ЛЕКЦИЯ 4. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
ПЛАН
Личностные качества и управленческие способности руководителя.
Сильный и слабый руководитель.
Психологические аспекты работы менеджера.
Вопрос 1. Личностные качества и управленческие способности руководителя
Менеджер включается в предметную деятельность организации как специалист, обладающий квалификаций (знания, умения, навыки) и способностями в какой-то предметной деятельности. Поскольку управление как особая сфера деятельности менеджера все больше инструментализируется и алгоритмизуется, можно также говорить о способностях и квалификации и в отношении структурных компонентов управленческой деятельности. Общей основой развития менеджера как специалиста и как компетентного управленца являются интеллектуальные качества.
Включение менеджера в организацию как социальный институт означает, что ему делегируется право направлять действия других людей. Чтобы направлять других людей, нужно в качестве исходного момента иметь четкую собственную направленность, «вектор» деятельности и волю эту направленность реализовать, невзирая на помехи и противодействия. Поэтому основой включения менеджера в организацию как социальный институт становятся мотивационно-волевые качества.
Наконец, включение менеджера в организацию предполагает эффективное руководство людьми, умение общаться и эффективно строить отношения, т.е. коммуникативные качества.
Интеллектуальные качества.
Интеллект. Он должен быть выше среднего, но не на уровне гениальности. Существенной является способность к решению сложных абстрактных проблем
|
1. Интеллектуальная результативность (устойчивость к нагрузкам интеллектуального характера).
2. Креативность.
3. Широта интересов.
4. Темпы обучения.
Мотивационные и волевые качества.
1. Мотивации достижений.
2. Устойчивость к стрессу.
3. Ориентация на результат (эффективное поведение).
· стремление к успеху (ориентация на достижения, стремление обладать, решительность, доверие к себе);
· осторожность (добросовестность, внимание, точность, признание со стороны окружающих);
· контроль гнева (спокойствие, самообладание, готовность к решению конфликтов, низкий уровень раздражительности).
Коммуникативные качества
1. Коммуникабельность — умение быстро устанавливать контакт с людьми.
2. Эмпатичность — умение сопереживать, улавливать настроение людей, выявлять их установки и ожидания.
3. Способность к интеграции социальных ролей — фактор, определяющий приспособление своего поведения под ролевые ожидания других участников социального контакта. Условием успешного руководства является всесторонний учет руководителем ролевых ожиданий подчиненных.
4. Контактность — способность к установлению позитивных социальных контактов. Этот интегральный фактор обусловлен такими социально-психологическими свойствами личности, как «открытый» характер в общении; стремление к информированности; высокий уровень притязаний; способность устанавливать деловые связи, располагать людей к себе; умение взглянуть на конфликтную ситуацию глазами конфликтующих сторон; способность выслушивать и убеждать.
|
5. Способность к кооперации и групповой работе (рефлексия картины самого себя и своих действий, забота о развитии собственных способностей, ответственное перед самим собой выражение своих идей, интересов и чувств по отношению к окружающему миру, помощь и поддержка окружающих, умственная подвижность и открытость новым идеям, готовность экспериментировать и учиться, общая позитивная установка к групповой работе).
Диагностика и прогнозирование оптимальной личности руководителя - проблема, не решенная с точки зрения психологии до сих пор. Трудность заключается в том, что в условиях чрезвычайно быстрого технического и экономического развития не представляется возможным точно определить условия оптимального поведения в ситуациях, которые в настоящий момент еще неизвестны и прогнозировать которые весьма сложно.
Способности — это индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.
Способности можно классифицировать на:
1. природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей);
2. специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.
Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:
|
a. общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и
специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.);
b. теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;
c. учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении)- талантом;
d. способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.
Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т.е. единством общих способностей, обусловливающих диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.
Способности, как потенциал личности, имеют сложную структуру, включающую:
1. Социальная сторона способностей проявляется в характере общественных отношений, определенном виде деятельности и выбранной специальности, условий жизни и службы и т. п.
2. Психологическая сторона способностей, т. е. особенности протекания психических познавательных, эмоциональных и волевых процессов, проявления свойств и качеств, наличие психических образований и т. д.
3. Физиологическая сторона способностей — это анатомо-физиологические особенности организма и нервной системы человека, это — задатки, которые являются врожденными особенностями.
Основная для человека деятельность — трудовая. В труде способности раскрываются, развиваются. Выполнение трудовой деятельности, с одной стороны, предполагает наличие определенных профессиональных способностей, а с другой, является одним из условий их развития.
Так как профессиональные способности работников есть достояние организации, то отношение к условиям их развития требует самого пристального внимания.
Как развивать способности человека на рабочем месте? Каковы пути создания условий для развития профессиональных способностей?
Один из путей — разнообразие трудовых заданий. Расширение сферы трудовых заданий увеличивает область раскрытия имеющихся профессиональных способностей и дает возможность формироваться новым.
Развитие способностей работника стимулируют такие формы организации труда, как расширение рабочих зон обслуживания, совмещение рабочих профессий в комплексных рабочих бригадах и т. д.
Другое важное обстоятельство развития способностей в трудовой деятельности — разнообразие способов выполнения трудовых заданий, возможность для работника поиска более оптимальных трудовых действий, операций и методов работы.
Способности — это не изолированные образования, а неотъемлемые свойства личности, взаимодействующие со всеми иными личностными качествами и определяемые ими. Развитие способностей неотделимо от развития личности в целом. Развитие способностей и личности — двуединый процесс.
Вопрос об управленческих способностях часто обсуждается в связи с проблемой общей структуры личности руководителя, а иногда — и подменяется ею. Это - наиболее характерная особенность современных взглядов на управленческие способности. В результате такого подхода перечень управленческих способностей оказывается весьма обширным.
Такой подход имеет ряд достоинств: отражает реальную сложность управленческой деятельности, многообразие требований, предъявляемых ею к личности. Недостатком данного подхода является тот факт, что он не дает ответа на вопрос о том, какова структурауправленческих способностей, как они взаимосвязаны, каковы особенности их организации.
Для того, чтобы определить состав управленческих способностей отметим ряд управленческих качеств, которые являются управленческими способностями в собственном смысле, либо способствуют эффективному выполнению управленческой деятельности. Психологическую структуру управленческих способностей можно представить в виде схемы (рис. 2).
Рис. 2. Психологическая структура управленческих способностей
Менеджерские характеристики - категория основных характеристик личности управленца. Все они либо необходимы для управленческой деятельности, либо желательны для нее, поскольку обусловливают высокий уровень ее успешности. Кроме того, они являются и фактором, обусловливающим предпочтение личностью выбора управленческой деятельности, склонность к ней. Эти характеристики подразделяются на две группы:
· биографические характеристики, свойственные «эффективному менеджеру» (социально-статусные, культурно-образовательные, половозрастные и др.);
· личностные качества «эффективного менеджера».
Собственно управленческие способности. Она включает только те свойства, которые непосредственно и наиболее значимо влияют на управленческую деятельность, определяются ее содержанием и требованиями. Данная категория подразделяется на две группы:
· общеуправленческие (или общеорганизационные) способности. Они определяют эффективность данного типа деятельности в целом;
· частные управленческие способности, которые обеспечивают эффективное выполнение ее отдельных функций; решение частных, хотя и важных, задач управления.
Данные категории выделяются по так называемому деятелъностно-функциональному критерию — по тому, какие свойства психики и качества личности требуются для деятельности.
Вместе с тем, в психологии управления существует еще один критерий выделения способностей — структурно-психологический. Согласно ему в основу выделения способностей кладется структура психики. В соответствии с этим критерием, во-первых, различают проявления в управленческой деятельности общих и специальных способностей. Во-вторых, способности структурируются по основным классам психических процессов — когнитивным, регулятивным, коммуникативным, мотивационным, волевым.
Таким образом, общая структура управленческих способностей основана на взаимодополнительном использовании двух критериев — функционально-деятельностного и структурно-психологического. В итоге выделяется три основные категории качеств, которые являются либо непосредственно управленческими способностями, либо влияют на успешность управленческой деятельности.