Тема: Взаимодействие постоянных магнитов.
Цель урока:
| получить сведения о постоянных магнитах и иметь наглядное представление о магнитном поле постоянных магнитов;развитие познавательного интереса учащихся, расширение знаний о применении компаса, о магнитном поле Земли, магнитных бурях и магнитной аномалии.
| Задачи урока:
| | Образовательная-
| Усвоить понятия постоянного магнита, магнитного поля Земли;
исследовать взаимодействие полюсов двух магнитов,
познакомиться со свойствами магнитного поля;
сширить кругозор в области магнитных явлений.
| Развивающая –
| Развивать умения анализировать, сравнивать, строить аналогии, делать умозаключения, познавательного интереса (на основе физического эксперимента).
| Воспитательная –
| Научиться работать в паре;
выработать умение выслушать мнение собеседника, приходить к общему мнению.
| Оборудование
| магнитный железняк, магниты полосовые и дуговые, магнитная стрелка, компас, железные опилки, различные металлические предметы.
|
| Ход урока.
1.Орг момент
Эксперимент:. На столах стоят стаканы с водой, на дне которых лежат скрепки. Как вынуть скрепку, не намочив ни рук, ни инструментов? Каким прибором вы воспользовались?
Ответ:Магнитом. Он и будет предметом изучения на нашем уроке.
| | 2.Актуализация опорных знаний
На рисунке 1 показаны направления сил взаимодействия отрицательного электрического заряда q1 с электрическим зарядом q2 Каков знак заряда q2?
А. Положительный. Б. Отрицательный. В. Нейтральный. Г. Знак заряда может быть и положительным и отрицательным.
| 3.Изучение нового материала
| Каждый из нас с раннего детства слышал что-нибудь о магните. Многие держали его в руках, а у некоторых даже были игрушки, в которых использовались магниты.
Старинная легенда рассказывает о пастухе по имени Магнус. Он обнаружил, что железный наконечник его палки и гвозди сапог притягиваются к черному камню. Этот камень стали называть «камнем Магнуса» или просто «магнитом». Но известно и другое предание о том, что слово «магнит» произошло от названия местности, где добывали железную руду (холмы Магнезии в Малой Азии). Таким образом, за много веков до нашей эры было известно, что некоторые каменные породы обладают свойством притягивать куски железа. Об этом упоминал в VI в до н.э. греческий физик и философ Фалес. Первое научное изучение свойств магнита было принято в XIII в. Ученым Петром Перегрином. В 1269 г. вышло его сочинение «Книга о магните», где он писал, что у магнита есть два полюса, которые он назвал северным и южным; невозможно отделить полюса друг от друга разламыванием.
Постановка проблемы: Как же объяснить намагниченность постоянных магнитов? В чем кроется причина магнетизма?
Заглянем внутрь вещества. Вещество состоит из молекул, а молекулы из атомов. В атомах есть ядро и электроны, движущиеся вокруг ядра, которые и создают магнитное поле, вызывающее намагниченность вещества. Как хорошо уметь объяснять явления, зная строение вещества! Но в 1820 г. о строении атома еще ничего не знали. Почему я назвала именно этот год? Да потому, что именно в 1820 г. на заседании Французской Академии наук французский физик Андре Ампер сообщил о результатах своих опытов по магнетизму и предложил рассматривать магнетизм как явление, вызванное круговым током. Он считал, что магнит состоит из молекул, в которых имеются круговые токи. Каждая молекула представляет собой маленький магнитик. Располагаясь одноименными полюсами в одну и ту же сторону, эти маленькие магнитики и образуют магнит.
Теперь, зная причину магнетизма, ознакомимся с магнитными свойствами тел.
Задание 1. Взаимодействие постоянного магнита с разными материалами.
Оборудование: магнит, несколько тел, изготовленных из разных материалов.
Поднесите магнит к предметам, изготовленным из различных материалов, установите, все ли из них притягиваются магнитом.
Сделайте вывод. (Учащиеся делают выводы.)
Вывод. Хорошо притягиваются магнитом чугун, сталь, железо и некоторые сплавы, значительно слабее никель и кобальт.
Задание 2 Изучение магнитных взаимодействий.
Оборудование: 1 магнит подвесить, другой подносить к нему. Зарисуйте результаты.
Вывод. Одноименные полюсы магнита отталкиваются, разноименные — притягиваются
Задание 3. Наблюдение картины магнитного поля постоянных магнитов.
Оборудование: магниты (полосовой и дуговой), стаканчики с металлическим порошком.
накройте полосовой магнит бумагой, насыпьте порошок. Слегка постучите по ней пальцем. Рассмотрите полученное изображение.
Повторите опыт для дугового магнита.
Рисунки, которые у вас получились, дают представление о картине магнитного поля полосового и дугообразного магнитов. Как магнитные линии магнитного поля тока, так и магнитные линии магнитного поля магнита — замкнутые линии. Вне магнита магнитные линии выходят из северного полюса магнита и входят в южный, замыкаясь внутри магнита, так же как магнитные линии катушки с током.
Задание 4. Наблюдение картины магнитного поля двух полосовых магнитов.
Оборудование: два магнита, стаканчики с металлическим порошком.
Накройте магнит бумагой, насыпьте на неё опилки, легко постучите. Рассмотрите магнитные линии магнитного поля двух магнитов, обращенных друг к другу:
- одноименными полюсами;
- разноименными полюсами.
Вывод(рисунки).
Задание 5. Все ли точки магнитов обладают одинаковой силой?
Оборудование: металлические скрепки, магниты (полосовой и дуговой).
Возьмите полосовой магнит, поднесите несколько скрепок точно к середине магнита, где проходит граница между красной и синей половинками. Притягивает ли магнит скрепки?
Приближайте скрепки к разным местам магнита, начиная от середины. Какие места обнаруживают наиболее сильное магнитное действие? Повторите то же с дуговым магнитом.
Сделайте вывод. (Учащиеся делают вывод.)
Вывод. Линия посередине магнита, называемая нейтральной, не обнаруживает магнитных свойств. Наиболее сильное магнитное действие обнаруживают полюса магнита.
Задание 6 Оборудование: гвоздь, скрепки, магнит. Возьмите иголку и поднесите её к скрепкам. Прилипают ли скрепки к иголке? Потрите иголку о магнит в одном направлении, а затем поднесите к скрепкам. Прилипают ли скрепки? Сделайте вывод. (^ Учащиеся делают выводы.) В первом случае иголка не прилипла к скрепкам. Стоило иголке «пообщаться» с магнитом, как она сама стала магнитом. Вывод. Железо, сталь, никель, кобальт и некоторые другие сплавы в присутствии магнитного железняка приобретают магнитные свойства. Если магнитную стрелку приблизить к другой такой же стрелке, то они повернутся и установятся друг против друга противоположными полюсами (показать на опыте).
Записать в тетрадь.
Постоянные магниты – это тела, которые длительное время сохраняют намагниченность.
Полюс – место магнита, где обнаруживается наиболее сильное действие.
N – северный полюс магнита
S – южный полюс магнита
Происхождение магнитного поля постоянных магнитов Как объяснить намагниченность магнитов? Оказывается, что все дело в особом поле, создаваемом магнитом. Вокруг любого магнита существует магнитное поле. Оно и притягивает железо к магниту.
У Земли есть свое магнитное поле. Иначе ориентация магнитов разной формы не убеждала бы нас в этом. Как убедиться в том, что Земля это магнит? Картонку с железными опилками на Земной шар не положишь.
Сообщение: О существовании земного магнетизма человеку стало известно, начиная с 800 г. до нашей эры. С древних времен известен способ ориентации относительно сторон света при помощи компаса. О магнитном поле Земли можно судить по поведению двух магнитных стрелок: одной, способной поворачиваться только влево-вправо (стрелка обычного компаса), и другой способной поворачиваться вверх-вниз (стрелка наклонения). Обойдя с этими двумя стрелками весь земной шар, можно нарисовать магнитные силовые линии Земли. На Земле есть две замечательные точки: стрелка наклонения здесь становится вертикально и показывает острием вниз, а стрелка компаса крутится, как ей вздумается. Эти две точки – магнитные полюса Земли.
Теперь поговорим о магнитном поле Земли
Установлено, что земное магнитное поле надежно защищает поверхность Земли от космического излучения, действие которого на живые организмы разрушительно. В состав космического излучения, кроме электронов, протонов, входят и другие частицы, движущиеся в пространстве с огромными скоростями.
Иногда возникают магнитные бури – кратковременные изменения магнитного поля Земли, которые сильно влияют на стрелку компаса. Наблюдения показывают, что появление магнитных бурь связано с солнечной активностью. В период усиления солнечной активности с поверхности Солнца в мировое пространство выбрасываются потоки заряженных частиц, электронов и протонов. Магнитное поле, образуемое этими движущимися частицами, изменяет магнитное поле Земли и вызывает магнитную бурю. Магнитные бури – явление кратковременное.
На земном шаре встречаются области, в которых направление магнитной стрелки постоянно отклонено от направления магнитной линии Земли. Такие области называют областями магнитной аномалии.
(Слайд 17)Результатом взаимодействия солнечного ветра с магнитным полем Земли является полярное сияние. Вторгаясь в земную атмосферу, частицы солнечного ветра направляются магнитным полем и определённым образом фокусируются. Сталкиваясь с атомами и молекулами атмосферного воздуха, они ионизируют и возбуждают их, в результате чего возникает свечение, которое называют полярным сиянием.
| 4.Закрепление.
v Загадка.
Когда с тобою этот друг,
Ты можешь без дорог
Шагать на север и на юг,
На запад и восток. (Компас.)
| А теперь закрепим новые знания при решении качественных задач.
v Можно ли сделать магнит, у которого был бы только северный полюс или только южный? (^Невозможно сделать магнит, у которого отсутствовал бы один из полюсов.)
v Если разломить магнит на две части, будут ли эти части магнитами? (Если разломить магнит на части, то все его части будут магнитами.)
v Какие вещества могут намагничиваться? (Железо, кобальт, никель, сплавы этих элементов.)
v А будет ли компас действовать на Венере? (Нет, так как у Венеры нет магнитного поля.)
v А в каких точках на Земле компас бесполезен? (На южном и северном магнитных полюсах.)
| 5.Домашнее задание
| | 6.Итоги урока.
| | Рефлексия
| | | | | | 
|
Поиск по сайту:
|