экспериментальной деятельности




Рабочая программа

Кружка по экспериментированию


 

(старший дошкольный возраст)

Воспитатель:

Е.А.Обердерфер

 

 

 

Список детей

 

Время проведения кружка:

Вторник 10.25 – 10.50

 


«Чудеса своими руками»


Программа кружка

По экспериментальной деятельности

Для детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка

Программа составлена с учетом ФГОС.

Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.

Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.

Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.

Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

 

 

Цель программы кружка:

Способствовать формированию и развитию

познавательных интересов детей посредством

опытно-экспериментальной деятельности.

 

Задачи:

  1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
  2. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
  3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
  4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
  5. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
  6. Развивать коммуникативные навыки.

 

Условия реализации:

Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.

Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.

 

 


Оборудование детской лаборатории:

  • Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  • разные виды бумаги, ткани;
  • медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

 

Программа кружка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

 

Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.

 

Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 25минут.

 

Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).

 

Игровые приёмы:

  • моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
  • повтор инструкций;
  • выполнение действий по указанию детей;
  • «намеренная ошибка»;
  • проговаривание хода предстоящих действий;
  • предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;

· фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.

 

 

Ожидаемые результаты:

  • Проявление интереса к исследовательской деятельности;
  • Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
  • Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
  • Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
  • Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
  • Развитие коммуникативных навыков.

Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.

Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать познавательную потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.

Кружок «Чудеса своими руками» расширяет и дает ребенку дополнительные возможности в познании окружающего мира.

 

 

Перспективное планирование

экспериментальной деятельности

В старшей группе.

Месяц Неделя Тема Цель
Сентябрь 1 неделя Мониторинг  
  2 неделя    
  3 неделя «УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЕСОК» Познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку.
  4 неделя «СВОЙСТВА СУХОГО И МОКРОГО ПЕСКА» Закрепить свойства песка, развивать смекалку, наблюдательность.
Октябрь 1 неделя «СОРЕВНОВАНИЕ» Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность.
  2 неделя «СУХАЯ И ВЛАЖНАЯ ПОЧВА» Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву.
  3 неделя «СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ» Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.
  4 неделя «ЧЁРНОЕ И БЕЛОЕ»   Познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку.
Ноябрь 1 неделя 2 неделя «ИМЕЕТ ЛИ ВОДА ЦВЕТ, ВКУС И ЗАПАХ» «ЕСТЬ ЛИ У ВОДЫФОРМА?».   Дать понять детям, что вода это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса
      Уточнить представления детей о том, что вода постоянно меняет форму.Она принимает форму того сосуда, в который её наливают.
  3неделя «КОГДА ЛЬЁТСЯ, КОГДА КАПАЕТ»   Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла.
  4 неделя «В КАКУЮ БУТЫЛКУ БЫСТРЕЕ НАЛЬЁТСЯ ВОДА?» . Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами
Декабрь 1 неделя «ПОЧЕМУ СНЕГ МЯГКИЙ?» Совершенствовать знания детей о снеге.
  2 неделя «ГДЕ ЛУЧИКИ» Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.
  3 неделя «ПОЧЕМУ СНЕГ ГРЕЕТ» Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания
  4 неделя «КАК СНЕГ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ВОДУ»   Показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду.
Январь 1 неделя «ЛЕДЯНОЙ ДОМ» Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты.
  2 неделя «ЗАМЕРЗАНИЕ ЖИДКОСТЕЙ» Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.
  3 неделя «ЛЕДЯНОЙ СЕКРЕТИК» Показать детям свойства льда, выяснить, в чем опасность льда для здоровья.
  4 неделя «ОТКУДА БЕРЕТСЯ ИНЕЙ» Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.
Февраль 1 неделя «ДРУЗЬЯ» . Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность
  2 неделя «МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ?»   Показать детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.
  3 неделя «ИГРАЕМ С КРАСКАМИ».   Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность.
  4 неделя «ОЧИСТКА ГРЯЗНОЙ ВОДЫ»   Дать детям представление об очистке воды.
Март 1 неделя «ПРОКАТИ ШАРИК» Познакомить с движением тела по наклонной и по прямой, развивать наблюдательность, смекалку.
  2 неделя «ТАНЕЦ ГОРОШИН»   Познакомить с понятием «сила движения», развивать смекалку, наблюдательность, любознательность.
  3 неделя «МОЙ ВЕСЁЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ»   Дать понятие, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность.
  4 неделя «ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА» Дать представление о магните и его свойстве притягивать предметы, выявить предметы, которые могут стать магнетическими, используя магнит.
Апрель 1 неделя «ВОРЧЛИВЫЙ ШАРИК» Познакомить с движением воздуха, его свойствами; развивать наблюдательность, любознательность.
  2 неделя «ПОСЛУШНЫЙ ВЕТЕРОК»   Продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать дыхание, смекалку.
  3 неделя   «ВЕСЁЛАЯ ПОЛОСКА» Познакомить со свойствами бумаги и действием на неё воздуха; развивать любознательность.
  4 неделя «ТКАНЬ И ЕЕ СВОЙСТВА» Способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах ткани: плащевая, костюмная, ситец, мешковина и т. д.
Май 1 неделя «УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫЕ СТЕКЛА» Познакомить с прибором-помощником «лупа». Объяснить для, чего человеку нужна лупа. Развивать наблюдательность, любознательность.
  2 неделя «НЕОБЫЧНЫЕ КОРАБЛИКИ»     Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность; усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклом.
  3 неделя «РАДУГА В КОМНАТЕ»   Познакомить детей с природным явлением – радуга.
  4 неделя «ЭФФЕКТ РАДУГИ» Воспитывать бережное отношение к природе.

 

Список литературы

1. Бондаренко Т. М. Экологическое занятие с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ «Учитель» 2004г.

2. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. Я., Белова И. К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: «Баласс», 2003 г.

3. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.

4. Гончарова Е. В., Моисеева Л. В. Технология экологического образования детей подготовительной к школе группе ДОУ. - Екатеринбург: издательство «Центр Проблем Детства», 2002.

5. Гризик Т. Познаю мир. Методические рекомендации по познавательному развитию.

6. Дыбина О. В., Разманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

7. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособие для работников ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

8. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек).- М.: Сфера, 2005.

9. Козлова С. А., Князева О. А., Шукшина С. Е. Мой организм. Методические рекомендации и программы: Я – человек. Для подготовки детей к школе. - Издательство ВЛАДОС, 2000.

10. Комплексное занятие по экологии для старшего дошкольников. Методическое пособие под ред. С. Н. Николаевой. – М. Педагогическое общество России, 2005.

11. Куликовская И. Э.,Совгир Н Н. Детское экспериментирование. - Педагогическое общество России. Москва. 2005.

12. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – Педагогическое общество России, 2005.

13. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой / Дошкольное воспитание. – 2000, № 9, 11,12.

14. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические редакции/ Под ред. Прохоровой Л. Н. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004.

15. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Автор сост.: Киселева А. С., Данилина Т. А. М.: АРКТИ, 2004.

16. Рыжова Н. Я. Я и природа: Учебно–методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС,1996.

17. Рыжова Н. Я. Наш дом – природа: Экологическое воспитание дошкольников. Занятие на экологической тропинке. Рыжова Н.// Дошкольное воспитание, 2000.

18. Рыжова Н. Я. Песок, глина, камни: Экологическое воспитание дошкольников/ Н. Рыжова // Дошкольное воспитание: Ежемесячный научно-методический журнал. – М.,2003. - № 10 -11.

19. Скорлупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Весна». - М. ООО Издательство «Скрипторий», 2000.

20. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». - М. ООО Издательство «Скрипторий», 2000.

21.Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Космос». - М. ООО издательство «Скрипторий», 2000.

22. Смирнова В. В., Балуева Н. И., Парфенова Т. М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. - Издательство РГПУ им. Герцена, 2003.

23. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Кондрыкинской Л. А.- М.: ТЦ Сфера, 2003.

24. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие / Под ред. Прохоровой Л. Н. – М.: АРКТИ, 2003

25.Материалы нтернета.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: