Мордохович Анна Григорьевна




ЧУ ООВО ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И КУЛЬТУРЫ

Кафедра экономики и менеджмента


РЕФЕРАТ

На тему: «Дуализм»

По дисциплине философия


Студентка 1 курса

Очно-заочной формы обучения

Факультет менеджмента

Мордохович Анна Григорьевна

«____»______________ 2019 г.

Подпись ____________________

 

Научный руководитель:

Доцент, кандидат исторических наук

Круцко Владимир Григорьевич

«____»______________ 2019 г.

Подпись _____________

 


 

 

Москва – 2019 г.


Содержание

Содержание. 2

Введение. 3

Платон. мир идей и мир действительности. 4

Р. Декарт. Бог и дьявол, Бог и мир, дух и материя, природа и дух, душа и тело, мышление и протяженность 6

Г. В. Лейбниц. Реальный мир и возможный. 8

И. Кант. Ноуменальное и феноменальное. 11

Заключение. 14

Список литературы.. 15

 


 

Введение

Дуализм – это философское направление, сосуществование двух различных, несводимых к единству состояний, принципов, образов мыслей, мировоззрений, волеустремлений, познавательных принципов.

Этот термин ввел немецкий философ Х. Вольф. Это означает признание двух субстанций: материальной и духовной. Самым крупным выразителем дуалистической позиции является Рене Декарт. Он разделял бытие на мыслящую субстанцию (дух) и протяженную (материю).

Дуализм философов:

· Платон. Мир идей и мир действительности.

· Р. Декарт. Бог и дьявол, Бог и мир, дух и материя, природа и дух, душа и тело, мышление и протяженность

· Г. В. Лейбниц. Реальный мир и возможный

· И. Кант. Ноуменальное и феноменальное.

Теперь разберем каждое учение философов по этим субстанциям.

Платон. мир идей и мир действительности.

Платон определил основную задачу философии. Предмет науки как познание мира идей, оно возможно лишь посредством диалектического процесса мышления, как процесса образования и разделения понятий, и выявление их совместимости с предметным миром.

Так появляется 2 метода познания:

· Чувственный (неподлинный)

· Понятийно-мысленный (подлинный)

Платон решает основные вопросы философии идеалистически. Материальный мир, окружающий нас, который мы познаем своими чувствами и произведен от мира идей, так как материальный мир вторичен. Все явления и предметы этого мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются, а сами же идеи не измены, не подвижны и вечны, поэтому Платон признает эти свойства действительным бытием и возводит в ранг единственного предмета подлинно истинного познания.

В досократовской философии вопрос о познаваемости мира вообще не упоминался. Заслуга Платона в том, что он в отличие от своих предшественников обратил особое внимание на недостатки чувственного восприятия (и соответственно основанного на нем обыденного сознания). Восприятие представляет нам вещи не такими, какими они есть «на самом деле», а такими, какими они кажутся нам (или нашим органам чувств). Но, выявив недостаточность чувственного восприятия, Платон пошел не по пути установления диалектической связи ощущений (чувств) и теоретического мышления (разума), а по пути их противопоставления, утверждая, что чувства не могут быть источником истинного знания, но лишь побудителем, способствующим тому, что разум обращается к познанию истины: «…на пределах ведения идея блага едва созерцается; но, будучи предметом созерцания, дает право умозаключать, что она во всем есть причина всего правого и прекрасного, в видимом родившая свет и его господина, а в мыслимом сама госпожа, дающая истину и ум… ».

Однако, Платон не смог дать однозначное объяснение характера этой связи. Он рассматривал чувственные вещи как сходные с идеями и возникшие в силу подражания им, иногда как "причастные" идеям. В ряде высказываний он говорит, что идеи - это образцы, а прочие вещи подходят к ним и становятся подобиями, так, что сама их причастность к идеям есть ничто иное, как уподобление им. Идеи, с точки зрения Платона, можно рассматривать как цели вещей. Для объяснения многообразия чувственного мира Платон вводит понятие материи. Материя, по Платону, это первичный материал, то, из чего делают все чувственно-существующие вещи. Платон считает, что материя может принять любую форму потому, что она совершенно бесформенна, неопределенна ("апейрон"), как бы только возможность, а не действительность.

Р. Декарт. Бог и дьявол, Бог и мир, дух и материя, природа и дух, душа и тело, мышление и протяженность

Декарт дает объяснения о природе, говоря, что дав ему материю и движение, то он покажет, как устроена Вселенная. Высказывание дает понять, что в создании природы нет ничего сверхъестественного, так же и с животным миром. А что касается деятельности человеческой души, то он утверждал, что это нельзя объяснить из механических принципов. Особенность души заключается в том, что она способна принять в себя любое содержание и адаптироваться к любой наличной форме деятельности. Следовательно, душа представляет собой особую материальную сущность, то есть духовную субстанцию божественного происхождения. Декарт Рене в своих работах меняет слово anima (душа) на слово mens (дух), подчеркивая: «душа человека – это идея, что в ней нет ни одного атома материи».

Рене дает определение слову «дух». «Дух – это субстанция, коей присуще непосредственное мышление». И при этом определение ничего не дает, так как Декарт определяет «субстанцию», как нечто, приписываемое любое свойство.

Дальше возникает проблема связана она с движением нашего мышления и с формами самого внешнего мира: если они совпадают, то как? И если не совпадают, то само познание и объективное знание недостижимы. На что Рене дает ответ, что никто, кроме Бога не сможет согласовать движение разума и действительности, потому что душа и материя, мышление и протяжение совершенно разнородные субстанции, они не могу взаимодействовать по законам естественной причинности, следовательно это чудо, а чудо может творить только Бог.

Дальше Декарт ввел понятие для слова «мышление», до которого не удается подняться многим современным философам и психологам. Он отходит от собственного механицизма и точно определяет существенные отличия для человеческого мышления и машины. Основное отличие мышления является его универсальность. Декарт Р. пишет: «В то время как разум – универсальное орудие, могущее служить при самых разных обстоятельствах, органы машины нуждаются в особом расположений, чтобы она могла действовать во всех случаях жизни так, как нас заставляет действовать наш разум». А второе отличие является, хотя Декарт называет его первым, осмысленная речь. "С помощью этих же двух средств, - пишет он, - можно узнать разницу между человеком и животным, ибо замечательно, что нет людей настолько тупых и глупых, не исключая и полоумных, которые не были бы способны связать несколько слов и составить из них речь, чтобы передать мысль. И напротив, нет ни одного животного, как бы совершенно оно ни было и в каких бы счастливых условиях ни родилось, которое могло бы сделать нечто подобное. Это происходит не от недостатка органов, ибо сороки и попугаи могут произносить слова, как и мы, но не могут, однако, говорить как мы, т. е. показывая, что они мыслят то, что говорят, тогда как люди, родившиеся глухонемыми и лишенные, подобно животным, органов, служащих другим людям для речи, обыкновенно сами изобретают некоторые знаки, которыми они объясняются с людьми, постоянно находящимися рядом с ними и имеющими досуг изучить их язык"


 

Г. В. Лейбниц. Реальный мир и возможный.

Лейбниц в своих работах соединяет античные, средневековые и современные ему учения, характеризуя как перспективный центр, где примиряются различные направления философии.

Критерия истины и объективности использует логическое доказательство, то есть использование правил обычной логики. Пример: предписание принимать за достоверное лишь то, что подтверждено надежным опытом или строгим доказательством. Лейбниц принимал принцип очевидности, только в отличие от Декарта, не от человеческого Я, а от Бога.

Важными требованиями предложенной Лейбницом для философских рассуждений:

· непротиворечивость всякого возможного или мыслимого бытия (закон противоречия);

· логическое преобладание возможного перед действительным (существующим); возможность бесчисленного множества непротиворечивых «миров»;

· достаточную обоснованность того факта, что существует именно данный мир, а не какой-либо другой из возможных, что происходит именно данное событие, а не другое (закон достаточного основания, см. принцип достаточного основания);

· оптимальность (совершенство) данного мира как достаточное основание его существования.

«Лейбниц занимает промежуточную позицию: отрицая врожденные идеи Декарта и тезис Локка о том, что душа новорожденного ребенка есть "чистая доска", Лейбниц утверждает наличие у человека врожденной способности к восприятию ряда важнейших идей ("Я", "тождество", "бытие" и т.п.).»

Лейбниц, соединил в своем философском учении – монадологии – элементы объективного и субъективного идеализма. К объективным идеалистам его можно отнести потому, что он предполагает исходное существование Бога (первичной монады), и именно Бог является творцом реальности. Но, с другой стороны, Лейбница можно назвать и субъективным идеалистом, поскольку он трактует материальный мир как иллюзию, а сотворенное Богом бытие оказывается у него совокупностью монад – духовных атомов, способных к восприятию, и в своем развитии дорастающих до стадии человеческого сознания. И именно эти духовные атомы оказываются в философии Лейбница главным объектом исследования.

Монада – это духовная субстанция, она активна, ее деятельность состоит в смене восприятий (перцепций) и определяется стремлением к новым восприятиям. Имея неизменную природу, все монады отличны одна от другой, различаясь имеющимися у них восприятиями.

Чувственно воспринимаемый мир (телесный, физический, материальный) оказывается при таком подходе всего лишь феноменом нашего восприятия. Но так как данный феномен порождают все монады, то иллюзорные представления о мире Лейбниц считал "хорошо обоснованными" (тем самым оправдывается существование естественных наук).

К идее иллюзорности, феноменальности материального мира Лейбниц пришел постепенно. Анализируя важнейший атрибут материи у Декарта – свойство протяженности, или пространство, он отмечает, что пространство – это всего лишь порядок одновременно сосуществующих вещей, а значит, это нечто такое, что рождается из взаимоотношения вещей. Следовательно, пространство (протяженность) – не онтологическая сущность, не самостоятельный объект, а лишь отношение между вещами, а значит, производное от вещей представление, которое мы фиксируем в своем сознании. Аналогично он рассуждает и относительно времени. Отсюда вывод, что, если бы не было живых созданий, пространство и время существовали бы только в уме Бога.

Рисунок 1. Иерахия монад.

 

 

Развитие монад следует закону непрерывности: природа не делает скачков. Высшие ступени занимают монады, способные не только к восприятию (перцепции), но и самосознанию (апперцепции). К ним относится дух (интеллект) человека. Развитие всех монад идет по принципу «предустановленной гармонии» - плану, заранее заложенному в структуру бытия Богом.


И. Кант. Ноуменальное и феноменальное.

Кант является основоположником немецкой классической философии. Его развитие в философии делиться на «докритический» и на «критический».

В первом периоде Канта интересовали естественно-научные вопросы, а во втором периоде его интересовали общефилософские вопросы: проблемы бытия, сознание человека и так далее. Согласно Канту, субъект и объект настолько сильно отличаются друг от друга, что о их какой-либо сходстве не может быть и речи.

Если говорить про период «критический», то можно сказать, что И. Кант составляет учение о явлениях и о вещах, как они существуют сами по себе – «вещах в себе». Он опубликовал три «Критики»: «Критики чистого разума», «Критика практического разума», «Критики способности суждения». Так начинается познание, что «вещи в себе» влияют на органы внешних чувств и вызывают в нас ощущения. Люди познают мир не так, как он есть на самом деле, а как он им являются знанию доступны только явления вещей (феномены). мир ноуменов (мир «вещей в себе») содержательно не познается человеческим разумом. Все попытки его познать обречены на провал, благодаря неразрешимым противоречиям.

Он был убежден тем, что идеи пространства и времени человеку известны прежде восприятий. Они идеальны, а не реальны, а то есть неоригинальная, самодостаточная сущность. Чувственные ощущения соединены между собой посредством суждений. В основе чего лежат категории(общие понятия), они несут «чисто логические» формы, которые характеризует «чистое мышление», а не его предмет.

Рисунок 2. Категории рассудка.

Соединение этих категорий создает предметность. Рассудок сам проектирует предмет. Человечество само познает, то что создает, в этом заключается суть трансцендентального субъекта. Категории рассудка можно использовать только на полученном опыте, поскольку если применять их для понимания «вещей в себе», то это приведет к провалу.

Учение о знании держится на теории суждения – знания выражаются в суждении.

Виды суждений
Аналитический Синтетический
не дается нового знания о предмете позволяют осуществлять синтез рассудка и данных чувственного восприятия, опыта

 

Философские суждения для Канта априорные синтетические суждения, то есть существует необходимость и строгая всеобщность, как основные характеристики самих знаний.

Наши знания – это духовная конструкция, возведенная воображением из материала чувственных восприятий и каркаса доопытных логических категорий. Трансцендентальная философия – это не теория «врожденных идей», т.к. в таком случае они были бы лишены познавательной силы. Человек тянется к познанию уже обладает получившиеся до него познавательными формами.

В теории познания Кант рассматривает антрополлогические проблемы. Делает акцент на такой феномен духа, как трансцендентальная апперцепция. Трансцендентальная апперцепция – это единство сознания, которое составляет условие всякого познания, первоначально чистое и постоянное сознание, служащая условиям единства мира явления, получающего от него свои формы и законы. Единство не является результатом опыта, оно является условием его возможности. Кант отличал трансцендентальную апперцепцию от единства, характеризующего эмпирическое Я и состоящего в отнесении сложного комплекса состояний сознания к нашему Я как его центру, что необходимо для объединения всего многообразия, данного в опыте и образующего содержание всех переживаний Я.

Кант считал, что человек живет в двух мира, где с одной стороны человек часть мира явлений, где характер определяется по его склонностям, по его страсти и по условиям, в которых он действует. А с другой стороны у человека есть мир, где бессильны случайные, непостижимые и непредвидимые ни импульсы у самого человека, ни стечение обстоятельств. Следовательно Кант делает вывод, что свобода и есть и ее нет. Из этого вытекает другой вывод: Бог – «абсолютно необходимая сущность». Искренне верить в Бога – значит быть добрым, значит быть вообще истинно нравственным.

Понятие идеи у Канта – не сверхчувственная сущность (как у Платона), а представление о цели, к которой стремится наше познание.

Мир явлений – детерминирован механистически, в нем нет места субстанции.

С помощью категории субстанции строится мир опыта.

Субстанция – неделима.

Мир явлений – бесконечно делим.


 

Заключение.

После всего выше написанного можно сделать вывод. Дуализм очень многогранное направление и бесконечно тем, что доказать что-то из этих субстанций сложно и мало вероятно. Примером может послужить несогласие Канта с учением и рассуждением Декарта. Так же здесь можно, как согласиться со всеми философами и одновременно не согласиться, потому что если говорить о платоновском дуализме, то там проблема связана с тем, что, хотя он и говорит о заключенности души в теле, но он не дает четкого объяснения связи между конкретной душой и конкретным телом. Проблема Декарта состояла в том, как могли бы взаимодействовать две столь разные вещи, как мышление и протяжение. Получается, что проблема дуализма идет из-за того что, как сознаение, так и мышление, в широком их толковании, кажутся слишком отличительными от всего физического, и не существует единодушия в том, как обрисовать таких существ, которые наделены как сознанием, так и телом, чтобы это удовлетворяло нас в плане единства.


 

 

 

Список литературы

(Декарт) Указ. соч.

Тарасов, А. Г. (2007). Декарт о природе души: "Мыслящая субстанция" или "идея тела"? Научные ведомости Белгородского государственного университета., 24-30.

Студми. Учебные материалы для студентов. (2013 - 2019). Получено из Студми.: https://studme.org/56272/filosofiya/leybnits_leibniz

Дуализм. Философский словарь. (2012-2019). Получено из https://www.harc.ru/slovar/682.html

Лосев, А. Ф. (1993). Бытие, имя, космос. Москва.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: