История экономики находится в тесном единстве с двумя другими науками – экономической теорией (политической экономией) и историей экономической мысли.




Екция 1. Предмет, объект и методы и функции историко-экономической науки.

Предмет, объект истории экономики, место среди других общественных дисциплин.

Периодизация истории экономики.

Методы и функции историко-экономической науки.

1. История экономики первоначально существовала в рамках политической экономии. В знаменитой книге А.Смита "Исследования о природе и причинах богатства народов" содержатся историко-экономические описания. В середине XIX в. появляются специальные труды, посвященные истории экономики. У истоков истории экономики как науки стояли англичане А.Тойнби и Дж.Эшли, немцы К.Бюхер, М.Вебер, В.Зомбарт, русские М.Ковалевский и Д.Виноградов.

В конце XIX – начале XX вв в европейских университетах создаются кафедры истории экономики. В России история экономики как учебная дисциплина в высшей школе появилась 110 лет назад. Впервые этот курс был включен в программу подготовки специалистов по финансовому праву Ярославским юридическим лицеем.

Возникает ряд специальных историко-экономических периодических изданий. Первое из них – немецкий "Квартальник по социальной и экономической истории" – вышел в 1903 году. Аналогичные издания стали выходить и в Англии, Франции, Голландии и США.

В разных странах данная наука называлась по-разному: история хозяйственного быта, история хозяйства, экономическая история, история народного хозяйства. В настоящее время в нашей стране она называется историей экономики.

Отсутствие единого названия обусловлено различиями в понимании предмета науки.

Некоторые учёные рассматривают историю экономики как науку об истории производства. Другие – как историю производительных сил, форм их распределения и перераспределения. Третьи считают, что история экономики изучает происхождение и развитие различных типов хозяйства или различных типов экономики, которые они называют цивилизациями. Четвертые определяют историю экономики как науку, изучающую экономическую жизнь людей во всем её многообразии, с древнейших времён до наших дней. Причем в качестве объекта изучения выделяются экономические модели (типы), в которые организуется хозяйственная деятельность человека.

По-нашему мнению, все перечисленные определения верны, но в то же

время, взятые в отдельности, они сужают предмет истории экономики, т.к. рассматривают его только с одной стороны.

История экономики изучает экономическое развитие в историческом аспекте, изучает историю не только производства, но и распределения, обмена и потребления, для чего обязательно рассматривает и производительные силы, и производственные отношения. Её интересуют и общемировые экономические процессы, и экономика отдельных стран и народов. История экономики, по нашему мнению, изучает и экономическую политику государства в той степени, в которой она влияет на изменение экономических процессов в обществе.

История экономики – это и история возникновения и развития различных сфер и отраслей хозяйства: промышленности, сельского хозяйства, транспорта, торговли, финансов, кредита и т.д.

Социальные, политические, военные и другие аспекты жизнедеятельности людей, народов, стран интересуют историю экономики в той мере, в которой они оказывают влияние на экономические процессы.

История экономики пытается объяснить прошлое хозяйства, дать ключ к пониманию экономических событий и явлений, помочь осознать перспективы развития мировой экономики, экономики отдельных стран, отраслей и видов деятельности.

История экономики находится в тесном единстве с двумя другими науками – экономической теорией (политической экономией) и историей экономической мысли.

История экономической мысли дает возможность проследить изменение представлений экономистов об экономических процессах и явлениях. Экономическая теория обобщает эти представления, выделяя в них наиболее существенное, позволяющее представить определённый этап развития как целостную систему. В истории экономики мы получаем возможность сравнить теоретические рассуждения и их практическую реализацию в отдельных странах и в мировой экономике в целом. Поэтому без изучения этих трех наук невозможно сформировать основы экономического мышления.

2. Изучение истории экономики невозможно без её периодизации. И в этом вопросе между историками-экономистами пока не достигнуто единства (также как и между историками вообще). В научных целях возможно и необходимо рассматривать разные периодизации. В учебных же целях с нашей точки зрения наиболее оправданной является традиционная для нашей страны периодизация

- по способам производства или, как сейчас принято говорить, по периодам, эпохам, хотя в основе всё равно остается разделение на первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный и капиталистический способы производства. В основе понятия способ производства лежит единство производительных сил и обусловленных ими производственных отношений.

К. Маркс выдвинул формационную теорию периодизации социально-экономической истории. Он различал первичную (архаичную), вторичную (экономическую) и третичную (коммунистическую) формации. В основе предложенной классификации лежит тип собственности, являющийся основой способа производства. Под способами производства К. Маркс понимал достаточно завершенные социально-экономические системы внутри каждой общественной формации. Азиатский, античный, феодальный и современный ему буржуазный способы Маркс относил к вторичной формации.

Понятие «общественно-экономическая формация» было введено в научный оборот В.И. Лениным в 1894 г. и закреплено работами И.В. Сталина в середине 30-х годов. Мировая история в зависимости от господствующего вида собственности на средства производства оказалась поделенной на пять общественно-экономических формаций. Таким образом, сложился формационный подход к истории, господствовавший в отечественном обществоведении более полувека.

В последние десятилетия в России все больше сторонников приобрел цивилизационный подход к изучению истории, в том числе экономической.

Термин «цивилизация» известен с XVIII в.; тогда им обозначали определенный уровень развития общества, наступающий после эпохи дикости и варварства. Главным признаком цивилизации считалось появление письменности, городов, классов и государства. Однако до настоящего времени не удалось дать всеобъемлющего, всеми признаваемого понятия «цивилизация».

Современные отечественные исследователи предлагают различать мировые цивилизации – длительные исторические циклы развития, включающие группу стран или регионы, и локальные – более короткие исторические циклы, включающие одну или несколько стран, имеющих общую специфику. Таким образом, предпринимается попытка преодолеть основной порок цивилизационного подхода, разрывающего единство всеобщей человеческой истории. Преувеличенное внимание к истории цивилизаций объясняется кризисом советского, а затем российского обществоведения, стремящегося на обломках прежней, формационной концепции создать «новую» теорию, основывающуюся исключительно на базе цивилизационного подхода.

На наш взгляд, очередное увлечение «новомодными» идеями не принесет пользы науке. И «старый» формационный, и «новый» цивилизационный подходы не только не исключают, а, напротив, взаимодополняют друг друга. Еще А. Тойнби определил цивилизации как развитие человеческих обществ в стремлении подняться над примитивным образом существования к более высокому уровню культуры. Следовательно, цивилизации – это прогрессивное движение общества, движение от простого к сложному, а формации – ступени цивилизаций, которые со временем, изжив себя, требуют замены. Не случайно в современной западной литературе цивилизационный фактор рассматривается не как историческая данность, а как важнейшее обстоятельство, определяющее развитие.

Французский историк Ф. Бродель представляет мировую экономическую историю как чередование высокоразвитых «миров–экономик», задающих ритм жизни всему человечеству.

В начале XX в. А. Пенти впервые определил будущее человечества как постиндустриальную цивилизацию. В 50–70-е годы XX в. в западной социологии оформилась теория постиндустриального общества, разделившая историю человечества на доиндустриальное (аграрное), индустриальное и постиндустриальное общество. Согласно Д. Беллу, индустриальное общество отличается от доиндустриального и постиндустриального по доминирующему типу ресурсов, методу их использования, технологии, основанной на капитале, труде или знаниях, по характеру отношения человека к окружающему миру и другим людям.

Одновременно в экономической науке складывается теория экономических систем, рассматривающая всю историю человечества как модификацию только двух типов хозяйства: центрально управляемого и децентрализованного (рыночного).

Таким образом, в современной историко-экономической науке отсутствует единообразие в определении предмета и периодизации истории экономики.

Современная экономическая история как отрасль гуманитарных знаний возникла сравнительно недавно – в конце 20–30-х годов XX в. Мировой экономический кризис, разрушивший прежние, казавшиеся незыблемыми ценности, показавший несостоятельность старых экономических теорий и воззрений, проявил повышенный интерес общества к экономическому прошлому.

3. В настоящее время в историко-экономической науке сложились две школы, два центра. В США, а затем в Великобритании в 60-е годы сформировалась так называемая «новая экономическая история». Эта школа, тесно связанная с экономической теорией и применением экономико-математических и количественных методов, исследует главным образом проблемы экономического роста и долговременные тенденции развития экономики. В ее рамках развивается «историческая экономика», изучающая воздействие различных факторов и элементов экономической системы на экономический рост.

В континентальной Европе особое место занимает зародившаяся в 20-е годы французская «новая историческая наука», или школа Анналов. Ее создатели М. Блок и Л. Февр выдвинули новый принцип исторического исследования «история – проблема», пришедший на смену повествовательному историописанию. Историк задает прошлому те вопросы, которые актуальны и важны для современности.

До середины 80-х годов история экономики как отрасль научных знаний существовала как бы на обочине «социальной» истории, теоретической и прикладной экономик. Признанием возросшего интереса к историко-экономическим проблемам стало присуждение в 1993 г. американским ученым Р. Фогелю и Д. Норту Нобелевской премии за разработку экономических методов изучения истории.

Экономическая история, или история экономики, – самостоятельная наука, развивающаяся система знаний, использующая как экономические, так и исторические методы познания. Она развивается в тесной связи с экономической теорией. Историко-экономический материал является либо подтверждением верности теории, либо основанием для критики ее ошибочных построений. Хорошо изученные, систематизированные, проанализированные факты могут стать основанием для создания новых экономических теорий.

История экономики выполняет определенную прогнозирующую задачу. Ведь, исследуя то или иное явление в экономике, необходимо не только точно установить содержание, но и предвидеть его будущее развитие, а это можно сделать, лишь опираясь на прошлое. Экономика – процесс, нынешняя данность – это лишь момент в этом процессе. Любое экономическое явление имеет исторические корни, и не учитывать этого нельзя, особенно в условиях создания нового экономического порядка.

История экономики имеет большое значение для общепрофессиональной и специальной подготовки студентов-экономистов, так как ее предметом является изучение хозяйственной деятельности различных народов в разные исторические эпохи, развитие экономики в комплексе, т.е. во всех ее формах и структурных проявлениях.

История экономики – это история движения, изменчивости, история сдвигов в структуре экономики. Она используется для изучения прошлого, для анализа текущей экономической деятельности. Как справедливо отмечает Д. Мак-Клоски: «Экономист, который прыгает на экономической ноге, поджав историческую, отличается узким взглядом на сегодняшние события, приверженностью к текущим, мелким экономическим идеям, неспособностью оценивать сильные и слабые стороны экономических данных и отсутствием умения прилагать экономический анализ к крупным проблемам». Мак-Клоски Д. Полезно ли прошлое для экономических наук? //Thesis. 1993, T.I, вып.1. С.130–131.

 

Задача истории экономики расширить кругозор, сформировать экономическую культуру будущего экономиста. Он должен осознавать, что история уже провела множество хозяйственных экспериментов. История экономики, независимо от того можно ли ее использовать для непосредственной проверки экономических законов или выработки экономической политики, представляет собой коллективную память и является источником мудрости.

История экономики обладает не только мировоззренческой, но и важной гуманистической функцией – учит экономиста, менеджера, что любое хозяйственное решение имеет не только стоимостное выражение, но и конкретную политическую и моральную цену.

История экономики выполняет ряд важнейших функций в процессе обучения:

на конкретных примерах помогает усваивать экономическую терминологию;

формирует экономическое мышление, придает ему реализм, историзм и масштабность.

Бесспорно, не следует преувеличивать роль истории экономики при подготовке экономистов, как это делали представители немецкой исторической школы, заявлявшие, что история должна господствовать в экономическом образовании, но и нельзя низводить ее до роли «приложения» общепрофессиональных и специальных экономических дисциплин.

Примечательно, что для большинства зарубежных высших учебных заведений курс истории экономики стал необходимой составной частью профессиональной подготовки не только экономистов, но и юристов, политологов, социологов. Последнее обстоятельство связано с междисциплинарным характером историко-экономической науки, находящейся на стыке «социальной» истории, экономической теории, истории экономической мысли и конкретных экономических наук. Она позволяет познакомить студентов с разнообразными явлениями, выходящими часто за рамки сугубо экономических вопросов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: