Организационная структура (сценарий) урока
Урок 45. Трудные времена на Русской земле
Цели деятельности учителя
| Создать условия для ознакомления с героическими страницами истории Отечества; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представления учащихся о военном деле на Руси; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»
| Тип урока
| построение системы знаний (общеметодологической направленности)
| Планируемые образовательные результаты
| Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, исторической картой, организовывать рабочее место.
Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке;вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные:усваивают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной
| методы и формы обучения
| объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; индивидуальная, групповая, фронтальная
| Образовательные ресурсы
| https://download8.proshkolu.ru
https://festival.1september.ru/articles/517777/
https://www.fast-torrent.ru/film/aleksandr-nevskij.html
| Оборудование
| Интерактивная доска, компьютер; видеофрагмент «Александр Невский»; историческая карта; схема «Завоевательные походы монголо-татар», схема «Битва на Чудском озере»
| Основные понятия
| Монголо-татары, Александр Невский
|
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока
| Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формы организации взаимодействия
на уроке
| Формируемые умения (универсальные учебные действия)
| Промежуточный
контроль
|
|
|
|
|
|
|
| I. Мотивация (само-определение) к учебной
деятельности
| Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся
к усвоению учебного материала.
Целеполагание
| Читает стихотворение:
Русь
Под большим шатром голубых небес –
Вижу – даль степей зеленеется.
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!..
И во всех концах света белого
Про тебя идет слава громкая.
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
– Это стихотворение написал известный вам поэт Иван Саввич Никитин. Как вы считаете, какие мысли и чувства о русской земле хотел передать поэт читателям?
– когда враг нападал, то для людей русских, земли русской какие наступали времена?
– о чем пойдет речь на уроке?
| Слушают учителя, принимают участие в диалоге
с учителем.
демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку
| Фронтальная, индивидуальная
| Коммуникативные:
высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую тему, вступают в диалог, обмениваются мнениями.
Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность
| Устные ответы,
организация рабочего места
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| II. Актуализация опорных
знаний
| Проверка домашнего задания: фронтальный опрос.
Самостоятельная работа
| – Кто создал славянскую азбуку?
– Какими были книги в Древней Руси?
– Что в оформлении древних книг напоминает современные книги?
Предлагает нескольким ученикам самостоятельно выполнить работу по карточкам
| Отвечают на вопросы учителя.
Несколько учащихся выполняют индивидуальную работу по карточкам
| Фронтальная, индивидуальная
| Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания; осуществляют логические действия.
Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.
Коммуникативные:
обмениваются мне-
| Устные ответы,
выполненные
задания
| III. Изучение нового материала
| Беседа.
Работа по учебнику.
| – Сейчас мы совершим путешествие на несколько веков в прошлое. Для этого вспомните о городах Древней Руси. Чем они славились? Почему укреплялись?
– Кто управлял городами?
– Что вы можете сказать о некоторых князьях?
– Как вы считаете, кому такая ситуация была выгодна?
– В XIII веке на Русь обрушились тяжелые испытания. С востока из Азии напали степные кочевники монголо-татары под предводительством хана Батыя. Первым русским городом была Рязань. К ее стенам враги подошли в 1237 году.
– Кто такие монголо-татары, кто возглавлял войско завоевателей, как сражались русские города, вы узна-
| Отвечают на вопросы.
| Фронтальная, групповая
| Устные ответы
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| |
Работа в группах.
Беседа.
| ете, если прочитаете страницы древних летописей. Для этого вы объединитесь в группы историков-исследователей. Я надеюсь, что в каждой группе будет царить атмосфера творчества, взаимовыручки, дружбы.
(Время для подготовки 2 минуты.)
Предлагает вопросы для каждой группы .
– Сколько вражеских воинов погибло под стенами этого города?
– Подумайте, почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголо-татары победили?
– Народная мудрость гласит: одна беда не приходит. Новая угроза появилась на северо-западных рубежах Руси. Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев.
– Вспомните, какой город не пострадал от нашествия хана Батыя.
– В то время как хан Батый совершил новый поход на Русь (1239 год) ее южные княжества и покорил город Киев (1240), удар нанесли шведы на северо-западе страны. В 1240 году шведские корабли бросили якорь в устье реки Невы.
– Подумайте, почему шведы начали свое наступление в 1240 году? Отчего они были уверены в успехе?
Шведский военачальник Биргер послал послов
|
Делятся на группы.
Выполняют задания.
Отвечают на вопросы.
|
| ниями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связы-
|
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| |
Работа в группах (продолжение)
| в Новгород к молодому князю Александру Ярославичу со словами: «Ратоборствуй, если сможешь. Я уже на твоей земле». Вы хотите узнать, что было дальше?
Предлагает задание группам .
– Несмотря на блестящую победу на Неве, на землю русскую пришла новая беда. В 1242 году в русских землях вновь появились рыцари-крестоносцы. Они уже овладели Псковом и стали продвигаться к Новгороду. Решающее сражение произошло на льду Чудского озера, в историю оно вошло как Ледовое побоище
|
Выполняют задания
|
| вая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к предмету
|
| IV. Вклю-
чение в систему знаний и повторение изученного
| Работа с видеофрагментом.
Фронтальный опрос.
Работа по учебнику.
| Демонстрирует видеофрагмент «Александр Невский».
– Почему русские воины сумели победить рыцарей?
– Как проявился полководческий талант Александра Невского в сражении на льду Чудского озера?
– Что вы можете сказать о событиях XIII века в Древней Руси? Прочитайте на странице 64, как автор учебника оценивает события XIII века.
– Кто напал на Русь в XIII веке?
– Кто возглавил поход монголо-татарского войска на Русь?
– Какой первый русский город оказался на их пути?
– Какой город оказал Батыю серьезное сопротивление?
– Что случилось с Киевом?
| Смотрят фильм.
Отвечают на вопросы.
Читают текст в учебнике.
| Фронтальная, индивидуальная
| Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя).
Регулятивные: ориентируются в учебнике; при выполнении
практической работы
следуют ранее оговоренному плану; принимают и сохраняют
цели и задачи учебной деятельности.
| Устные ответы,
записи в тетради
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| |
Составление схемы.
Дидактическая игра «Ледовое побоище».
Задания из электронного приложения к учебнику
| – Как стало называться государство монголо-татар?
– Почему монголо-татарские воины захватили древнерусские города?
– Какая появилась угроза с северо-запада для Руси?
– Кто выступил против них? (Новгородский князь Александр с дружиной.)
– Как разбил шведов князь Александр?
– Какое прозвище он получил за эту победу? (Невский.)
– Под каким названием вошла в историю битва на льду Чудского озера?
– Как строились крестоносцы? С какой целью?
– Как разбил крестоносцев Александр?
–Два летописца, принадлежащие к разным воюющим сторонам, описывают одну и ту же битву.
Разделитесь на две команды. первая команда описывает сражение одного войска, а вторая – другого. Сравните описания сражений. В чем есть различие?
Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации
|
заполняют схему.
Делятся на две команды, выполняют задания.
Выполняют задания
|
Фронтальная.
Групповая.
Индивидуальная
| Коммуникативные:
умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям
|
| Окончание табл.
|
|
|
|
|
|
| V. Итоги
урока.
Рефлексия
| Обобщение полученных на уроке сведений.
Заключительная беседа.
Выставление оценок
| – Вас заинтересовали события Древней Руси XIII века? Вы можете подробнее об этом узнать из исторических энциклопедий, а также в Интернете.
– Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова:
Вовеки славься, Русь, Россия!
И будь всегда сама собой.
Твои народы вместе – сила!
Никто не справится с тобой!
| Отвечают на вопросы
| Фронтальная, индивидуальная
| Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.
Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.
Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся к приобретению новых знаний
| Устные ответы
| VI. Домашнее задание
| Инструктаж по выполнению домашнего задания
| Учебник, с. 59–63. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания на с. 64
| Задают уточняющие вопросы
| Фронтальная
| Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач
|
|
Ресурсный материал
|
Поиск по сайту:
|