Объективная сторона состава




Статья 169. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности

 

Объект преступления

2. Объект преступления - экономические отношения, основанные на принципе свободы экономической деятельности, закрепленном Конституцией РФ. Под принципом свободы экономической деятельности понимается принцип, провозглашенный ст. 34 Конституции РФ: "Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности".

Общественная опасность анализируемого преступления состоит в произволе государственных должностных лиц по отношению к предпринимателям и представителям иных хозяйствующих субъектов, в нарушении прав последних в законной экономической или иной деятельности.

4. Воспрепятствование незаконной деятельности (например, производству наркотиков) не наказуемо.

5. Понятие предпринимательской деятельности дается в ст. 2 ГК РФ: "Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке".

9. Преступным является воспрепятствование законной деятельности любых юридических лиц, вне зависимости от того, какие цели деятельности они преследуют.

10. под состав, предусмотренный ст. 169 УК РФ, подпадает не только воспрепятствование непредпринимательским видам экономической деятельности (осуществлению частных практик, например), но и воспрепятствование законной неэкономической деятельности (например, социальной, благотворительной, политической, иной).

Вряд ли это законодательное решение может быть признано удачным по двум основным причинам:

1) гл. 22 УК РФ посвящена преступлениям в сфере экономической деятельности, соответственно, законодательно точно определена область действия размещенных в ней уголовно-правовых норм: экономическая, а не какая-либо иная деятельность. Воспрепятствование иной законной деятельности вполне может влечь ответственность по другим составам и главам УК РФ, например по составам должностных преступлений (при наличии последствий и других необходимых признаков);

2) вызывает возражение чрезмерная криминализация деяний, которые далеко не всегда очевидно и реально общественно опасны. Часть 1 ст. 169 УК РФ сформулирована как так называемый формальный состав; деяние является преступным вне зависимости от того, наступили ли какие-либо последствия, и того, какими мотивами руководствовался виновный.

 

Объективная сторона состава

 

11. Объективная сторона состава заключается в воспрепятствовании законной предпринимательской или иной деятельности - создании условий и обстоятельств, которые или вообще не позволяют заниматься предпринимательской или иной деятельностью законно, или существенно ее затрудняют, ограничивают.

12. Формы преступного воспрепятствования названы в законе:

1) неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;

2) уклонение от их регистрации;

3) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на определенную деятельность;

4) уклонение от его выдачи;

5) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы;

6) незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Формы альтернативны и самостоятельны; для оконченного преступления достаточно совершения действий, подпадающих хотя бы под одну из названных выше форм.

 

 

Неправомерный отказ в регистрации

индивидуального предпринимателя или юридического лица

 

13. Неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица - преступное нарушение общего порядка регистрации субъектов предпринимательской деятельности.

14. При этом регистрация (государственная регистрация) индивидуальных предпринимателей и юридических лиц понимается широко - и как регистрация первичная, и как регистрация последующих принципиальных изменений правового статуса индивидуального предпринимателя или юридического лица.

29. В соответствии с п. 1 ст. 51 ГК РФ отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом. В государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя может быть отказано в законном порядке:

1) если не представлены определенные Законом о госрегистрации юридических лиц необходимые для государственной регистрации документы;

2) если документы представлены в ненадлежащий регистрирующий орган;

3) если в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (отказ в регистрации реорганизуемых юридических лиц);

4) не утратила силу прежняя государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

(…)

При этом решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, перечисленные выше. Во всех других случаях отказ в государственной регистрации является неправомерным.

30. Неправомерным, исходя из изложенного, будет, например, отказ в регистрации:

1) по личным мотивам (из-за мести, личной неприязни, ненависти и т.д.);

2) без объяснения, хотя были представлены все необходимые документы. На необходимость мотивации отказа указано, например, в ст. 16 Закона о банках: "Решение об отказе в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций сообщается учредителям кредитной организации в письменной форме и должно быть мотивировано";

3) в связи с отсутствием документов, представление которых не требуется законодателем (например, гарантийных писем, подтверждающих местонахождение предприятия);

4) в связи с тем, что предприятий подобного профиля в регионе достаточное количество;

5) обоснованный необходимостью соответствия учредительных документов требованиям, не предусмотренным законом (например, требование нотариального удостоверения документов в не предусмотренных законом случаях);

6) из-за неявки заявителя на регистрацию;

7) в связи с отказом зарегистрировать индивидуального предпринимателя по месту его жительства;

8) отказ в регистрации политической партии из-за ошибок или неточностей в программе политической партии. Последняя, согласно п. 3 ст. 20 Закона о партиях, представляется исключительно для сведения федерального уполномоченного органа, и федеральному уполномоченному органу запрещается требовать от политической партии внесения каких-либо изменений в ее программу;

9) отказ в регистрации благотворительной организации в связи с тем, что юридический адрес для нее представляет собой место жительства конкретного физического лица.

10) отказ в регистрации общественного объединения в связи с нецелесообразностью его создания. В ст. 23 Закона об общественных объединениях отмечено: "Отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания не допускается" и т.д.

31. Следует разграничивать отказ в принятии документов на государственную регистрацию и отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица. Отказ в регистрации предполагает официальный отказ уполномоченного должностного лица осуществить регистрацию. Незаконный отказ в принятии документов на регистраци ю подпадает под другую форму воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности - уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица.

 

Уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя

или юридического лица

32. Уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица представляет собой завуалированный отказ в государственной регистрации предпринимательской или иной деятельности. Оно заключается, например, в неоднократном отказе должностного лица принять документы на регистрацию под предлогами недостатка документов, несоответствия их формы предъявляемым требованиям, загруженности работой, отсутствия компетентных должностных лиц и т.п.; в незаконном и неоднократном продлении сроков регистрации; в умышленной утрате учредительных документов; в затягивании процесса регистрации путем систематического истребования новых документов и т.п.

33. Эту форму воспрепятствования, а также уклонение от лицензирования следует разграничивать с административным правонарушением, предусмотренным в ст. 14.25 КоАП РФ "Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". По ч. 1 этой статьи административным штрафом наказывается несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц или об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Несвоевременное внесение записей в реестр предполагает, что состоялось положительное решение регистрирующего органа о государственной регистрации любого вида, однако в нарушение закона соответствующие записи в реестр внесены не были. При уголовно-наказуемом воспрепятствовании решение о государственной регистрации отсутствует.

 

Неправомерный отказ в выдаче специального разрешения

(лицензии) на осуществление определенной деятельности

 

37. Под лицензией, которая выступает предметом этой формы деяния, следует понимать специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

38. Лицензируемым считается вид деятельности, на осуществление которого на территории России требуется получение лицензии (ст. 2 Закона о лицензировании). Это такие виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

42. Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Федеральным законом (ст. 9 Закона о лицензировании).

43. Закон предусматривает законные основания для отказа в выдаче лицензии:

а) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

б) несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям (ст. 9 Закона о лицензировании).

44. Соответственно, отказ должностного лица лицензирующего органа в выдаче лицензии соискателю по другим основаниям, например в связи с достаточным количеством в регионе предпринимателей подобного профиля, квалифицируется как преступное воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности.

45. Неправомерный отказ в выдаче лицензии на осуществление определенного вида деятельности выражается также в следующих действиях:

- в отказе выдать лицензию без обоснования, несмотря на предоставление всех необходимых документов и положительное экспертное заключение;

- в отказе на основании сфальсифицированного отрицательного экспертного заключения;

- в отказе в связи с необходимостью проведения экспертизы и отсутствием средств или необходимых специалистов или загруженностью последних;

- в отказе в связи с отсутствием (непредставлением) документов, представление которых не требуется;

- в отказе, обоснованном величиной объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии. Подобное запрещено п. 3 ст. 9 Закона о лицензировании.

46. Приостановление действия лицензии или ее аннулирование не подпадают под неправомерный отказ. Однако незаконное осуществление этих действий также может быть расценено как преступное воспрепятствование предпринимательской или иной деятельности, поскольку полностью подпадает под другую ее форму - иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.

 

Уклонение от выдачи лицензии

 

47. Уклонение от выдачи лицензии имеет место, когда у заявителя без оснований не принимают документы на лицензирование; когда, не отказывая в лицензировании, систематически требуют представления документов, не предусмотренных законом; при умышленной утрате представленных документов и т.п.

51. Соответственно, умышленное затягивание установленного срока, откладывание должностным лицом решения вопроса о лицензировании может быть расценено как уклонение от выдачи лицензии.

 

Ограничение прав и законных интересов

индивидуального предпринимателя или юридического лица

в зависимости от организационно-правовой формы

 

52. Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы означает незаконное уменьшение правоспособности лиц и организаций; создание препятствий для осуществления отдельных прав одним хозяйствующим субъектам за счет создания преимуществ другим субъектам.

54. Именно организационно-правовая форма является причиной ограничения прав и законных интересов предпринимателя или юридического лица. Дискриминационные действия по другим основаниям следует квалифицировать по другой форме ст. 169 УК РФ: как незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.

55. Конкретных разновидностей проявления этой формы преступления на практике может быть неограниченно много: отказ государственных банков выдавать льготные кредиты предпринимателям без образования юридического лица или кредитовать унитарные предприятия; назначение частых аудиторских проверок общественных организаций; аннулирование лицензий на ведение определенных видов деятельности всем предприятиям, кроме, например, акционерных обществ; ограничение деятельности производственных кооперативов территориально или по времени; навязывание ущемляющих законные интересы коммерческих организаций условий договоров и т.п.

56. Способы ограничения прав законодателем не оговорены; они могут быть любыми. Способом, в том числе, могут выступать и действия, влекущие самостоятельную уголовную ответственность, например, по ст. ст. 178, 179, 215.1 УК РФ, и др. Поскольку названные действия не предусмотрены в ст. 169 УК РФ в качестве обязательных элементов преступного деяния, они требуют дополнительной квалификации.

 

Незаконное ограничение самостоятельности

либо иное незаконное вмешательство в деятельность

индивидуального предпринимателя или юридического лица

 

57. Незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица проявляется, например, в незаконных принудительном разделении юридического лица, расторжении договоров как якобы не соответствующих требованиям антимонопольных органов, в установлении ограничений объемов производства или сбыта произведенной продукции, в навязывании невыгодных условий страхования, в незаконном применении льготного налогообложения, в незаконном изъятии у юридического лица земельного участка, в незаконном и безосновательном изъятии работниками правоохранительных органов документов и материальных ценностей предпринимателей или юридических лиц, в наложении запретов на осуществление какой-либо деятельности или на поддержание коммерческих отношений с каким-либо хозяйствующим субъектом, в принудительном "устраивании" на работу в организацию нужных виновному лиц либо, напротив, в принудительном выводе из числа учредителей или руководителей организации неугодных лиц и т.п.

 

***

58. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности окончено с момента совершения действия или с момента наказуемого бездействия: отказа или уклонения от государственной регистрации, отказа либо уклонения от лицензирования, ограничения прав или законных интересов потерпевшего, незаконного ограничения его самостоятельности, иного незаконного вмешательства в его деятельность.

60. Из числа проблем квалификации, возникающих по объективной стороне воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности, следует выделить две наиболее сложные.

Первая связана с тем, что в действиях должностных лиц возможны ситуации сочетания правомерных и неправомерных действий: имея, например, предусмотренные законом основания для отказа в государственной регистрации или в лицензировании, должностное лицо не принимает документы, одновременно требуя за совершение указанных действий взятку. Есть ли здесь неправомерный отказ в регистрации или лицензировании, о котором говорится в ст. 169 УК РФ? Представляется, на поставленный вопрос можно ответить только отрицательно. Если имели место законные основания для отказа в регистрации или лицензировании (при наличии, например, в документах не соответствующей действительности информации), предпринимательская или иная деятельность не могла быть официально подтверждена и отказ должен быть признан правомерным. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности отсутствует.

О вымогательстве взятки применительно к ч. 4 ст. 290 УК РФ говорить, видимо, нельзя, поскольку виновный не угрожает причинением вреда законным интересам лица.

Действия должностного лица следует квалифицировать как подстрекательство к даче взятки за совершение им заведомо незаконных действий и одновременно как приготовление к получению взятки за незаконные действия.

61. Вторая проблема в рамках объективной стороны заключается в разграничении форм преступного воспрепятствования между собой. Неправомерный отказ в регистрации или лицензировании и уклонение от совершения этих действий сходны между собой. Как расценить ситуацию, когда должностное лицо под различными, не соответствующими закону предлогами систематически не принимает документы на государственную регистрацию или, положим, продляет срок регистрации, когда такая возможность законом не предусмотрена? Представляется, что здесь имеет место уклонение от регистрации или от лицензирования. Законодатель употребляет этот термин для характеристики одной из форм воспрепятствования, чтобы подчеркнуть характер неправомерных действий виновного должностного лица; объективная сторона растянута во времени, преступное деяние выражается не одномоментно, а серией действий, в совокупности составляющих воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности.

62. Разграничивать необходимо и такие формы состава, как ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица и ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в их деятельность. Ограничение прав и законных интересов есть не что иное, как о граничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица; и то, и другое представляют собой незаконное вмешательство в их деятельность. Так, ограничив право юридического лица или индивидуального предпринимателя на заключение контрактов (договоров) с какой-либо фирмой, должностное лицо, без сомнения, ограничивает самостоятельность хозяйствующего субъекта и одновременно незаконно вмешивается в его деятельность.

63. Если воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности связано с незаконным участием должностного лица в предпринимательской деятельности, например конкурирующего хозяйствующего субъекта, оно дополнительно привлекается к уголовной ответственности по ст. 289 УК РФ.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: