Вопрос 2. Структура личности подчиненного.




ТЕМА 8. ПЕРСОНАЛ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

ПЛАН

Личность подчиненного как объект управления

Структура личности подчиненного.

Система регуляции поведения и деятельности личности

 

Вопрос 1. Личность подчиненного как объект управления

 

Для всестороннего анализа этого социального фе­номена необходимо развести ряд понятий — «чело­век», «индивид», «личность» и «индивидуальность». Эти понятия не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуаль­ного бытия человека.

Человек — это родовое понятие, указывающее на принадлежность существа к высшей ступени разви­тия живой природы — к человеческому роду. Чело­век — это специфическое, уникальное единство биологического и социального. Как существо биоло­гическое, он подчиняется биологическим и физио­логическим законам. Как существо социальное — он часть социума и продукт общественного развития.

 

В понятии «индивид» выражена родовая принад­лежность человека, то есть любой человек (и новорож­денный, и взрослый на стадии дикости, и высокооб­разованный житель цивилизованной страны) — это индивид. Но, появившись на свет как индивид, чело­век постепенно приобретает особое социальное ка­чество, он становится личностью. Еще в детстве ин­дивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он зас­тает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, то есть как ре­ального человека, не только не похожего на других, но и не так, как они, действующего, мыслящего, страдающего, включенного в социальные связи в ка­честве члена общества, соучастника исторического процесса.

 

В отечественной и зарубежной психологической литературе существует большое количество опреде­лений личности, зависящее от уровня развития личности или методологической позиции автора.

Одним из наиболее удачных является опреде­ление, данное психологом А.В. Петровским. Личнос­тью в психологии обозначается системное (социаль­ное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризу­ющее меру представленности общественных отноше­ний в индивиде.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и осо­бенностей, образующих ее индивидуальность, состав­ляющих своеобразие человека, его отличие от других.


Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств кон-кретного человека. Она проявляется в чер­тах темперамента, харак­тера, в привычках, в преобладающих интересах, в качествах познаватель­ных процессов (восприятия, памяти, мышления, во­ображения), в способностях, в индивидуальном стиле деятельности. Индивидуальность — это непременный и важнейший признак личности. Личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Вопрос 2. Структура личности подчиненного.

 

В структуре лич­ности выделяют следующие составные части:

* психические процессы как основной способ существования психического, его динамические моменты. Они разделяются на:

* познавательные, позволяющие ориентироваться в окружающем мире (ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение, речь, внимание);

* эмоциональные, выражающие отношение к окружающему миру;

* волевые, определяющие саморегуляцию деятельности;

* психические состояния как характеристика психической активности людей в определенных условиях. По доминирующему влиянию на деятельность различают:

* положительные состояния, то есть способствующие решению стоящих задач (готовность к деятельности, подъем, воодушевление и др.);

* отрицательные состояния, то есть затрудняющие решение задач и вообще жизнь (боязнь, сомнения, печаль, раздраженность и др.);

* психические образования как продукты психической активности человека. Ведущими психическими образованиями принято считать знания, умения, навыки, опыт;

* психические свойства как самое важное в человеке, его системное качество. Выделяют следующие психические свойства:

* самосознание, то есть осознание человеком самого себя и своего места в этом мире («Что такое «Я»?»);

* направленность, то есть совокупность устойчивых мотивов, целей, потребностей, идеалов, установок, убеждений («Чего хочет человек? К чему он стремится?»);

* способности, то есть особенности человека, позволяющие ему успешно справляться с тем или инымвидом деятельности («Что может человек?»);

* характер, то есть совокупность устойчивых ин­дивидуальных особенностей, проявляющихся в об­щении, поведении, деятельности («Как человек от­носится к себе, к окружающим и к делу?»);

* темперамент, то есть природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики, протекания психических процессов («Как человек проявляет себя в поведении и деятельности?»).


Для успешного управления деятельностью подчи­ненных необходимо учитывать различные показатели. Одной из наиболее важных характеристик подчинен­ного является его темперамент. Со времен Гиппокра­та и Галена известны четыре основных типа темпера­мента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.

 

Прежде чем дать характеристику каждому типу, выскажем ряд предварительных замечаний:

* во-первых, в чистом виде ни один из типов темперамента практически не встречается. Для каждого человека характерны проявления всех четырех типов темперамента, однако какой-то один из этих типов доминирует;

* во-вторых, темперамент как врожденное свойство малоизменчив на протяжении жизни человека. Об этом нужно всегда помнить и не пытаться изменить темперамент подчиненного. Лучше найти ему такую работу, с которой этот тип подчиненных справляется лучше всего;

* наконец, в-третьих, нет плохих или хороших типов темперамента. Каждый из них имеет свои преимущества и свои недостатки.

 

В качестве иллюстрации к различным типам тем­перамента рассмотрим следующую ситуацию. Четыре работника опоздали на очень важное совещание.

Хо­лерик будет пытаться, во что бы то ни стало, прорваться на совещание. Его искренне будет возмущать поведе­ние секретаря-референта руководителя, не позволя­ющего войти в кабинет. С упорством, достойным луч­шего применения, холерик будет эмоционально объяснять, почему же ему так нужно попасть на совещание.

 

Сангвиник, одарив очаровательной улыбкой сек­ретаря, попытается непринужденно проследовать в кабинет, где проходит совещание. Препятствие в виде секретаря заставит его попытаться зайти еще раз, а затем повернуться и без возражений покинуть при­емную, подумав: «Не получилось, ну и бог с ним. Зайду на перерыве».

 

Флегматик, столкнувшись с проблемой, сильно расстраиваться не станет, неторопливо и спокойно вернется к прерванным делам и будет продолжать их скрупулезно выполнять.

 

Меланхолик будет очень переживать по поводу сво­его опоздания и предпринимать слабые попытки по­пасть на совещание («попытки», потому, что он дол­жен быть на совещании, а «слабые» потому что, появившись на совещании, ему придется отвечать за свое опоздание). Не попав на совещание, он будет переживать о возможных последствиях своего опоз­дания.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: