Тема: «Малые фольклорные формы ».
Программное содержание: Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении; формировать представление о жанре загадок; познакомить со скороговорками, их назначением, учить четко произносить слова в скороговорках, придумывать небольшие сюжеты по их содержанию; объяснить назначение и особенности колыбельной, помочь заучить текст колыбельной песни. Воспитывать любовь к русским традициям, фольклору. Прививать навыки общения и коллективного творчества; развивать выразительность речи, расширять и активизировать словарный запас; развивать у детей умение использовать малые формы фольклора в повседневной жизни.
Материал: Чудесный мешочек, игрушки - белочка, лиса, мышка, мишка, зайчик, кукла
Методы и приемы:
1. Сюрпризный момент;
2. Игра «Чудесный мешочек»;
3. Загадывание задок;
4. Проговаривание скороговорки;
5. Заучивание текста песни.
6. Пение русских народных попевок.
Предварительная работа: Беседа с детьми о том, какие колыбельные песни поет им мама, рассматривание иллюстраций к загадкам, потешкам.
Ход занятия:
Дети заходят и видят «чудесный мешочек».
Воспитатель: Что это?
Дети: Чудесный мешочек.
Воспитатель: Как можно отгадать, что лежит внутри?
Дети: Угадать, пощупать, достать из мешочка.
Воспитатель: Еще можно загадать загадку о том, что в мешочке, и если отгадка правильная, то достать этот предмет. Загадывает загадки:
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серенькая шубка,
Остренькие зубки.
Дети: Отгадывают загадку, (мышка).
Воспитатель: Что есть у мышки, о чем в загадке говорилось?
Дети: Обосновывают свой ответ.
Воспитатель: Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу.
Дети: Белка.
Воспитатель: Как вы поняли, что это белка?
Дети: Обосновывают свой ответ.
Воспитатель: Что это за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы.
Воспитатель: Что есть у зайчика, о чем вы услышали в загадке?
Дети: Обосновывают свой ответ.
Рассмотрев игрушки, воспитатель рассказывает детям, что загадка – это такой короткий рассказ, когда сам предмет не называется, а описывается, говорится, какой он.
II часть занятия
Воспитатель спрашивает детей, какие песни им мама перед сном поет.
Дети: Колыбельные.
Воспитатель.: А хотите послушать колыбельную песню, пусть и кукла послушает?
Дети: Да.
Слушают колыбельную песню, заучивают один куплет.
Воспитатель.: Совсем кукла заснула, давайте ее разбудим веселыми попевками «Сорока», «Мишка по лесу идет»
Дети пропевают попевки, имитируя поскоки сороки и тяжелый шаг медведя.
Конспект занятия творческого клуба «Лапоточки».
Тема «Мы дружные»
Программное содержание: Актуализировать знания детей о малых фольклорных формах. Разобрать смысл пословиц, поговорок, потешек. Воспитывать отзывчивость, заботу о младших. Способствовать благоприятной обстановке, установлению добрых отношений в группе, устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности; формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки детей.
Материалы: запись детского плача, кукла, колыбель
Ход занятия:
(У детей личное время. Вдруг в группе раздается детский плач)
Воспитатель (Далее В.): Ребята, вы слышите? Что это за звук?
Дети (Далее Д.): Детский плач
В: Кто же это у нас плачет? Посмотрите внимательно.
(Дети находят колыбель с куклой)
Д: Ребенок
В: Как мы можем успокоить младенца?
Д: Спеть ему колыбельную.
В: Как поются колыбельные песни?
Д: Нежно, тихо. Нужно покачивать ребенка.
В: Кто хочет успокоить ребенка и спеть ему колыбельную?
(Несколько детей укачивают куклу и поют колыбельную. Укладывают ее в кроватку)
В: Ребята, а ведь раньше маленьким детям пели не только перед сном, а вовремя еды и игры. Как назывались эти короткие забавные песенки?
Д: Потешки
В: Хорошо, а какие потешки вы знаете?
Д: Рассказывают (При затруднении воспитатель напоминает, как начинается та или иная потешка, если дети забыли)
В: А как вы думаете, кто же пел деткам потешки?
Д: Мамы
В: Верно. Кем является мама для ребенка?
Д: Другом
В: Просто другом? Мы можем сказать, что мама для нас самый большой друг?
Д: Да
В: А как еще мы можем это сказать?
Д: Близкий друг, любимый, настоящий
В: О таких друзьях в народе ходит пословица: «Крепкую дружбу и топором не разрубишь». Как вы думаете, что это значит?
Д: Настоящих друзей не разлучить, ничего не помешает настоящей дружбе
В: Давайте повторим пословицу и запомним ее
(Дети хором повторяют)
В: Когда мама поет ребенку колыбельную, она заботится о нем. Когда все в семье заботятся друг о друге, когда люди живут в согласии о них говорят: «Где лад, там и клад». Как можно сказать по другому?
Д: хорошо там, где все ладится, где все живут мирно и умеют дружить
В: Если люди умеют дружить, о них говорят так: «Палец слаб, а кулак силен». Что это значит?
Д: Один человек слаб, но когда люди дружные они преодолеют любые препятствия.
В: Верно. А о нашей группе можно так сказать? Повторите пословицу и запомните ее.
Д: Можно, мы дружные (Повторяют)
Воспитатель проводит беседу с детьми:
- Что интересного мы сегодня узнали?
- Чему мы научились?
- Что вам больше всего понравилось?