Урок 49. Мастера печатных дел
Цели деятельности учителя | Создать условия для обобщения знания по истории книгопечатания, полученные на уроках литературного чтения и окружающего мира; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений учащихся о появлении первой печатной книги на Руси, о становлении книгопечатания; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | построение системы знаний (общеметодологической направленности) |
Планируемые образовательные результаты | Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке;вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные:проявляют эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера |
методы и формы обучения | объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, коллективная |
Образовательные ресурсы | https://download8.proshkolu.ru https://festival.1september.ru/articles/508290/ |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка; репродукция картины «Крещение Руси» В. Васнецова (или В. Перова, или М. Шанькова); фотография (открытка) памятника И. Федорову во Львове |
Основные понятия | Первопечатник, «апостол», книгопечатание |
организационная структура (сценарий) урока
|
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль | ||
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельно- сти | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала | Русь
(И. С. Никитин. 1851.) – Сегодня мы совершим путешествие на «машине времени» по страницам истории. Чтобы путешествие было интересным и полезным, вы должны правильно выполнять все задания, опираться на знания, полученные на уроках чтения и природоведения. | Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, коллективная | Коммуникативные: планируют учебное сотрудничества с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог. Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому предмету | организация рабочего места | ||
II. Актуализация опорных знаний | Целеполагание | – Чтобы определить тему урока, нужно разгадать кроссворд . – Какое слово у вас получилось в выделенных клетках? (Первопечатник.) | Решают крос- сворд | Фронтальная, коллективная | Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классифика- | Устные ответы |
Продолжение табл.
|
III. Изучение нового материала | Постановка проблемы. Решение проблемы (заочное путешествие). Сообщение ученика. | – Попробуйте определить тему урока. – Что означает слово «первопечатник»? – В связи с чем появилось это слово? – Какие события предшествовали этому? – Когда появилось это слово? – Чтобы «машина времени» тронулась в путь, вы должны объяснить, как эти даты связаны с историей книгопечатания. На доске написаны даты: IX век, 988 год, IX–XII века, 1445 год, XVI век. – Первая наша остановка в IX веке. Расскажите, кому поставлен этот памятник? (Кириллу и Мефодию.) – Как братья способствовали появлению книгопечатания? – В 2006 году памятник Кириллу и Мефодию открыт в городе Ханты-Мансийске. – «Машина времени» снова отправляется в путь, а вам предстоит ответить на вопросы. Показывает репродукцию картины «Крещение Руси» В. Васнецова (или В. Перова, или М. Шанькова). – Как называется это событие? – Когда оно произошло? – Как крещение Руси связано с историей книгопечатания? (На Руси стала распространяться письменность.) – Вспомните, как создавались первые книги? – Кто переписывал книги? (Монахи.) | Высказывают свои предположения. Отвечают на вопросы. Ученик рас- сказывает | Фронтальная, индивидуальная | цию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: обмениваются мнениями;умеют слу- | Устные ответы |
Продолжение табл.
|
Рассказы учителя. | – Где и когда велись эти записи? (При монастырях, в княжеских дворцах.)
– Назовите самую известную летопись Древней Руси. («Повесть временных лет».)
– Кто ее написал? (Монах Киево-Печерского монастыря Нестор.)
Слушает учащихся, зачитывающих наизусть отрывок из книги «Наша древняя столица»:
(Н. Кончаловская.) – Итак, мы отправляемся в 1445 год. – Почему я выбрала именно этот год? Рассказывает об изобретении книгопечатания. – А теперь перенесемся в Россию XVI века. Как вы думаете, какое событие, связанное с книгопечатанием, произошло в этом году? Что вы знаете об этом времени из уроков литературного и внеклассного чтения? – Прочитайте отрывки из книги Василия Яна «Никита и Микитка». (Книги начали печатать в Москве, Иван Федоров напечатал первую книгу.) | о создании первых книг. Читают по очереди наизусть стихотворение. Внимательно слушают. Читают текст. | шать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилия- |
Продолжение табл.
Работа с учебником: поисковое чтение. Рассказ учителя. Работа с толковым словарем. Рассказ учителя. Работа по учебнику | Рассказываето первом книгопечатнике Иване Федорове . – В какой книге вы встречали описание печатного двора? Найдите в книге В. Яна «Никита и Микитка» описание печатного двора. Прочитайте, как он выглядел. – Откройте учебник (с. 82), найдите ответы на вопросы: «Как называлась первая печатная книга? Сколько времени ее печатали?». Продолжает рассказывать о первом книгопечатнике . – Кто такие апостолы? Найдите в словаре С. И. Ожегова (с. 26) толкование этого слова. – Рассмотрите первую печатную книгу. Чем она напоминает рукописную книгу? Продолжает рассказывать о первом книгопечатнике . – Рассмотрите этот памятник в учебнике. – Прочитайте, как описывает первопечатника В. Ян в книге «Никита и Микитка». Совпадает ли представление писателя и скульптора о первопечатнике? – А это памятник Ивану Федорову в городе Львове (показывает) | Внимательно слушают. читают описание печатного двора, отвечают на вопросы. Внимательно слушают. Находят определение. Внимательно слушают. Выполняют задания | ми, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению предмета |
Продолжение табл.
IV. вклю- чение в систему знаний и повторение изученного | Игра «Пересадки». Индивидуальное задание. | В конце урока подводится итог, подсчитывается, на сколько вопросов ответил каждый ученик. – Кто повелел открыть первую типографию в Москве? – Кто был первопечатником России? – Какую первую книгу он выпустил? – Где установлен памятник Ивану Федорову? – В каком столетии в России стало больше грамотных людей? – Кто первым придумал печатный станок? – В каком году в России вышла первая печатная книга? – Каково значение начала книгопечатания в России? – Прочитайте слова. Читать можно по горизонтали и вертикали, сверху вниз, снизу вверх, слева направо и справа налево: П А Г И Н К А Е Б У К В А П Р О М Н А Х О О Т Т И С К С Б М О Н А Х Т У К В А Р Ь О П Е Ч А Т Ь Л (Печать, буква, оттиск, перо, Апостол, монах, книга, букварь.) | отвечают на поставленный вопрос, пересаживаются на свободное место в классе. По окончании игрына счет «раз, два, три» учащиеся пересаживаются на свои места. Выполняют задание. | Фронтальная, коллективная. индивидуальная. | Познавательные: осуществляют логические действия; поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; строят логическую цепь рассуждений, доказательство. Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию,оценку,волевую саморегуляцию в ситуации затруднения. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно | Устные ответы, записи в тетради |
Продолжение табл.
Дидактическая игра «Узнай книгу». Задания из электронного приложения к учебнику | – Что объединяет эти слова? Описание первое: «Эта книга была составлена так, чтобы сделать обучение грамоте быстрым и легким. От изучения букв ученики переходили к чтению слогов. Приводились в этой книге и изречения, начинающиеся на каждую букву, и тексты для чтения». (Первый русский букварь.) Описание второе: Эта книга заключена в тяжелый переплет из досок, обтянутых кожей. Поражают четкий шрифт, красивые заставки в виде трав и веток, кедровых шишек и виноградных листьев. В книге нет ни одной опечатки». (Религиозная книга «Апостол».) Описание третье: «Эта книга – самая известная летопись Древней Руси. Написана она в начале XII века монахом Киево-Печерского монастыря». («Повесть временных лет».) Описание четвертое: «По этой книге постигал грамоту наш великий ученый Михаил Васильевич Ломоносов». («Грамматика» Мелентия Смотрицкого.) Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации | по описанию узнают название книги. Выполняют задания | Коллективная. Индивидуальная | используют речевые средства для решения коммуникационных задач; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения. Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения |
Окончание табл.
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Вот и закончилось наше путешествие. Помогло ли оно вам ответить на вопросы: – Что обозначает слово «первопечатник»? – В связи с чем появилось это слово? – Какие события предшествовали этому? – Когда появилось это слово? – Что вам доставило удовольствие на уроке? – За кого вы порадовались? – О чем можете рассказать друзьям? – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся к приобретению новых знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке | Устные ответы |
VI. Домашнее задание | Комментарий учителя | Учебник, с. 82–86. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задание 1 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач |
Ресурсный материал
Кроссворд
1. В помощь князю Дмитрию Ивановичу Сергий отправил этого богатыря. (Пересвет.)
2. Один из городов в северо-восточной части Русских земель. (Тверь.)
3. Название монастыря около города Радонежа в середине XIV века. (Троицкий.)
4. Город, который при Иване Калите стал центром княжества. (Москва.)
5. Название поля, на котором происходила битва с войском Мамая. (Куликово.)
6. В Москву переселялись… (купцы), ремесленники, привлеченные возможностью жить под надежной защитой.
7. Крепость, обнесенная дубовыми стенами. (Кремль.)
8. Татарский воин, участвовавший в единоборстве, перед битвой на Куликовом поле. (Челубей.)
9. Правитель Орды, который привел свое войско на Куликово поле. (Мамай.)
10. Как называется мешок, кошель с деньгами, который носили на поясе? (Калита.)
11. Как стали называть князя Дмитрия Ивановича после победы на Куликовом поле? (Донской.)
12. Кто благословил Дмитрия Донского на борьбу с врагом? (Сергий.)
13. Как называется главный храм Руси? (Успенский.)
Ключевое слово: первопечатник.