Гносеология Агностицизм
Мир познаваем. Декарт, Гегель (мировой разум, мировой дух сам себя познает), марксисты. В.И. Ленин: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания объективной реальности». «Знание – сила» - Ф.Бекон (1561-1626). | От греч. – недоступный познанию, философское учение, согласно которому не может быть истинного познания окружающей реальности. Протагор (что каждому кажется, то и достоверно), софисты, Кант (различал внешний мир и изначально данные человеку до всякого опыта –априорные- формы чувственного познания – пространство и время. Соединяет их познающий человек, обладающий познавательным аппаратом. Человеческое знание охватывает лишь мир опыта, а за его пределами лежат непознаваемые «вещи в себе»), а также категории рассудка – причина и следствие, единичное, особенное, общее и др.), позитивисты, неопозитивисты. |
Структура познавательной деятельности
Цель познавательной деятельности – получение знания о рассматриваемом предмете: его свойствах, структуре, составе, связях с другими предметами. Средствами познания выступают наблюдение, анализ, эксперимент и другие методы, используемые в других науках, а также во вненаучном познании (философии, познании средствами искусства, обыденном познании).
Результат этой деятельности, как видим, прямо соотносится с её целью – получение достоверного знания об изучаемом предмете.
Объект – природа, общество и человек. Добавим к этому и то, что круг объектов познавательной деятельности очень широк. Так, если объектом трудовой деятельности может быть только доступный для вашего непосредственного воздействия предмет, то познавать мы можем, к примеру, удаленные от нас на многие тысячи световых лет звезды.
Субъект познания – индивид, находящийся в обществе.
Знание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
Виды знания | Уровни знания | Основные характеристики | Критерии | Где существует |
Истина | Обыденный, эмпирический (противоречивость, непоследовательность, основан на здравом смысле) теоретический (доказательность, систематизация, непротиворечивость) | Объективность, Конкретность, Относительность, Абсолютность Субъективность (не может существовать без человека). | Практика (любая предметно-материальная деятельность людей, наблюдение, эксперимент) Логика | Обыденный: Миф религия Мораль Житейские представления Теоретический: Философия Наука |
Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное
Познание имеет как бы два уровня, две стороны – чувственную и рациональную.
Уровни познания | |
Чувственное: 1. Ощущение; 2. Восприятие; 3. представление | Рациональное: 1. Понятия; 2. Суждения; 3. Умозаключения |
Инструментами познания на этой ступени являются органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус)- это наши «окна в мир». Наибольший объем информации дают – зрение и слух.
Ощущение - это отражение отдельных свойств предмета; явлений, процессов, воздействующих на органы чувств.
В отличие от ощущения, восприятие – это процесс формирования целостного образа, отражающий предметы, явления и их свойства, чувственно - конкретный образ.
Представление – это такая форма познания, при которой чувственное отражение предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить их мысленно. Следовательно, представление является образом объекта познания, запечатленным в памяти, когда-то воздействовавшим на наши органы чувств. Представление не такое четкое, как восприятие. Кое-что в нем упускается, в памяти остается только главное, существенное.
Возможности чувственной ступени познания ограничены. Ложка, опущенная в стакан с чаем, кажется нам искривленной, многие явления социальной жизни не доступны чувственному восприятию, например, все духовные ценности- убеждения, совесть, вера. Невозможно при помощи чувств отобразить социальные группы, стоимость товара и т.п.
Итак, следующая ступень познания - рациональное познание (иногда его называют абстрактным или логическим мышлением) тоже существуют три основные формы: понятие, суждение и умозаключение.
Понятие – это мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов действительности. Понятие выделяет из предметной области, собирает в классы объекты на основе их общего и отличительных признаков. Наши понятия о предмете лишены всех подробностей, индивидуальных черт, т.е. того, чем конкретно этот предмет отличается от других предметов того же класса, остаются только его общие черты. Примеры: «сабля», «дом», «истина», «социальная группа», «средний класс» и др.
Суждение – это форма мысли, при которой посредством связи понятий утверждается (или отрицается) что-либо о предмете или явлении. Пример: «Все люди смертны», «Земля – шар» и др.
Умозаключением - называется операция мышления, при которой формируются новые суждения. Это более высокий уровень логического мышления. Умозаключения бывают различных видов: индуктивные, дедуктивные, получаемые по аналогии. Пример: «Все люди – смертны. Сократ – человек. Следовательно он смертен».
Чувственное | Рациональное |
· Непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта · Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов · Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов | · Опора на результаты чувственного познания · Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов · Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерностей связей и отношений |
Завершая рассуждения о чувственном и рациональном познании, коснемся вопроса о критерии истины. В XVII - XVIII вв. одни философы(рационалисты) отдавали предпочтение разуму: за истину принимались лишь теоретически обоснованные знания, логически строгое обоснование выводов. Идеалом в этом отношении долгое время выступала геометрия Евклида. Однако, с открытием неевклидовой геометрии позиции рационалистов пошатнулись. Другие философы (эмпирики) признавали решающую роль чувственного опыта: что дается нам в ощущениях, то и есть в действительности. Отсюда главная цель науки – собирание, описание и обобщение фактов чувственного познания. Но, известно, что данные непосредственного опыта нередко вводят нас в заблуждение, например: земля представляется плоской, ложка в стакане с водой кажется прогнутой. Кроме того, далеко не все можно вывести из эмпирической основы. В частности, математику или логику невозможно представить как простое обобщение чувственных данных.
В XIX в. была выдвинута и обоснована идея о том, что основным критерием истины является практика, включающая и материальное производство, и научный эксперимент, и исторически накопленный опыт. С точки зрения этого подхода, знания о предметах и явлениях могут считаться правильными, если при их использовании мы достигаем поставленных целей: изготовляем нужные вещи, осуществляем необходимые преобразования. Критерий практики очень важен, но он не универсален. Ученый для подтверждения своих выводов нередко опирается именно на теорию: полученные данные должны противоречить открытым фундаментальным законам.
Приемы познания | методы |
Анализ Синтез Абстрагирование Идеализация Дедукция Индукция аналогия | Моделирование Наблюдение Эксперимент систематизация |
Истина и её критерии
Истинное, достоверное знание о предметах и явлениях – это цель нашего познания. Слово «истина» в собственном смысле этого слова означает соответствие мысли предмету, это соответствие, т.е. восприятие предмета таким, каков он в действительности, позволяет говорить об объективности истинного знания. Но, подчеркнем, речь идет именно о знаниях. Любой предмет сам по себе, без нашего к нему познавательного отношения не может быть ни истинным ни ложным; такими могут быть только наши знания о данном предмете.
Объективная истина – это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества | Абсолютная истина |
· Исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке, обществе · Знания, которые никогда не могут быть опровергнуты | |
Относительная истина | |
· Неполное, неточное знание · Знание соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания · Знания, зависящие от определенных условий, места, времени их получения |
Подавляющее большинство истин относительно. Это значит, что в наших знаниях о чем-либо всегда присутствует элемент неполноты, неточности. По мере развития знаний одни относительные истины заменяются другими. Более глубокими и полными. Это подтверждается всем ходом развития науки. Относительность истины обусловлена прежде всего тем, что мир бесконечно сложен и разнообразен и находится в постоянном изменении. Не безграничны и познавательные возможности человека, в своих основных характеристиках заданные природой. Правда, с развитием технических устройств, научных приборов (микроскопа, телескопа и т.п.), позволяющих воспринимать те «фрагменты» действительности, которые непосредственно недоступны нашим органам, горизонты познания расширяются.
Относительный характер наших знаний нельзя рассматривать как основание для пренебрежительного к ним отношения: мол неважно, знаю я что-то хорошо или плохо, поскольку сами эти знания сомнительны с точки зрения их достоверности. Как бы ни была относительна истина, она несопоставима с невежеством, как бы ни были ограничены наши знания, они тем не менее, служат нам надежной основой решения нынешних же проблем.
А существуют ли абсолютные – несомненные, неизменные, раз и навсегда установленные – истины? К таким истинам нередко относят математические формулы и утверждения (неизменное знание) или неопровержимо установленный факт. Так ли это? Обратимся к примерам. Возьмем утверждение о том, что сумма внутренних углов треугольника всегда равна 180 0.. для евклидовой геометрии это – бесспорное утверждение, но в других геометрических системах оно ошибочно. В свое время в качестве примера абсолютной истины Ф.Энгельс, а за ним и другие авторы использовали следующее суждение: «Наполеон умер 5 мая 1821 года». Русский философ А.Богданов попытался доказать относительность этой истины. Какие он выдвигал при этом аргументы?
1. летоисчисление здесь взято по григорианскому календарю, который отставал к 1812 г. от астрономического на 13,5 часов.
2. смерть зафиксирована по прекращении дыхания и сердцебиения; считать это признаками смерти – результат определенной договоренности в медицине, возможно в будущем смерть будет устанавливаться по другим признакам.
3. само понятие «Наполеон» относительно.
Есть немало исследователей, которые отрицают существование абсолютных истин, рассматривая исчерпывающее и неопровергаемое знание как предел, образец, к которому стремится человеческое познание.
Как же можно удостовериться в том, что полученные нами знания истинны, или, говоря по-другому, каков критерий истины? Чтобы ответить на этот вопрос, следует присмотреться к тому, как происходит процесс познания.
Таким образом, истина – это процесс адекватного (верного) отражения действительности в сознании человека. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.
В объективной истине отражается реальное положение вещей, окружающий мир, как он существует вне и независимо от нашего сознания. Объективная истина не зависит ни от человека, ни о человечества в целом, но это не означает, что истина существует в действительности. Истиной характеризуются лишь наши знания о действительности.
В абсолютной истине воплощается бесконечность нашего познания мира, предел, к которому стремится наше знание. Несомненное, неизменное. Достижимо ли такое знание? – Можно ли считать, что утверждение – сумма всех углов треугольника равна 180º? Да, для евклидовой геометрии. Однако, в других геометрических системах оно ошибочно. (2 х 2= 4, огонь жжет).
Относительная истина зависит от реальных исторических условий, в частности от точности или совершенства средств наблюдения или измерения, эксперимента.
Абсолютная и относительная истины – истины объективные. Разница между ними лишь в степени точности и полноте отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом и временем.
Необходимо отметить, что не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т.п.
Возможные критерии истины:
· Соответствие законам логики.
· Соответствие ранее открытым законам той или иной науки.
· Соответствие фундаментальным законам.
· Практика.
· Простота, экономичность формы.
Но главным критерием истины является практика, т.е. материальная предметно-чувственная деятельность человека.
Данное понятие трактуется широко – это и материальное производство, и накопленный опыт, и научный эксперимент. Разумеется, этот критерий тоже не абсолютен. Практика всегда носит конкретно-исторический характер.
Практика (от греч. – praktikos - активный, деятельностный) – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляемая в определенном социокультурном контексте.
Формы практики
· Материальное производство (труд), преобразование природы.
· Социальное действие (реформы, революции, войны и др.).
· Научный эксперимент.
Она всегда развивается, совершенствуется, и то, что недоступно ей сегодня. Будет доступно завтра. Практические нужды вызвали к жизни многие отрасли научного знания. Потребности земледелия и мореплавания вызвали развитие астрономии, геометрии. Производство создает приборы и аппараты для научного исследования, расширяющие познавательные возможности человека. Опыт всего человечества в его историческом развитии, в конечном счете, является «верховным судьей» достоверности наших знаний. Т.Е предметы и явления могут считаться правильными, если с их помощью мы можем сделать те или иные реальные вещи, осуществить целесообразные преобразования.
Однако, признание практики в качестве критерия истины, не является окончательным решением проблемы. Во-первых, практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины. Ученый в ходе научной деятельности для подтверждения выдвинутых идей во многих случаях опирается не только на эксперимент, но и на соответствующую теорию. В математических науках обоснование положений всегда завершается теоретическим доказательством: критерием истинности этих положений выступает теория. Во-вторых, если рассматривать практический успех как показатель правильности выдвигаемых теорий, значит придется отказаться от принципа развития знания: если практическую задачу удалось решить, значит, полнота знания о предмете достигнута, получена полная истина.