Структура познавательной деятельности




Гносеология Агностицизм

Мир познаваем. Декарт, Гегель (мировой разум, мировой дух сам себя познает), марксисты. В.И. Ленин: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания объективной реальности». «Знание – сила» - Ф.Бекон (1561-1626). От греч. – недоступный познанию, философское учение, согласно которому не может быть истинного познания окружающей реальности. Протагор (что каждому кажется, то и достоверно), софисты, Кант (различал внешний мир и изначально данные человеку до всякого опыта –априорные- формы чувственного познания – пространство и время. Соединяет их познающий человек, обладающий познавательным аппаратом. Человеческое знание охватывает лишь мир опыта, а за его пределами лежат непознаваемые «вещи в себе»), а также категории рассудка – причина и следствие, единичное, особенное, общее и др.), позитивисты, неопозитивисты.

Структура познавательной деятельности

Цель познавательной деятельности – получение знания о рассматриваемом предмете: его свойствах, структуре, составе, связях с другими предметами. Средствами познания выступают наблюдение, анализ, эксперимент и другие методы, используемые в других науках, а также во вненаучном познании (философии, познании средствами искусства, обыденном познании).

Результат этой деятельности, как видим, прямо соотносится с её целью – получение достоверного знания об изучаемом предмете.

Объект – природа, общество и человек. Добавим к этому и то, что круг объектов познавательной деятельности очень широк. Так, если объектом трудовой деятельности может быть только доступный для вашего непосредственного воздействия предмет, то познавать мы можем, к примеру, удаленные от нас на многие тысячи световых лет звезды.

Субъект познания – индивид, находящийся в обществе.

Знание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.

 

Виды знания Уровни знания Основные характеристики Критерии Где существует
Истина Обыденный, эмпирический (противоречивость, непоследовательность, основан на здравом смысле) теоретический (доказательность, систематизация, непротиворечивость) Объективность, Конкретность, Относительность, Абсолютность Субъективность (не может существовать без человека). Практика (любая предметно-материальная деятельность людей, наблюдение, эксперимент)   Логика Обыденный: Миф религия Мораль Житейские представления   Теоретический: Философия Наука

 

Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное

Познание имеет как бы два уровня, две стороны – чувственную и рациональную.

Уровни познания
Чувственное: 1. Ощущение; 2. Восприятие; 3. представление Рациональное: 1. Понятия; 2. Суждения; 3. Умозаключения

 

Инструментами познания на этой ступени являются органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус)- это наши «окна в мир». Наибольший объем информации дают – зрение и слух.

Ощущение - это отражение отдельных свойств предмета; явлений, процессов, воздействующих на органы чувств.

В отличие от ощущения, восприятие – это процесс формирования целостного образа, отражающий предметы, явления и их свойства, чувственно - конкретный образ.

Представление это такая форма познания, при которой чувственное отражение предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить их мысленно. Следовательно, представление является образом объекта познания, запечатленным в памяти, когда-то воздействовавшим на наши органы чувств. Представление не такое четкое, как восприятие. Кое-что в нем упускается, в памяти остается только главное, существенное.

Возможности чувственной ступени познания ограничены. Ложка, опущенная в стакан с чаем, кажется нам искривленной, многие явления социальной жизни не доступны чувственному восприятию, например, все духовные ценности- убеждения, совесть, вера. Невозможно при помощи чувств отобразить социальные группы, стоимость товара и т.п.

Итак, следующая ступень познания - рациональное познание (иногда его называют абстрактным или логическим мышлением) тоже существуют три основные формы: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – это мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов действительности. Понятие выделяет из предметной области, собирает в классы объекты на основе их общего и отличительных признаков. Наши понятия о предмете лишены всех подробностей, индивидуальных черт, т.е. того, чем конкретно этот предмет отличается от других предметов того же класса, остаются только его общие черты. Примеры: «сабля», «дом», «истина», «социальная группа», «средний класс» и др.

Суждение – это форма мысли, при которой посредством связи понятий утверждается (или отрицается) что-либо о предмете или явлении. Пример: «Все люди смертны», «Земля – шар» и др.

Умозаключением - называется операция мышления, при которой формируются новые суждения. Это более высокий уровень логического мышления. Умозаключения бывают различных видов: индуктивные, дедуктивные, получаемые по аналогии. Пример: «Все люди – смертны. Сократ – человек. Следовательно он смертен».

 

Чувственное Рациональное
· Непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта · Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов · Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов · Опора на результаты чувственного познания · Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов · Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерностей связей и отношений

 

Завершая рассуждения о чувственном и рациональном познании, коснемся вопроса о критерии истины. В XVII - XVIII вв. одни философы(рационалисты) отдавали предпочтение разуму: за истину принимались лишь теоретически обоснованные знания, логически строгое обоснование выводов. Идеалом в этом отношении долгое время выступала геометрия Евклида. Однако, с открытием неевклидовой геометрии позиции рационалистов пошатнулись. Другие философы (эмпирики) признавали решающую роль чувственного опыта: что дается нам в ощущениях, то и есть в действительности. Отсюда главная цель науки – собирание, описание и обобщение фактов чувственного познания. Но, известно, что данные непосредственного опыта нередко вводят нас в заблуждение, например: земля представляется плоской, ложка в стакане с водой кажется прогнутой. Кроме того, далеко не все можно вывести из эмпирической основы. В частности, математику или логику невозможно представить как простое обобщение чувственных данных.

В XIX в. была выдвинута и обоснована идея о том, что основным критерием истины является практика, включающая и материальное производство, и научный эксперимент, и исторически накопленный опыт. С точки зрения этого подхода, знания о предметах и явлениях могут считаться правильными, если при их использовании мы достигаем поставленных целей: изготовляем нужные вещи, осуществляем необходимые преобразования. Критерий практики очень важен, но он не универсален. Ученый для подтверждения своих выводов нередко опирается именно на теорию: полученные данные должны противоречить открытым фундаментальным законам.

 

Приемы познания методы
Анализ Синтез Абстрагирование Идеализация Дедукция Индукция аналогия Моделирование Наблюдение Эксперимент систематизация

Истина и её критерии

Истинное, достоверное знание о предметах и явлениях – это цель нашего познания. Слово «истина» в собственном смысле этого слова означает соответствие мысли предмету, это соответствие, т.е. восприятие предмета таким, каков он в действительности, позволяет говорить об объективности истинного знания. Но, подчеркнем, речь идет именно о знаниях. Любой предмет сам по себе, без нашего к нему познавательного отношения не может быть ни истинным ни ложным; такими могут быть только наши знания о данном предмете.

Объективная истина – это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества Абсолютная истина
· Исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке, обществе · Знания, которые никогда не могут быть опровергнуты
Относительная истина
· Неполное, неточное знание · Знание соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания · Знания, зависящие от определенных условий, места, времени их получения

 

Подавляющее большинство истин относительно. Это значит, что в наших знаниях о чем-либо всегда присутствует элемент неполноты, неточности. По мере развития знаний одни относительные истины заменяются другими. Более глубокими и полными. Это подтверждается всем ходом развития науки. Относительность истины обусловлена прежде всего тем, что мир бесконечно сложен и разнообразен и находится в постоянном изменении. Не безграничны и познавательные возможности человека, в своих основных характеристиках заданные природой. Правда, с развитием технических устройств, научных приборов (микроскопа, телескопа и т.п.), позволяющих воспринимать те «фрагменты» действительности, которые непосредственно недоступны нашим органам, горизонты познания расширяются.

Относительный характер наших знаний нельзя рассматривать как основание для пренебрежительного к ним отношения: мол неважно, знаю я что-то хорошо или плохо, поскольку сами эти знания сомнительны с точки зрения их достоверности. Как бы ни была относительна истина, она несопоставима с невежеством, как бы ни были ограничены наши знания, они тем не менее, служат нам надежной основой решения нынешних же проблем.

А существуют ли абсолютные – несомненные, неизменные, раз и навсегда установленные – истины? К таким истинам нередко относят математические формулы и утверждения (неизменное знание) или неопровержимо установленный факт. Так ли это? Обратимся к примерам. Возьмем утверждение о том, что сумма внутренних углов треугольника всегда равна 180 0.. для евклидовой геометрии это – бесспорное утверждение, но в других геометрических системах оно ошибочно. В свое время в качестве примера абсолютной истины Ф.Энгельс, а за ним и другие авторы использовали следующее суждение: «Наполеон умер 5 мая 1821 года». Русский философ А.Богданов попытался доказать относительность этой истины. Какие он выдвигал при этом аргументы?

1. летоисчисление здесь взято по григорианскому календарю, который отставал к 1812 г. от астрономического на 13,5 часов.

2. смерть зафиксирована по прекращении дыхания и сердцебиения; считать это признаками смерти – результат определенной договоренности в медицине, возможно в будущем смерть будет устанавливаться по другим признакам.

3. само понятие «Наполеон» относительно.

Есть немало исследователей, которые отрицают существование абсолютных истин, рассматривая исчерпывающее и неопровергаемое знание как предел, образец, к которому стремится человеческое познание.

Как же можно удостовериться в том, что полученные нами знания истинны, или, говоря по-другому, каков критерий истины? Чтобы ответить на этот вопрос, следует присмотреться к тому, как происходит процесс познания.

Таким образом, истина – это процесс адекватного (верного) отражения действительности в сознании человека. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.

В объективной истине отражается реальное положение вещей, окружающий мир, как он существует вне и независимо от нашего сознания. Объективная истина не зависит ни от человека, ни о человечества в целом, но это не означает, что истина существует в действительности. Истиной характеризуются лишь наши знания о действительности.

В абсолютной истине воплощается бесконечность нашего познания мира, предел, к которому стремится наше знание. Несомненное, неизменное. Достижимо ли такое знание? – Можно ли считать, что утверждение – сумма всех углов треугольника равна 180º? Да, для евклидовой геометрии. Однако, в других геометрических системах оно ошибочно. (2 х 2= 4, огонь жжет).

Относительная истина зависит от реальных исторических условий, в частности от точности или совершенства средств наблюдения или измерения, эксперимента.

Абсолютная и относительная истины – истины объективные. Разница между ними лишь в степени точности и полноте отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом и временем.

Необходимо отметить, что не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т.п.

Возможные критерии истины:

· Соответствие законам логики.

· Соответствие ранее открытым законам той или иной науки.

· Соответствие фундаментальным законам.

· Практика.

· Простота, экономичность формы.

Но главным критерием истины является практика, т.е. материальная предметно-чувственная деятельность человека.

Данное понятие трактуется широко – это и материальное производство, и накопленный опыт, и научный эксперимент. Разумеется, этот критерий тоже не абсолютен. Практика всегда носит конкретно-исторический характер.

Практика (от греч. – praktikos - активный, деятельностный) – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляемая в определенном социокультурном контексте.

Формы практики

· Материальное производство (труд), преобразование природы.

· Социальное действие (реформы, революции, войны и др.).

· Научный эксперимент.

Она всегда развивается, совершенствуется, и то, что недоступно ей сегодня. Будет доступно завтра. Практические нужды вызвали к жизни многие отрасли научного знания. Потребности земледелия и мореплавания вызвали развитие астрономии, геометрии. Производство создает приборы и аппараты для научного исследования, расширяющие познавательные возможности человека. Опыт всего человечества в его историческом развитии, в конечном счете, является «верховным судьей» достоверности наших знаний. Т.Е предметы и явления могут считаться правильными, если с их помощью мы можем сделать те или иные реальные вещи, осуществить целесообразные преобразования.

Однако, признание практики в качестве критерия истины, не является окончательным решением проблемы. Во-первых, практика не может рассматриваться как универсальный критерий истины. Ученый в ходе научной деятельности для подтверждения выдвинутых идей во многих случаях опирается не только на эксперимент, но и на соответствующую теорию. В математических науках обоснование положений всегда завершается теоретическим доказательством: критерием истинности этих положений выступает теория. Во-вторых, если рассматривать практический успех как показатель правильности выдвигаемых теорий, значит придется отказаться от принципа развития знания: если практическую задачу удалось решить, значит, полнота знания о предмете достигнута, получена полная истина.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: