Проблема личности в психологии




Лекция 2. Психология личности

Вопросы, отрабатываемые на лекции

1. Проблема личности в психологии

2. Социализация личности

3. Деятельность и общение

 

Проблема личности в психологии

Термин «личность» имеет множество различных значений. Личность – одна из наиболее сложных категорий научной психологии, которая используется для сравнительной оценки психологических качеств и индивидуальных проявлений человека. Существует множество определений этого понятия.

Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека (Леонтьев А.Н.).

Личность - человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других людей (Слободчиков В. И.).

Личность - человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания (И. С. Кон). Любой человек – это индивид, но, появляясь на свет, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью.

Большинство теоретических определений личности содержат следующие характеристики:

- Личность предполагает совокупность индивидуальных и специфичных характеристик человека, которые отличают его от других людей.

- Личность – это организованное целое, имеющее относительно устойчивую структуру. Отдельные черты личности существуют не автономно, они взаимосвязаны и интегрированы в сложную многоуровневую систему.

- При постоянстве общей структуры, личность динамична и должна развиваться во взаимодействии с внешней средой.

- Личность является особой формой самоорганизации, позволяющей реализовывать индивидуальные и социально обусловленные формы поведения.

Потребность в самоактуализации, саморазвитии есть основополагающее свойство зрелой личности. Идея саморазвития и самореализации является центральной для многих концепций о человеке. Самоактуализироваться значит достичь вершины («акме») своего потенциала. Постоянное стремление к саморазвитию, к совершенствованию и самореализации является показателем зрелой личности. Такое стремление не только приносит и закрепляет успех на профессиональном поприще, но и способствует профессиональному долголетию.

Структура личности изучалась многими отечественными и зарубежными исследователями. Существуют разные подходы к выделению структурных компонентов личности. Одним из наиболее ярких подходов к данному вопросу, является трехкомпонентная модель З. Фрейда, который в структуре личности выделяет три устойчивых образования: Оно (Id), Я (Ego), Сверх-Я (Superego). Оно – соответствует бессознательной части человеческой психики и включает врожденные инстинктивные влечения. Я – выступает в роли посредника между Оно и Сверх-Я. Эта подструктура личности призвана согласовывать бессознательные влечения, желания и стремления индивида с фактами и требованиями социального окружения. Сверх-Я - выступает внутриличностным воплощением моральных норм и запретов, социальных стандартов поведения, ценностей и установок. Это подструктура совести.

Теория черт. Г. Оллпортом и Р. Кеттелом была начата разработка теории, получившей название теории черт. Ее можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние, психологические, свойства. Люди согласно этой теории отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического или другого, менее строгого ее обследования, основанного, например, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью. С помощью данного метода Р.Кеттелу удалось выявить 16 различных личностных черт. Каждая из них получила двойное название, характеризующее степень ее развитости: сильную и слабую. На основе экспериментально выявленного набора черт Р.Кеттел построил упомянутый выше 16-факторный личностный опросник.

 

Результатом обобщенного подхода к структурному анализу личности, является динамическая структура Платонова К.К., который выделяет следующие уровни:

- биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности);

- индивидуальные особенности различных психических процессов;

- опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек);

- социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества).

Самым низшим уровнем является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые особенности психики, врожденные свойства нервной системы. Следующая подструктура – индивидуальные особенности психических процессов, т.е. индивидуальные особенности мышления, памяти, внимания, восприятия и т.д. Затем следует индивидуальный социальный опыт личности и, наконец, высшим уровнем личности является её направленность (взгляды, интересы, склонности, убеждения, влечения, желания).

Леонтьев А.Н. личность рассматривает с позиции пяти её составляющих потенциалов: познавательного, ценностного, творческого, коммуникативного и художественного. Познавательный потенциал включает психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность личности. Ценностный потенциал определяется приобретенной системой ценностных ориентаций. Коммуникативный потенциал определяется степенью общительности, умением устанавливать прочные контакты между людьми.

 

Социализация личности

Социализаци я – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Именно на эти две стороны процесса социализации обращают внимание многие авторы, принимающие идею социализации в русло социальной психологии, разрабатывающие эту проблему как полноправную проблему социально-психологического знания. Вопрос ставится именно так, что человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Этот момент преобразования социального опыта фиксирует не просто пассивное его принятие, но предполагает активность индивида в применении такого преобразованного опыта, т.е. в известной отдаче, когда результатом ее является не просто прибавка к уже существующему социальному опыту, но его воспроизводство, т.е. продвижение его на новую ступень.

Понимание взаимодействия человека с обществом при этом включает в себя понимание в качестве субъекта развития не только человека, но и общества, объясняет существующую преемственность в таком развитии. При такой интерпретации понятия социализации достигается понимание человека одновременно как объекта, так и субъекта общественных отношений.

Вопрос о стадиях процесса социализации имеет свою историю в системе психологического знания. Поскольку наиболее подробно вопросы социализации рассматривались в системе фрейдизма, традиция в определении стадий социализации складывалась именно в этой схеме. Как известно, с точки зрения психоанализа, особое значение для развития личности имеет период раннего детства. Это привело и к достаточно жесткому установлению стадий социализации: в системе психоанализа социализация рассматривается как процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства. С другой стороны, уже довольно давно в неортодоксальных психоаналитических работах временн ы е рамки процесса социализации несколько расширяются: появились выполненные в том же теоретическом ключе экспериментальные работы, исследующие социализацию в период отрочества и даже юности. Другие, не ориентированные на фрейдизм, школы социальной психологии делают сегодня особый акцент на изучении социализации именно в период юности. Таким образом, "распространение" социализации на периоды детства, отрочества и юности можно считать общепринятым.

Однако относительно других стадий идет оживленная дискуссия. Она касается принципиального вопроса о том, происходит ли в зрелом возрасте то самое усвоение социального опыта, которое составляет значительную часть содержания социализации. Так, в отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.

Деятельность и общение

Если исходить из тезиса, принимаемого в общей психологии, что личностью не родятся, личностью становятся, то ясно, что социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы, в которых осуществляется прежде всего это становление личности: деятельность, общение, самосознание.

Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением "каталога" деятельностей, т.е. освоением все новых и новых видов деятельности. При этом происходят еще три чрезвычайно важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Она осуществляется через посредство личностных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснение их, но и их освоение. Можно было бы назвать продукт такой ориентации личностным выбором деятельности. Как следствие этого возникает и второй процесс – центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей. Наконец, третий процесс – это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости. Если кратко выразить сущность этих преобразований в системе деятельности развивающегося индивида, то можно сказать, что перед нами процесс расширения возможностей индивида именно как субъекта деятельности. Эта общая теоретическая канва позволяет подойти к экспериментальному исследованию проблемы. Экспериментальные исследования носят, как правило, пограничный характер между социальной и возрастной психологией, в них для разных возрастных групп изучается вопрос о том, каков механизм ориентации личности в системе деятельностей, чем мотивирован выбор, который служит основанием для центрирования деятельности. Особенно важным в таких исследованиях является рассмотрение процессов целеобразования. К сожалению, эта проблематика, традиционно закрепленная за общей психологией, не находит пока особой разработки в ее социально-психологических аспектах, хотя ориентировка личности не только в системе данных ей непосредственно связей, но и в системе личностных смыслов, по-видимому, не может быть описана вне контекста тех социальных "единиц", в которых организована человеческая деятельность, т.е. социальных групп. Об этом здесь говорится пока лишь в порядке постановки проблемы, включения ее в общую логику социально-психологического подхода к социализации.

Вторая сфера – общение – рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления, что само собой разумеется, коль скоро общение неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что же касается углубления общения, это прежде всего переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие. Задача экспериментальных исследований заключается в том, чтобы показать, во-первых, как и при каких обстоятельствах осуществляется умножение связей общения и, во-вторых, что получает личность от этого процесса. Исследования этого плана носят черты междисциплинарных исследований, поскольку в равной мере значимы как для возрастной, так и для социальной психологии. Особенно детально с этой точки зрения исследованы некоторые этапы онтогенеза: дошкольный и подростковый возраст. Что касается некоторых других этапов жизни человека, то незначительное количество исследований в этой области объясняется дискуссионным характером другой проблемы социализации – проблемы ее стадий.

Наконец, третья сфера социализации – развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я. В многочисленных экспериментальных исследованиях, в том числе лонгитюдных, установлено, что образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. С точки зрения социальной психологии здесь особенно интересно выяснить, каким образом включение человека в различные социальные группы задает этот процесс. Играет ли роль тот факт, что количество групп может варьировать весьма сильно, а значит, варьирует и количество связей общения? Или такая переменная, как количество групп, вообще не имеет значения, а главным фактором выступает качество групп (с точки зрения содержания их деятельности, уровня их развития)? Как сказывается на поведении человека и на его деятельности (в том числе в группах) уровень развития его самосознания – вот вопросы, которые должны получить ответ при исследовании процесса социализации.

Таким образом, личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе.

 

Список литературы

  1. Немов Р.С. Общая психология в 3-х томах. Том III: психология личности /Р.С Немов. - М.: Юрайт, 2015. – 740 с.
  2. Мельникова Н.А. Социальная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Мельникова Н.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 159 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/6336.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  3. Социальная психология. Практикум [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов/ Г.М. Андреева [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Аспект Пресс, 2009.— 480 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/8885.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: