Технология изготовления филиграни (скани)




РЕФЕРАТ

 

по художественному материаловедению

 

тема: ФИЛИГРАНЬ

 

 

Преподаватель __________ _______________

подпись, дата инициалы, фамилия

 

Студент ____________ ________________ __________ _____________

номер группы номер зачетной книжки подпись, дата инициалы, фамилия

 

 

Красноярск 2013

 

Содержание:

1.Введение……………………………………………………………………….

1.1 Аткуальность выбранной темы…………………………………….

1.2 Цели, задачи…………………………………………………………

2.Общие сведения и характеристика филиграни……………………………

2.1История филиграни…………………………………………………

2.2Техника филиграни………………………………………………….

2.3 Виды филиграни…………………………………………………….

3.Заключение………………………………………………………………….

Список использованных источников…………………………………………

 

 

Актуальность темы.

Изучение художественного ремесла и ювелирного дела является важной составляющие частью познания русской культуры. Отдельные отрасли ремесла нуждаются в специальном рассмотрении и обобщении. Из ювелирных техник наиболее изученными являются перегородчатая эмаль и чернь, а филигранные произведения не получили комплексного научного освещения.

 


 

Цели и задачи.

 

Цель: изучить художественное ремесло филиграни ювелирного дела. Она включает в себя решение нескольких конкретных задач: 1) выделение технологических процессов филиграни 2)прослеживание исторического процесса русского ювелирного ремесла филиграни; 3) определение техник и видов филиграни;

 


 

 

История филиграни

 

В глубокой древности, задолго до нашей эры, люди обратили внимание на замечательное
свойство драгоценных металлов подчеркивать красоту и неистощимое богатство фантазии мастеров-ювелиров,
многообразие применяемых ими приемов, техники и орнаментов. Золото и серебро не только красивы,
но и имеют целый ряд особенностей, очень ценных для ювелиров. Одно из них заключается в том, что
они очень мягки, пластичны и вязки, благодаря чему обладают свойствами вытягиваться в тончайшие нити.
Ажурные или напаянные на металлический фон узоры, напоминающие своей легкостью кружева, делающиеся
из гладкой проволоки различной толщины, расплющенной в тонкую ленточку, веревочку или шнура, свитых
из двух или трех металлических нитей. Часто эти узоры обогащали напаянными на них мелкими гладкими
шариками из того же металла. От старого русского слова "скать”, т.е. ”ссучивать”, "свивать” нити, этот
технический прием получил в Древней Руси название "скань”. Более широко известно в быту
западноевропейское обозначение того же приема – филигрань. Наиболее древние памятники относятся ко
второму тысячелетия до н.э. Родина филиграни – древний Египет, но искусство скани настолько быстро распространилось по миру, что сейчас историки называют авторами филиграни большую группу народов – древние египтяне, древние греки, этруски. Сейчас филигранные традиции есть почти по всему миру. Особенно сильны в России, Средиземноморье, Португалии. Каждый регион привносит свои особенности в композицию изделий и технику скани, поэтому специалистам не составляет труда отличить, к примеру, мальтийскую филигрань от болгарской или русской. Египетские мастера делали филигрань на фоне, то есть ажура как такового не было. А вот филигранные изделия Кипра, Сардинии, Индии уже были ажурными, на просвет.

В Киевской Руси техника скани стала использоваться с 9-10 веков. Тогда витую проволоку для производства ещё не использовали, а применялись зерни. Изделия 12-13 веков отличаются высоким качеством, в то время чаще стали использовать технологию напайной, а с 13 века — ажурной и рельефной скани, в производстве стали использоваться камни.

 

На 15-16 века приходится расцвет московской скани. Использовались разнообразные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резная кость. Самыми известными сканщиками в то время были Амвросий и Иван Фомин.

 

В 18-19 веках изделия со сканью производились во многих художественных центрах России. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (вазочки, солонки, шкатулки). В производстве стали применять хрусталь и перламутр. С 19 века налажено промышленное производство в значительных масштабах с применением различных технологий. На фабриках производили посуду, церковную утварь, туалетные принадлежности.

 

В годы советской власти скань широко применялась в художественной промышленности. Наряду с ювелирными украшениями изготавливались предметы быта: ажурные филигранные вазочки, подстаканники, миниатюрная скульптура и пр.

 

 

Техника филиграни

Современные мастера филиграни делают работу следующим образом:

Шаг 1. На бумаге рисуется узор. Сверху кладется тонкая папиросная бумага. Она просвечивает рисунок.

Шаг 2. Проволока пропускается через фильеры до нужного диаметра (Фильеры – это инструмент ювелира, с отверстиями разного размера, от большого до маленького. Через фильеры протаскивается брусок металла, начиная с самого большого размера. Постепенно, доходя до меньшего диаметра отверстия, достигается нужный диаметр проволоки. Процесс протягивания металла через фильеры долгий и физически трудный. После каждого протаскивания металл отжигают, чтобы он становится податливым, и легче растягивался).

Шаг 3. Проволока ссучивается. То есть, из двух проволок делается крученый жгут. Современные мастера используют для этого ручную или электрическую дрель.

Шаг 4. Крученая проволока вальцуется. Пропускается через вальцы, чтобы стала плоской. Есть изделия, сделанные из круглой крученой проволоки, а также из плоской не крученой – строгих правил в современной филиграни нет. Но классическая русская скань – это изделие из плоской крученой проволоки.

Крученая вальцованная проволока

Шаг 5. Проволока отжигается для податливости. Из неё делаются детали филиграни – завитки, спирали и т.д. Основное условие – должно быть как можно больше соприкосновений проволоки внутри ажура, чтобы изделие, оставаясь ажурным, было прочным.

Шаг 6. Детали филиграни приклеиваются к папиросной бумаге (согласно рисунку). Клей – БФ.

Шаг 7. Пайка. При пайке папиросная бумага сгорает, а припой, растекаясь по изделию, соединяет детали филиграни. Припой готовится специально, его пилят напильником, полученная стружка – и есть припой. Как правило, это более легкоплавкий серебряный сплав, например серебро + медь. В припой также добавляют флюс, для того, чтобы он хорошо «тек». В качеству флюса используют буру (её сначала прокаливают горелкой, затем измельчают в порошок и добавляют в стружку припоя).

Шаг 8. После пайки изделие выглядит грязно и некрасиво. От всех окислов и остатков флюса изделие отбеливают в растворе лимонной или соляной кислоты.

Шаг 9. Изделие промывают с мылом, в проточной воде, полируют на полировочном круге с войлоком.

Изобретение относится к области ювелирной техники, а именно к области изготовления изделий методом объемной скани, а также к области декоративно-художественного изготовления филигранных скульптур.

Объемные изделия из скани - шары, фонарики, фигурки животных выглядят очень эффектно и пользуются большим спросом.

Известны методы выполнения объемной скани при изготовлении ювелирных изделий и изделий малых форм (см. Сканные узоры. Несененко А. https://nesenenko.narod.ru/BOOKS/scanj.html).

Способ заключается в следующем: сканный узор набирается из традиционных элементов, сочетание которых позволяет создать разнообразные орнаменты. Все они выполнены из проволоки. Ее гнут корнцангами в завитки, колечки, квадратики, змейки и прочие фигуры, прикладывая проволоку к рисунку на бумаге. Готовый элемент отрубают ножом и наклеивают на ту часть рисунка, по которой он был выгнут. Начинают набор всегда с внешнего контура - рамы детали или изделия. А затем постепенно заклеивают изготовленными элементами весь рисунок.

Наклеенный на бумагу набор наформовывается в гипсовую пластинку-опоку, просушивается и паяется с оборотной стороны.

После пайки горячую опоку бросают в воду, где гипс разрушается и освобождает набор.

Недостатком данного способа является трудоемкость и вредность производства.

Ближайшим прототипом является способ выполнения объемной скани (см. Сканные узоры. Несененко А. https://nesenenko.narod.ru/BOOKS/scanj.html).

Объемные изделия из скани - шары, фонари, фигурки животных и т.д. выглядят очень эффектно. Делают их на болванке или составляют по развертке-выкройке. Шар, например, спаивают из двух полусфер, набранных на шаре-болванке. Набор полусферы на шаре должен быть заформован вначале в опоку, после чего болван вынимается.

Недостатками данного способа являются сложность в изготовлении филигранных скульптур и вредность производства.

Цель изобретения - упрощение (удешевление) изготовления филигранных скульптурных изделий из бересты с сохранением их высокого качества и художественной ценности при безвредности и безопасности производства.

