Урок 57. Страницы истории 20–30-х годов
Цели деятельности учителя | Создать условия для ознакомления с историей образования новой страны – СССР; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений учащихся о жизни страны в 20–30-е годы; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | открытие нового знания |
Планируемые образовательные результаты | Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, исторической картой, документами, организовывать рабочее место. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные:осознают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной |
методы и формы обучения | объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные ресурсы | https://download8.proshkolu.ru https://zvukoff.ru/song/15000/ |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; историческая карта СССР, герб СССР, схема «СССР в 20–30-е годы» |
Основные понятия | Индустриализация, коллективизация, культурная революция, репрессии |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала | Эпиграф: В брони, В крови, В заплатах – Вперед, Вперед, Вперед! – Страдал и шел Двадцатый, Неповторимый год! (Иосиф Уткин. Двадцатый.) – послушайте внимательно песню, так как в ней «спрятана» тема сегодняшнего урока. Звучит Гимн Союза Советских Социалистических Республик (слова С. Михалкова и Г. Эль-Регистана (Г. А. Урекляна), музыка А. В. Александрова). – Как стало называться наше государство в 20-е годы? | Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, организация рабочего места |
Продолжение табл.
II. Актуализация опорных знаний | Проверка домашнего задания: фронтальный опрос. Игра «Огоньки». Дидактическая игра «Неотосланная депеша» | – Что ты знаешь о последнем русском царе?
– Кто такие большевики?
– Какие события произошли в Петрограде (так во время войны назывался Петербург) в октябре 1917 года?
– Что такое гражданская война?
На доске из цветной бумаги вырезаны «огоньки», на внутренней стороне записаны вопросы ![]() ![]() | Отвечают на вопросы. Выполняют задания. Участвуют в дидактической игре | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, | Устные ответы, выполненные задания |
III. Изучение нового материала | Беседа. Работа с исторической картой. | – Сегодня мы познакомимся с жизнью нашей страны в 20–30-е годы. – Как называлось наше государство до революции 1917 года? – Как стало оно называться после 1922 года? – Какой город был столицей Российской империи? – Какой город стал столицей Советского Союза? – В 1922 году на карте появилось новое государство – Союз Советских Социалистических Республик. (демонстрирует карту СССР.) Государство существовало в 1922–1991 годах на большей части территории бывшей Российской империи. С начала 20-х годов и особенно после смерти В. И. Ленина в руководстве страны развернулась острая борьба за власть. К власти после смерти В. И. Ленина пришел | Отвечают на вопросы. | Фронтальная, индивидуальная | Устные ответы |
Продолжение табл.
Работа с учебником (с. 136–138). Рассказ учителя | И. В. Сталин. И с середины 20-х годов началось сворачивание новой экономической политики (нэп), а затем – проведение форсированной индустриализации и насильственной коллективизации.
– Прочитайте текст «Новое государство – Советский Союз» в учебнике (с. 136–137). Почему государство так назвали?
–Сколько республик вошло в СССР? Покажите их на карте, назовите столицы этих республик. Назовите столицу СССР.
– Рассмотрите герб СССР. Что означает перекрещение серпа и молота? Сколько ленточек перевивают колосья пшеницы? Что это означало? Почему красная звезда изображена на гербе? Что символизирует солнце на гербе?
– Что же происходило в Советском Союзе в 30-е годы?
– Прочитайте текст «Страна-труженица» в учебнике (с. 137–138).
![]() ![]() | Читают текст, выполняют задания, отвечают на вопросы. Заполняют схему. Внимательно слушают | строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению предмета |
Продолжение табл.
IV. Вклю- чение в систему знаний и повторение изученного | Фронтальный опрос. Дидактическая игра «Узнай исторические события». Дидактическая игра «Историческое домино». Задания из электронного приложения к учебнику | – Кто стоял у власти после 7 ноября 1917 года?
– Как позднее стали называть большевиков?
– Почему новую власть назвали советской?
– Когда появилось новое государство – СССР?
– Сколько республик входило в состав СССР?
– Почему Москва стала столицей СССР?
– Какие изменения произошли в стране?
– Что построили в 20–30-х годах?
– Какие изменения произошли в деревне?
предлагает учащимся составить даты – годы событий XIX и ХХ веков – и пояснить, что это за события.
заранее готовит 3 комплекта карточек ![]() | Отвечают на вопросы. Выполняют задание. Выполняют задания. Выполняют задания | Фронтальная, индивидуальная, групповая. Индивидуальная | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя). Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. Личностные: осознают ответственность за общее дело | Устные ответы, записи в тетради, выполненные задания |
Окончание табл.
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Кто-нибудь из ваших родственников был очевидцем данных событий? – Рассказывали они о своей жизни в то время? – Как вы оцениваете жизнь в 20–30-х годах? – Какие вопросы вы хотели бы задать? – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
VI. Домашнее задание | Комментарий учителя | Учебник, с. 136–139. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задание 1 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач |
Ресурсный материал
Игра «Огоньки»
1. Имя последнего русского царя. (Николай.)
2. Когда отмечалось 300-летие со дня избрания Романовых на царство? (1913 г.)
3. Что такое партия? (Особая общественная организация, ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве.)
4. Как называлась партия сторонников В. И. Ленина? (Большевики.)
5. Когда началась Первая мировая война? (1914 г.)
6. Когда к власти пришли большевики? (1917 г.)
7. Кто воевал в гражданской войне? (Граждане одной страны.)