Урок 23. Наши подземные богатства
Цели деятельности учителя | создать условия для ознакомления учащихся с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений учащихся о подземных богатствах; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | открытие нового знания |
Планируемые образовательные результаты | Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, картой, организовывать рабочее место. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке;вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные:осознают необходимость сотрудничества и взаимопомощи; ориентируются в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков других людей |
методы и формы обучения | объяснительно-иллюстративный; групповая, фронтальная, индивидуальная, коллективная |
Образовательные ресурсы | https://download8.proshkolu.ru |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; физическая карта России, карта области (края); коллекция полезных ископаемых |
Основные понятия | Полезные ископаемые |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельно- сти | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала | – Сегодня мы продолжим говорить о богатствах, которые хранятся в недрах земли. Хозяйка подземных богатств В свое царство приглашает нас. Открыты ворота подземной страны, Любые клады на карте найдете вы. | слушают учителя. принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог. Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Устные ответы, организация рабочего места |
II. Актуализация опорных знаний | Проверка домашнего задания | – Найдите «лишний» объект: а) пруд, море, река, океан; б) море, река, озеро, ручей; в) устье, исток, склон, приток. – Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания: Выход подземных вод на поверхность – … (ключ). | Выполняют задания | Индивидуальная, фронтальная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; система- | Устные ответы, выполненные задания |
Продолжение табл.
Огромное пространство соленой воды на Земле – … (океан). Часть океана, вдающаяся в сушу и отделенная от него островами и полуостровами, – это… (море). Место впадения реки в другую большую реку или море называется… (устье). А место, где река берет свое начало, называется… (исток). Искусственное углубление на поверхности суши, заполненное водой, – это… (пруд).
– Разделите с помощью стрелок водоемы на группы
по происхождению ![]() | тизируют собственные знания. Регулятивные: ориентируются в учебнике;контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для реше- | |||||
III. Изучение нового материала | Рассказ учителя. | – Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве, – это полезные ископаемые. Полезные ископаемые – это минеральные образования земной коры, которые могут эффективно использоваться в хозяйстве. Скопления полезных ископаемых образуют месторождения, а при больших площадях распространения – бассейны. Полезные ископаемые встречаются в различных районах нашей страны. Некоторые залегают на большой глубине, другие добывают прямо с поверхности земли. Наша страна богата различными полезными ископаемыми. Многие месторождения уже открыты и разрабатываются, другие еще только разведываются. Одни полезные ископаемые необходимы в строительстве, например, песок, глина, гранит, известняк. | Внимательно слушают. | Фронтальная. | Устные ответы. |
Продолжение табл.
Работа с учебником, атласом-определителем | Другие служат топливом: торф, каменный уголь, нефть, природный газ. Из глубин земли добывают руды и соли. Из руд выплавляют различные металлы. Из некоторых солей изготавливают удобрения. А поваренную соль человек использует для приготовления пищи.
Предлагает выполнить задания по группам ![]() | Работают самостоятельно. обсуждают изученный материал | Групповая | ния проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием | Выполненные задания | |
IV. Практическая деятельность | Составление схемы. | ![]() | Заполняют схему. | Фронтальная, коллективная. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике; при выполнении практической рабо- | Устные ответы, записи в тетради |
Окончание табл.
Задания из электронного приложения к учебнику | проводит коллективную проверку схемы. Далее предлагает учащимся прочитать статью «Охрана подземных богатств» в учебнике (с. 168–169). Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации | Читают статью. Выполняют задания | индивидуальная | ты следуют ранее оговоренному плану; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения | ||
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Кроссворд. Выставление оценок | – Для образования полезных ископаемых понадобились миллионы лет, и расходовать их надо экономно. Как надо охранять подземные богатства?
– Что же мы называем полезными ископаемыми?
–В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе?
Предлагает разгадать кроссворд ![]() | Отвечают на вопросы. Решают кроссворд | Фронтальная, индивидуальная. Коллективная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Личностные: проявляют интерес к предмету. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке | Устные ответы, разгаданный кроссворд |
VI. Домашнее задание | Комментарий учителя | Учебник, с. 159–170. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1, 3, 4, с. 170. Изготовить карточки с условными обозначениями полезных ископаемых | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач |
Ресурсный материал