Чертеж поясняет предлагаемое изобретение.

Для достижения данной цели при изготовлении филигранных скульптур методом объемной скани изделия изготовляют из бересты.

Береста - высокотехнологичный материал, ее можно тиснить, плести, выжигать, расслаивать, соединять в замки и т.д.

Бересту заготовляют, обрабатывают тепловым способом до гибкого состояния, затем из этого материала нарезают полоски в виде узких ленточек различной ширины и готовят из них элементы для скульптуры.

Сущность способа изготовления филигранных скульптур заключается в следующем: выполняют эскиз будущего изделия на бумаге, все элементы для него заготовляют заранее из бересты, прошедшей термическую (тепловую) обработку, так как только после этого из бересты можно нарезать любые мельчайшие элементы для изготовления изящного (филигранного) изделия. Детали для этого гнут в завитки, колечки, квадратики и прочие фигурки из традиционных элементов, вырезают тончайшие детали, которые имитируют или волос, или шерсть животных и т.д.

Сочетание таких деталей при наборе с корпусом позволяют создавать не только отдельные фигуры, но и сложные композиции и передавать характерность образов филигранных изделий.

Для изготовления каркаса готовят болванку, т.е. лепят изделие в объеме из глины, собирают каркас на этой болванке при помощи полосок бересты и клея, проверяют его на точность изготовления по эскизу, дают просохнуть глине, выбирают место для разрезания каркаса, чтобы не был нарушен внешний вид, и удаляют из него глину, затем снова соединяют каркас в месте выемки. В случае необходимости корректируют и подчищают детали каркаса при повреждении.

На заготовленном каркасе производят набор из ранее заготовленных элементов по эскизу при помощи клея. Набор начинают с внешнего контура, а затем постепенно заполняют изготовленными элементами весь объем.

Набранное изделие шлифуют, покрывают лаком и доводят до окончательного художественного образа.

Пример.

Изготовление скульптуры «Слона» начинают с выполнения эскиза художественного образа на бумаге. Лепят фигуру слона из глины в соответствии с эскизом. На этой глиняной форме изготовляется каркас из бересты, зачищают его. Определяют место «щадящего» разреза и удаляют глину, после чего склеивают швы берестяного каркаса и сверяют точность выполнения по эскизу. Снова зачищают и шлифуют. Для заполнения ажуром каркаса изготовляют заготовки берестяных филигранных элементов, заполняют ажуром каркас, зачищают и шлифуют изделие, покрывают лаком и доводят изделие до задуманного художественного образа.

1. Способ изготовления филигранных скульптур состоит из того, что сначала выполняют эскиз изделия, предварительно заготовляют материал для набора узоров изделия, изготовляют каркас на болванке в форме изделия, извлекают из каркаса болванку, реставрируют каркас и приступают к набору каркаса заготовленными элементами до получения готового изделия, затем шлифуют и покрывают лаком, отличающийся тем, что все элементы скульптуры выполнены из бересты, заранее прошедшей тепловую обработку, а болванка для создания каркаса выполняется из глины.

2. Способ изготовления по п.1, отличающийся тем, что каркас может быть как цельным, так и ажурным.

3. Способ изготовления по п.1, отличающийся тем, что фигуры могут быть украшены или дополнены деталями из любого доступного материала, позволяющего украсить изделие или усилить характерность создаваемого образа.

 

Технология изготовления филиграни (скани)

Филигрань (скань) – своеобразный вид художественной обработки металла, занимающий с глубокой древности важное место в декоративно-прикладном искусстве.

Термин «филигрань» более древний; он произошел от двух латинских слов «филлом» – нить и «гранум» – зерно. Термин «скань» – русского происхождения. Он берет свое начало от древнеславянского глагола «скати» – свивать, сучить.

Оба термина отражают технологическую сущность этого искусства. Термин «филигрань» сочетает в себе название двух основных первичных элементов, из которых производятся филигранные изделия, – это проволока и мелкие шарики, дополняющие проволочный узор.

Термин «скань» подчеркивает основную технологическую особенность, характерную для сканного производства, а именно то, что проволока применяется в этом виде искусства свитой в шнуры, что придает изделиям особую красоту и привлекательность (рис. 1).

Обычно высококвалифицированный мастер – филигранщик выполняет весь объем работ, связанный с созданием ювелирного изделия (от заготовки проволоки до окончательной пайки, монтировки, сульфидирования, полировки). В настоящее время зачастую весь технологический процесс разбивается на ряд отдельных операций. В зависимости от их сложности и ответственности они выполняются мастерами различной квалификации.

Ажурная филигрань – у которой узор, состоящий из элементов, выполненных из проволоки, спаивается только между собой, без фона, образуя кружево из металла. Зерна напаивают на это кружево. Ажурная филигрань имеет следующие разновидности:

а) плоская ажурная филигрань – весь предмет представляет собой плоское кружево, образованное проволочными деталями, спаянными между собой в одной плоскости;

б) ажурная филигрань с эмалью, или «оконная» эмаль, – ячейки между сканными деталями, заполнены прозрачной, просвечивающей эмалью, образуя как бы миниатюрный цветной витраж;

в) скульптурно-рельефная ажурная филигрань – изделие представляет собой скульптурный, трехмерный рельеф, образованный из ажурной филиграни;

г) многоплановый или сложный филигранный узор, состоящий из двух или многих планов, напаянный один на другой, т.е. когда на нижний узор, служащий фоном, накладывают и припаивают новый рисунок, лежащий в другой плоскости; на нем может быть построен третий план и т.д. Таким образом изделие приобретает трехмерный характер.

Напайная филигрань – это когда узор из проволоки (гладкой или свитой), а также зерно напаивают на листовой металл. Напайная филигрань имеет следующие разновидности:

а) напайная филигрань с эмалью или перегородчатая эмаль. Здесь после пайки скани все пространство между перегородками, образованными сканью, или их часть заполняют эмалью;

б) фоновая, или глухая, филигрань – когда филигранный узор напаивают на листовой металл;

в) просечная филигрань, при которой после пайки узора фон удаляют либо просечкой, либо выпиловкой.

К объемной филиграни относятся объемные предметы, выполненные сканной техникой: вазы, кубки, подносы, ларцы, объемные изображения зверей, птиц, архитектурные формы и т.д. Такие изделия изготавливают из отдельных частей, которые затем монтируют в целую композицию.

Такое большое разнообразие видов филиграни возникло не сразу. Они сформировались в течение многовекового развития сканой техники. Весь технологический процесс производства филигранных изделий включает несколько операций.

Подготовительные операции

Проект филигранного изделия, выполненный художником, перед его переводом в материал (медь, серебро, золото) прежде всего разбивают на составные части и для каждой объемной части вычерчивают развертку. Затем весь рисунок разбивают на составляющие его элементы (рис. 2) и для каждого элемента устанавливают толщину и вид проволоки (гладь, скань, шнурок, косички, зигзаг).

Заготовка скани

Скань изготавливают из проволоки. Если она не соответствует по толщине сечению, указанному на чертеже, ее протягивают через соответствующий фильер волочильной доски (рис. 3). Волочильная доска представляет собой стальную пластину, в которую вставлены твердо сплавные вставки (фильеры), постепенно уменьшающиеся по диаметру отверстий.

Волочильную доску укрепляют в настольных тисках, конец проволоки заостряют напильником (рис. 4) и просовывают в отверстие волочильной доски. Захватив конец проволоки плоскогубцами, плавно, без рывков, протягивают проволоку через отверстие.

Для получения чистой поверхности и уменьшения усилия применяют смазку (парафин, воск). Переходя последовательно от одного отверстия к другому (меньшему), получают проволоку необходимого сечения.

При волочении проволока быстро нагартовывается, делается жесткой, легко рвется. Чтобы избежать этого, ее необходимо периодически отжигать горелкой (рис. 5), доводя до темно-красного свечения. При этом структура металла меняется и проволока снова становится мягкой. Медную проволоку и серебряную пробы 875 отжигают через каждые четыре отверстия. Чистое серебро и золото отжигают через 6-8 отверстий. При отжиге проволоку необходимо свертывать в кольцевой моток так, чтобы витки плотно прилегали друг к другу, а готовый моток оплетался свободным концом. Это необходимо для того, чтобы вся проволока в мотке нагревалась равномерно, не перегревалась и отдельные ее участки не могли сплавиться. Если проволока очень тонкая, то ее наматывают на латунный ролик, напоминающий нитяную катушку.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: