ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ




ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫИ ПРИНЦИПЫГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ……………………………………………………5
1.1 Понятие государственной службы в Российской Федерации и её система
1.2 История института государственной службы

 

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ…………………………….12

2.1 Виды государственной службы и её принципы
2.2 Понятие и виды государственных служащих

 

ГЛАВА 3. ПРОХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫВ РФ……..17
3.1 Поступление на гражданскую службу. Служебный контракт
3.2 Прохождение государственной службы
3.3 Порядок оставления государственной службы

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...26

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Государство, являясь органом управления делами общества, осуществляет многообразную деятельность, а именно, выполняет различные задачи и функции.

Функции государства выражаются в осуществлении государственного управления. Государственное управление - это целенаправленная деятельность государства в лице его органов и должностных лиц по упорядочению общественных отношении в различных сферах жизни общества.

Государственное управление осуществляется для решения двух взаимосвязанных целей. Первая цель - это обеспечить стабильность, самосохранение общества, прочное закрепление достигнутого уровня общественных отношении.

Вторая цель – это обеспечение развития общества, реформы, совершенствование общественных отношений, дальнейшее развитие общества по пути прогресса.

Субъектом государственного управления выступает государство в лице государственного аппарата - ведомств, государственных органов, учреждений, организаций и должностных лиц. Наибольший уклон в данной курсовой работе будет сделан на должностных лиц, или же государственных служащих.

От государственных служащих зависит работа государства. Государственная служба продолжает и завершает организацию механизма государства, делая её готовой и пригодной к практической реализации задач и функций государства. В каждое звено государственного механизма служба вносит жизнь, комплекс мер, средств, форм и методов для реальной, практической деятельности. В становлении государственности любого вида государственная служба выступает в качестве первейшего организационного средства выполнения государством своих целей.

Таким образом, тема курсовой работы является, безусловно, актуальной, так как напрямую затрагивает деятельность, связанную с управлением государства.

Целью данной работы является изучение государственной службы в Российской Федерации.

Задачи:

1. Дать понятие государственной службе в РФ;

2. Рассмотреть её виды и принципы;

3. Определить кто такие государственные служащие;

4. Подробно изучить этапы прохождения государственной службы.

Методология написания курсовой работы автору уже знакома из курса теории государства и права. В данной работе использовался метод анализа при подробном рассмотрении Конституции РФ 1993 года, а также при рассмотрении ряда нормативных правовых актов. Был собран и обобщен изученный и найденный мной материал по данной теме курсовой работы.

Предметом исследования, в курсовой работе, являются государственные служащие Российской Федерации и сфера их деятельности.

В курсовой работе были использованы Конституция РФ, законодательные акты Российской Федерации, а также использованы работы российских авторов, в которых, в той или иной мере, затрагиваются вопросы, поднимаемые в данной курсовой работе.


ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫИ ПРИНЦИПЫГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

1.1 Понятие государственной службы в Российской Федерации и её система.

Государственная служба является одним из важнейших институтов административного права. Правовые и организационные основы системы государственной службы РФ определяются Конституцией (п. «т» ст. 71) и Федеральным законом от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Этот Закон регулирует весь комплекс основных вопросов государственной службы, в нем установлены базовые принципы организации государственной службы РФ и основы правового положения государственных служащих.

Закон о системе государственной службы создает условия единой общефедеральной правовой базы государственной службы РФ, придания ей профессионального характера. Этот закон предусматривает создание единой системы государственной службы в Российской Федерации, включая гражданскую службу, военную службу и правоохранительную службу, и определяет для указанных видов службы общие институты и единые дефиниции. Согласно данному Закону государственная служба РФ – это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации, т. е. деятельность, осуществляемая на основе специальных знаний и навыков, по обеспечению исполнения полномочий:

· Российской Федерации;

· федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

· субъектов РФ;

· органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ;

· лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

· лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Деятельность самих лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, указанным Законом к государственной службе не относится.

Законом о системе государственной службы определена система государственной службы РФ, которая включает в себя следующие виды государственной службы:

1) государственная гражданская служба;

2) военная служба;

3) правоохранительная служба.[1]

Государственная гражданская служба Российской Федерации – это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.[2]

Она подразделяется на федеральную службу и службу субъектов РФ. К гражданской ГС относятся различные учреждения, например, государственная служба кадастра, федеральное агентство научных организаций, департамент образования, Пенсионный фонд РФ и т. д.

Военная служба — это один из видов федеральной ГС, которая представляет собой профессиональный служебный род деятельности граждан РФ на воинских должностях, а также на некоторых иных, предусмотренных ФЗ и (или) законодательными актами президента страны, в Вооруженных Силах России, другого рода войсках, воинских формированиях и структурах, которые реализуют задачи по обеспечению безопасности и обороны государства. Гражданам, занятым на военной службе, присваивают воинские звания.

Правоохранительная служба — это один из видов федеральной ГС, которая представляет собой профессиональный служебный род деятельности граждан РФ на должностях государственных правоохранительных структур или учреждений и организаций, осуществляющих функции по обеспечению законности, безопасности, по борьбе с криминалом, охране правопорядка, защите прав и интересов людей. Гражданам, занятым на правоохранительной службе, присваивают классные чины и специальные звания.

1.2 История института государственной службы

Институт государственной службы нельзя рассматривать вне контекста истории развития государства и права, так как он имеет прямое отношение и к государству, и к праву. С целью обобщения исторического опыта, соблюдения преемственности норм права институт государственной службы необходимо рассматривать в трех периодах: дореволюционном, советском и постсоветском.

Дореволюционная Россия представляла собой унитарное государство с отлаженным государственным механизмом, посредством которого обеспечивалось государственное руководство обществом. До конца 1905 года в Российской Империи формой правления была неограниченная монархия, а учреждение Государственной думы и Государственного совета превратило ее в конституционную монархию. В России существовала нормативно-правовая база, которая устанавливала правовые, организационные и социальные основы государственной службы.

Под государственной службой понималось исполнение обязанностей публичного характера, возлагаемых государством и исполняемых от имени государства. Она пользовалась особыми правами и льготами в сравнении с иной службой. Существовал строгий порядок отбора в государственную службу. Каждый государственный служащий имел чин. Стоит отметить, что роспись чинов, состоящих на государственной службе, была установлена Петром I в 1722 году в Табели о рангах. Все чины были разделены по 14 классам.[3]

Сначала чины означали сами должности, но со временем они превратились в титулы, независимые от должности. Государственная служба подразделялась на гражданскую, военную, морскую и придворную. В придворной службе существовали чины лишь второго, третьего и пятого классов. С приобретением чинов связывалось предоставление сословных прав и преимуществ. В России существовало четыре сословия: дворянство (личное и потомственное), духовенство, городское сословие, сельское сословие. Например, чины действительного статского советника в гражданской службе или полковника в военной службе давали их обладателям потомственное дворянство.
Назначение на государственную службу производилось начальством: должности первых трех классов замещались верховной властью, назначение на определенную службу должно было соответствовать определенному чину, опороченные судом не могли быть назначены на государственную службу. Государственный служащий обязан был подчиняться начальству, хранить тайну вверенных ему дел и не мог заниматься деятельностью, не совместимой с государственной службой. Гражданская служба регламентировалась «Уставом о службе гражданской», входившем в третий том Сводов законов Российской Империи. Последняя редакция Устава о гражданской службе содержала 7 разделов, 23 главы, 840 статей и 19 приложений.[4]

Морская служба регламентировалась Морским уставом. Первый устав был введен Петром I, последний дореволюционный устав был опубликован в 1910 году. Военная служба регламентировалась различными воинскими уставами: полевым, строевым и так далее. Полицейская служба регламентировалась уставами и положениями, как, например, Уставом конвойной службы, Положением о земской полиции и другими.
Можно сделать вывод, что в дореволюционной России государственной службе придавалось большое значение, были строго обозначены функции, задачи, принципы государственной службы, утверждался порядок приема на государственную службу и ее прохождение, регламентировались права, обязанности, поощрения и ответственность, порядок оплаты труда. Иными словами, ее деятельность была обеспечена прочной нормативно-правовой базой.

В советский период отношение к государственной службе было неоднозначным. Основатель советского государства В.И. Ленин в работах «Удержат ли большевики государственную власть?» и «Очередные задачи Советской власти» высказал следующие мысли: «Овладеть государственным аппаратом и привести его в движение пролетариат не может. Но он может разбить все, что есть угнетательского, рутинного, неисправимо буржуазного в старом государственном аппарате, поставив на его место свой, новый аппарат. Этот аппарат и есть Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов» и «Целью нашей является бесплатное выполнение государственных обязанностей каждым трудящимся». Естественно, дореволюционный институт государственной службы был уничтожен, а равноценной альтернативы ему создано не было. Государственно-служебные вопросы были урегулированы лишь в отношении отдельных категорий лиц, например, Декрет СНК РСФСР от
3 апреля 1919 года «О советской рабоче-крестьянской милиции». В дальнейшем официальная точка зрения на государственную службу нашла отражение в Большой Советской Энциклопедии: «Государственная служба — вид трудовой деятельности, заключающейся в практическом осуществлении государственных функций работниками государственного аппарата, занимающими по выборам, по назначению или по конкурсу должности в государственных учреждениях и получающими от государства вознаграждение за свой труд. Как административно-правовой институт государственная служба — это комплекс правовых норм, определяющих правовое положение служащих, условия и порядок прохождения службы, ответственность государственных служащих и формы их поощрения».

В СССР, где в результате Великой Октябрьской социалистической революции был ликвидирован старый государственный аппарат, нет привилегированного чиновничества, государственной бюрократии, как особой касты, стоящей над народом и властвующей над ним. Декретом ВЦИК от 10 ноября 1917 года были упразднены сословия и гражданские чины, в 1918 году для государственных служащих и рабочих установлены равные отпуска, государственные служащие были приравнены ко всем другим трудящимся в отношении социального обеспечения, продолжительности рабочего дня, на них было распространено единое трудовое законодательство. По характеру выполняемых функций работники государственного аппарата делятся на государственных служащих, наделенных полномочиями властного характера, и государственных служащих, выполняющих функции вспомогательного характера, необходимых для реализации задач данного государственного органа».
Реальное положение сильно отличалось от декларированного. Была создана партийно-государственная номенклатура, в которую служащие подбирались не на основе профессионализма, а на основе родственных связей, протекционизма. Партийные органы заняли главенствующее положение и взяли на себя многие функции государственных органов. Сложилась типичная бюрократическая система управления, при которой все дела были сосредоточены в руках центральной правительственной (партийной) власти и находящихся в зависимости от нее органов.
Неудивительно, что данная система управления не выдержала испытания временем, оказалась нежизнеспособной, в результате чего советская государственность пришла в упадок В постсоветское время, когда главенствующая роль партии была упразднена, произошел развал СССР и советский институт государственной службы был парализован. В среде чиновников стали процветать коррупция, взяточничество, произошел отток государственных служащих из государственного аппарата Для исправления создавшегося положения необходимо было создать новую нормативно-правовую базу.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: