Урок 37. Средние века: время рыцарей и замков
Цели деятельности учителя | Способствовать формированию представлений о средневековых рыцарях и замках; об эпохе средневековья; о религиях, получивших распространение в средние века; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для определения границ знания и «незнания» |
Тип урока | открытие нового знания |
Планируемые образовательные результаты | Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, словарем, картой, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные:проявляют ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
методы и формы обучения | объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; групповая, фронтальная, индивидуальная |
Образовательные ресурсы | https://download8.proshkolu.ru https://festival.1september.ru/articles/595171/ https://www.torrentino.com/torrents/378995 https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/konspekt-uroka-okruzhayushchego-mira-po-teme-srednie-veka-vrem |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер, видеозапись |
Основные понятия | Средневековье, христианство, ислам, буддизм, правила этикета |
организационная структура (сценарий) урока
|
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельно- сти | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала | Показ мультфильма «Письма от Феликса. Сезон 1, серия 10. Феликс в средних веках» (производство: Италия, 2002). – О ком этот фильм? – Где побывал Феликс? – А вы хотите там побывать? Хочу пригласить вас сегодня В Средние века. Берлин, Амстердам, Копенгаген Возникли уже тогда. – Эпоха Средневековья открывает много тайн, которые предстоит открыть сегодня на уроке | Смотрят мультфильм. Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, организация рабочего места |
II. Актуализация опорных знаний | Проверка домашнего задания: фронтальный опрос | – Мы продолжаем путешествие по страницам всемирной истории. Чтобы путешествие было интересным и полезным, вы должны быть внимательными, любознательными и собранными. – вспомним, что такое история. – Назовите этапы истории человечества. – На прошлом уроке мы совершали путешествие | Отвечают на вопросы учителя | Фронтальная, индивидуальная. | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; поиск и выделение необходи- | Устные ответы |
Продолжение табл.
|
в Древний Египет, Грецию и Рим, поэтому вам сейчас предстоит вспомнить про мир древности и ответить на вопросы: – Назовите государства Древнего Мира. – На берегах какой реки возникло Египетское государство? – Что такое иероглиф? – Что вы знаете о богах Ра, Себек, Тот? – Кто такой фараон? – Какие грандиозные постройки умели возводить египтяне? – Как называется самая большая пирамида в Египте? – Назовите храмы Древнего Египта. – Назовите столицу Греции. – Столицей какого государства является город Рим? – Как называется высокий холм с обрывистыми склонами и расположенным на нем архитектурным ансамблем? – Назовите самый знаменитый храм Акрополя. – Назовите древние постройки в городе Риме, которые сохранились до наших дней. – Какой город был погребен под слоем пепла при извержении вулкана Везувий? | Фронтальная, индивидуальная | мой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; владеют способами решения проблем творческого и поискового характера; понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности; используют знаково-символические средства представления информации для решения учебных и практических задач. Регулятивные: ориентируются в учебнике; планируют | ||||
III. Изучение | Заполнение таблицы «Ве- | – Средневековье. Что это? Что бы вы хотели об этом узнать? | Отвечают на вопросы. | Фронтальная, | Устные ответы. |
Продолжение табл.
|
нового материала | рите ли вы, что…». Постановка учебной задачи. Рассказ учителя. Работа по учебнику. | – Чтобы более точно ответить на эти вопросы, заполните таблицу:
– определимся с целями урока. Рассказывает про Средние века . – Что такое религия? (вера в бога.) – в таблицах говорится, что было две веры в бога, две религии, так ли это? Вы узнаете, прочитав материал в учебнике (с. 15–17) и заполнив таблицу. Рассказывает о религиях . | Заполняют таблицу. Формулируют цели урока. Внимательно слушают. Читают текст, заполняют таблицу. Слушают учителя. | индивидуальная. | и контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; достигают | Заполнение таблицы, сообщение ученика |
Продолжение табл.
Сообщение ученика. Работа по учебнику. Филворд | на доске схема: Средневековье Европа Ближний Восток Китай, Япония Христианство Ислам Буддизм церкви мечети буддистские храмы – как вы думаете, какой веры придерживаются русские люди? (христианство.) – Почему? – В Средневековье жили разные группы населения: и горожане, и феодалы, и крестьяне. Но самым ярким представителем этой эпохи были рыцари. О них мы сегодня и поговорим. – Подумайте и скажите, какого человека вы сегодня назвали бы рыцарем? «Рыцарь – это смелый, благородный человек. Рыцарь – это самоотверженный, безупречный человек». (С. И. Ожегов.Толковыйсловарь русского языка.) – Как выглядели замки? – Каковы же были изобретения? – Про главные изобретения узнаете, прочитав статью в учебнике (с. 20). – Очень много появилось в Средние века новых вещей. Решите филворд , и вы узнаете, что изобрели люди в Средневековье | Рассматривают схему. Высказывают свои предположения. Выступает подготовленный ученик. Читают текст, заполняют таблицу. Разгадывают филворд | Индивидуальная | договоренности и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Личностные: осознают ответственность за общее дело; имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве; проявляют уважительное отношение к истории и культуре других народов |
Продолжение табл.
IV. Вклю- чение в систему знаний и повторение изученного | Закрепление изученного: фронтальный опрос. Знакомство с правилами этикета. Сообщения учеников. | –Как ученые узнали о жизни людей в Средневековье? –Как изменился облик Европы за время Средневековья? –Какие религии возникли в эту эпоху? –Как назывались здания для молитв? –Кого называли рыцарем? –Для чего строили замки? –Где строили замки? –Какие укрепительные сооружения были у замков? –Это было удобное жилье? –Чем занимались жители замка? –Кто первым нашел способ создать книгу? Что этот человек предложил использовать? –Как назывались металлические буквы? –Какой год считается годом рождения книгопечатания? – Средневековье – это красивая эпоха, оставившая яркий след в истории. Ни одна историческая эпоха не проходит бесследно, есть что-то, чем мы с вами пользуемся и в настоящее время. Например, правила этикета. Правила этикета 1. снимать шапку, когда входишь в дом. Почему? обычай снимать шапку, когда входишь в дом, возник во времена рыцарей, когда они, облаченные в доспехи, постоянно странствовали по стране. Входя в дом, | отвечают на вопросы. Выступают подготовленные учащиеся. | Фронтальная, индивидуальная. | Познавательные: осуществляют логические действия; поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. | Устные ответы, выполненные задания |
Продолжение табл.
Задания из электронного приложения к учебнику | рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: «Я не опасаюсь тебя». Суровые времена Средневековья прошли, но обычай – входя в комнату, снимать шапку – остался. Этим ты показываешь хозяевам, что уважаешь дом, в который вошел, уважаешь живущих в нем людей. И это им приятно. 2. здороваясь, снимать перчатки. Почему? С тех рыцарских времен идет обычай – здороваясь, снимать перчатку с правой руки. Сняв перчатку, рыцарь показывал, что в руке не зажато оружие, что он относится к встречному доброжелательно. И сейчас ты снимаешь перчатку или варежку из уважения и внимания к товарищу. Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации | Выполняют задания | Индивидуальная | Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению предмета | ||
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – В течение урока мы с вами смогли ответить на все поставленные вопросы, заполнить таблицу и многое узнать о жизни в средние века. Но история на этом не заканчивается, и на следующих уроках вам предстоит познакомиться с историей Нового времени и Новейшего времени. – Что же запомнилось и понравилось вам сегодня на уроке? | читают вывод в учебнике (с. 21). Отвечают на вопросы учителя. | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Регулятивные: осуществляют рефлексию способов и условий действия; контроль и оценку процесса и результатов деятельности. |
Окончание табл.
– Какие сделали для себя открытия? – Что узнали нового? – А закончить наш урок я предлагаю посвящением. Но обряд этот будет современным. – Я предлагаю девочкам посвятить своих мальчиков в рыцари. Девочки начнут посвящение со слов: «Будь…». (Будь: смелым, верным, воспитанным, порядочным, отважным, справедливым, храбрым, вежливым, добрым, преданным Родине, люби и почитай родителей своих…) Клянитесь рыцарями быть И рыцарство в борьбе добыть! | Мальчики произносят клятву: «Долой и латы, и забрало! Мы – рыцари добра – И в этом наша слава!» | Личностные: осуществляют самооценку на основе критерия успешности; адекватно понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям; оценивают собственную деятельность на уроке | ||||
VI. Домашнее задание | Комментарий учителя | Учебник, выполнить задания 1–3, с. 21; прочитать текст на с. 15–20 | Задают уточняющие вопросы | фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач |
Ресурсный материал