Организационная структура (сценарий) урока




Урок 37. Средние века: время рыцарей и замков

Цели деятельности учителя Способствовать формированию представлений о средневековых рыцарях и замках; об эпохе средневековья; о религиях, получивших распространение в средние века; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для определения границ знания и «незнания»
Тип урока открытие нового знания
Планируемые образовательные результаты Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, словарем, картой, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные:проявляют ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
методы и формы обучения объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; групповая, фронтальная, индивидуальная
Образовательные ресурсы https://download8.proshkolu.ru https://festival.1september.ru/articles/595171/ https://www.torrentino.com/torrents/378995 https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/konspekt-uroka-okruzhayushchego-mira-po-teme-srednie-veka-vrem
Оборудование Интерактивная доска, компьютер, видеозапись
Основные понятия Средневековье, христианство, ислам, буддизм, правила этикета

организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия на уроке Формируемые умения (универсальные учебные действия) Промежуточный контроль
             
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельно- сти Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала Показ мультфильма «Письма от Феликса. Сезон 1, серия 10. Феликс в средних веках» (производство: Италия, 2002). – О ком этот фильм? – Где побывал Феликс? – А вы хотите там побывать? Хочу пригласить вас сегодня В Средние века. Берлин, Амстердам, Копенгаген Возникли уже тогда. – Эпоха Средневековья открывает много тайн, которые предстоит открыть сегодня на уроке Смотрят мультфильм. Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку Фронтальная, индивидуальная Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность Устные ответы, организация рабочего места
II. Актуализация опорных знаний Проверка домашнего задания: фронтальный опрос – Мы продолжаем путешествие по страницам всемирной истории. Чтобы путешествие было интересным и полезным, вы должны быть внимательными, любознательными и собранными. – вспомним, что такое история. – Назовите этапы истории человечества. – На прошлом уроке мы совершали путешествие Отвечают на вопросы учителя Фронтальная, индивидуальная. Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; поиск и выделение необходи- Устные ответы

Продолжение табл.

             
    в Древний Египет, Грецию и Рим, поэтому вам сейчас предстоит вспомнить про мир древности и ответить на вопросы: – Назовите государства Древнего Мира. – На берегах какой реки возникло Египетское государство? – Что такое иероглиф? – Что вы знаете о богах Ра, Себек, Тот? – Кто такой фараон? – Какие грандиозные постройки умели возводить египтяне? – Как называется самая большая пирамида в Египте? – Назовите храмы Древнего Египта. – Назовите столицу Греции. – Столицей какого государства является город Рим? – Как называется высокий холм с обрывистыми склонами и расположенным на нем архитектурным ансамблем? – Назовите самый знаменитый храм Акрополя. – Назовите древние постройки в городе Риме, которые сохранились до наших дней. – Какой город был погребен под слоем пепла при извержении вулкана Везувий?         Фронтальная, индивидуальная мой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; владеют способами решения проблем творческого и поискового характера; понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности; используют знаково-символические средства представления информации для решения учебных и практических задач. Регулятивные: ориентируются в учебнике; планируют  
III. Изучение Заполнение таблицы «Ве- – Средневековье. Что это? Что бы вы хотели об этом узнать? Отвечают на вопросы. Фронтальная, Устные ответы.

Продолжение табл.

             
нового материала рите ли вы, что…».     Постановка учебной задачи. Рассказ учителя. Работа по учебнику.   – Чтобы более точно ответить на эти вопросы, заполните таблицу:
Верите ли вы, что…
…эпоха Средних веков продолжалась более тысячи лет?  
…в средневековье возникли многие современные города, в том числе и Москва, берлин и т. д.?  
…в Средневековье существовало две религии?  
…в Средневековье жили разные группы населения: горожане, феодалы, крестьяне и рыцари?  
…дом, в котором жили люди в Средневековье, называли дворцом?  
…главным изобретением в Средневековье было книгопечатание?  

 

– определимся с целями урока.

Рассказывает про Средние века .

– Что такое религия? (вера в бога.)

– в таблицах говорится, что было две веры в бога, две религии, так ли это? Вы узнаете, прочитав материал в учебнике (с. 15–17) и заполнив таблицу.

Рассказывает о религиях .

Заполняют таблицу.   Формулируют цели урока. Внимательно слушают. Читают текст, заполняют таблицу. Слушают учителя. индивидуальная. и контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; достигают Заполнение таблицы, сообщение ученика

Продолжение табл.

             
      Сообщение ученика.   Работа по учебнику. Филворд на доске схема: Средневековье Европа Ближний Восток Китай, Япония Христианство Ислам Буддизм церкви мечети буддистские храмы – как вы думаете, какой веры придерживаются русские люди? (христианство.) – Почему? – В Средневековье жили разные группы населения: и горожане, и феодалы, и крестьяне. Но самым ярким представителем этой эпохи были рыцари. О них мы сегодня и поговорим. – Подумайте и скажите, какого человека вы сегодня назвали бы рыцарем? «Рыцарь – это смелый, благородный человек. Рыцарь – это самоотверженный, безупречный человек». (С. И. Ожегов.Толковыйсловарь русского языка.) – Как выглядели замки? – Каковы же были изобретения? – Про главные изобретения узнаете, прочитав статью в учебнике (с. 20). – Очень много появилось в Средние века новых вещей. Решите филворд , и вы узнаете, что изобрели люди в Средневековье Рассматривают схему. Высказывают свои предположения.   Выступает подготовленный ученик.     Читают текст, заполняют таблицу. Разгадывают филворд   Индивидуальная договоренности и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Личностные: осознают ответственность за общее дело; имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве; проявляют уважительное отношение к истории и культуре других народов  

Продолжение табл.

             
IV. Вклю- чение в систему знаний и повторение изученного Закрепление изученного: фронтальный опрос.   Знакомство с правилами этикета. Сообщения учеников.   –Как ученые узнали о жизни людей в Средневековье? –Как изменился облик Европы за время Средневековья? –Какие религии возникли в эту эпоху? –Как назывались здания для молитв? –Кого называли рыцарем? –Для чего строили замки? –Где строили замки? –Какие укрепительные сооружения были у замков? –Это было удобное жилье? –Чем занимались жители замка? –Кто первым нашел способ создать книгу? Что этот человек предложил использовать? –Как назывались металлические буквы? –Какой год считается годом рождения книгопечатания? – Средневековье – это красивая эпоха, оставившая яркий след в истории. Ни одна историческая эпоха не проходит бесследно, есть что-то, чем мы с вами пользуемся и в настоящее время. Например, правила этикета. Правила этикета 1. снимать шапку, когда входишь в дом. Почему? обычай снимать шапку, когда входишь в дом, возник во времена рыцарей, когда они, облаченные в доспехи, постоянно странствовали по стране. Входя в дом, отвечают на вопросы.   Выступают подготовленные учащиеся. Фронтальная, индивидуальная.   Познавательные: осуществляют логические действия; поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Устные ответы, выполненные задания

Продолжение табл.

             
    Задания из электронного приложения к учебнику рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: «Я не опасаюсь тебя». Суровые времена Средневековья прошли, но обычай – входя в комнату, снимать шапку – остался. Этим ты показываешь хозяевам, что уважаешь дом, в который вошел, уважаешь живущих в нем людей. И это им приятно. 2. здороваясь, снимать перчатки. Почему? С тех рыцарских времен идет обычай – здороваясь, снимать перчатку с правой руки. Сняв перчатку, рыцарь показывал, что в руке не зажато оружие, что он относится к встречному доброжелательно. И сейчас ты снимаешь перчатку или варежку из уважения и внимания к товарищу. Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации   Выполняют задания   Индивидуальная Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению предмета  
V. Итоги урока. Рефлексия Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок – В течение урока мы с вами смогли ответить на все поставленные вопросы, заполнить таблицу и многое узнать о жизни в средние века. Но история на этом не заканчивается, и на следующих уроках вам предстоит познакомиться с историей Нового времени и Новейшего времени. – Что же запомнилось и понравилось вам сегодня на уроке? читают вывод в учебнике (с. 21). Отвечают на вопросы учителя. Фронтальная, индивидуальная, групповая Регулятивные: осуществляют рефлексию способов и условий действия; контроль и оценку процесса и результатов деятельности.  

Окончание табл.

             
    – Какие сделали для себя открытия? – Что узнали нового? – А закончить наш урок я предлагаю посвящением. Но обряд этот будет современным. – Я предлагаю девочкам посвятить своих мальчиков в рыцари. Девочки начнут посвящение со слов: «Будь…». (Будь: смелым, верным, воспитанным, порядочным, отважным, справедливым, храбрым, вежливым, добрым, преданным Родине, люби и почитай родителей своих…) Клянитесь рыцарями быть И рыцарство в борьбе добыть!     Мальчики произносят клятву: «Долой и латы, и забрало! Мы – рыцари добра – И в этом наша слава!»   Личностные: осуществляют самооценку на основе критерия успешности; адекватно понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям; оценивают собственную деятельность на уроке  
VI. Домашнее задание Комментарий учителя Учебник, выполнить задания 1–3, с. 21; прочитать текст на с. 15–20 Задают уточняющие вопросы фронтальная Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач  

Ресурсный материал



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: