книгу. Даже в самой хорошо знакомой книге мы часто с удивлением находим свежие мысли и новый смысл в тех отрывках, которые мы, возможно, читали и перечитывали. Настоящий пересмотр всегда добавляет что-то к знанию ученика, который делает его.
n Пересмотр не делается в один час. Ход времени меняет точку зрения. При каждом последующем пересмотре мы рассматриваем урок под новым углом зрения. Когда альпинист поднимается на гору, с каждой новой высоты глаз снова возвращается к тому же ландшафту, но позиция наблюдателя все время меняется. Черты ландшафта видны в разной перспективе, и каждый открывающийся вид больше, всесторонне и завершеннее, чем предшествующий.
n Человеческий разум не достигает сверх вершин одним единственным усилием. Существует что-то вроде умственного роста, в результате которого часто проявляются замечательные открытия. Какое-то свежее выражение или вновь приобретенная идея служат ключом к новому уроку, и что было непонятным во время первого изучения, становится четким и светлым при пересмотре.
n Берегись «человека одной книги» - человек, который без конца перечитывает свою единственную книгу, достигает полного овладения предметом, что делает его опасным противником в этой области.
n Частые повторения помогают лучшему запоминанию того, что готово забыться. Каждый пересмотр устанавливает новые связи идей и в тоже время все больше осваивает и укрепляет старые. Урок, который изучался только один раз, изучался для того, чтобы быть забытым. Но тот, который подробно и с повторами пересмотрен, становится частью нашего снаряжения знания. Не то, что ученик однажды выучил и ответил, но то, что он постоянно вспоминает и использует, является верным показателем его достижений.
n Цель настоящего изучения - владеть знанием, как деньгами для ежедневных затрат. Такое овладение знаниями не может быть достигнуто единственным обращением к изучаемому материалу.
n Тексты Писания, которые оказывают на нас самое большое влияние, обычно являются для нас привычными в использовании, и которые при необходимости возникают в уме автоматически.
n Процессы пересмотра должны изменяться в зависимости от предмета изучения, а также от возраста и знаний учеников.
n Любое упражнение, которое вызывает в памяти материал для пересмотра, может служить для пересмотра. Вызывая в памяти какой-то факт или изученную истину и пытаясь найти им применение, мы занимаемся самым практичным и лучшим пересмотром.
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:
- Устраивайте пересмотры всегда по порядку.
- Назначайте время для пересмотра. В начале каждого урока пересмотрите предыдущий.
- При окончании каждого урока бросайте быстрый взгляд в обратном направлении на пройденный материал. Почти каждый хороший урок заканчивается подведением итогов. Хорошо, чтобы ученики знали, что любого из них могут вызвать для этого в конце урока.
- После пяти или шести уроков или при завершении темы сделайте пересмотр с самого начала. Лучшие учителя отводят для этой цели около трети урока. Этим они делают спешку медленной, а прогресс верным.
- Когда бы ни делалась ссылка на прошлые уроки, не упускайте возможности рассмотреть старые задания под новым углом зрения.
- Все новые уроки должны быть построены таким образом, чтобы провести пересмотр и найти применение материала предыдущих уроков.
- Старайтесь провести пересмотр только что изученного материала при первой возможности.
- Чтобы легко и быстро проводить пересмотры, учитель должен держать в памяти изученный материал большими частями или блоками, готовыми к мгновенному использованию. Таким образом, он сможет в любое время экспромтом начать пересмотр любой части материала. Ученики, видя, что учитель считает необходимым помнить материал и легко воспроизводит в памяти изученное, захотят последовать его примеру, и из честолюбия будут готовиться к его вопросам.
- Новые вопросы к старому материалу, новые иллюстрации к старым текстам, новое доказательство старых утверждений, новое применения старых истин часто будут отправлять учеников назад с новым интересом к старым урокам, позволяя таким образом провести успешный пересмотр.
- Окончательный пересмотр, которого никогда не следует пропускать, должен быть всесторонним и нацеленным на поиск нового, группируя разные темы предметов, как на карте, и ведя учеников к овладению уже ставшим знакомым материалом, который он изучил.
- Найдите столько применений изученному, сколько сможете. Каждое новое применение включает в себя полезный и эффективный пересмотр.
НАРУШЕНИЯ И ОШИБКИ
- Полное отрицание пересмотра.
- Недостаточный пересмотр. Такого рода ошибка допускает торопливый и нетерпеливый учитель, который часто более обеспокоен тем, как успеть пройти весь объем материала, чем заставить учеников включиться в работу.
- Перенос работы по пересмотру на конец семестра или четверти, когда материал курса уже порядком забыт и пересмотр равносилен слабому повторению с малым интересом к нему и меньшей ценностью.
- Превращение пересмотра в обычный процесс безжизненного и бесцветного повторения вопросов и ответов, зачастую тех же самых вопросов и ответов, которое использовались первоначально.