Эффективность финансового контроля — сложное понятие. Она характеризуется определенными критериями, выявлением и оценкой ряда показателей, на уровень которых влияют различные социальные, экономические и иные факторы.
Обычно, когда рассматривают вопрос об эффективности любой общественной деятельности, прежде всего имеют в виду адекватность достигнутых в процессе ее осуществления положительных результатов намеченным целям, степень приближения результата к цели с одновременным учетом произведенных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т. д.).
Конечный результат, т. е. совокупность объективных последствий контроля, - это главный критерий определения его эффективности. Контролирующие органы обязаны принимать необходимые меры для устранения и профилактики вскрытых упущений и промахов, всячески и во всех возможных отношениях, оказать и осуществить на деле помощь, хоть в маленьком размерено реальную.
Однако результаты контроля будут неточными, если при их подведении не учитывать сопровождающие проведение контроля затраты; длительность проверок, число участвующих в проверках лиц, различного рода расходы — на транспорт, командировки — при выезде на место и т. п. Затраты на проведение контроля могут быть большими или меньшими и должны соизмеряться с его результатами. Степень эффективности контроля тем выше, чем меньше усилий и средств затрачивается на достижение положительного результата.
Понятие эффективности контроля тесно связано с понятием его результативности, поскольку последняя является главным критерием эффективности.
От критерия результативности неотделим, но не совсем совпадает с ним критерий действенности контроля, который, отражает то положительное влияние, которое контроль оказывает на содержание деятельности проверяемого органа или лица, ее качество, умение контролирующего выправить положение: обеспечить своевременное и полное выполнение подконтрольным объектом советов, рекомендаций, указаний и предложений, а при необходимости добиться их выполнения, используя предоставленные законодательством полномочия.
Такие критерии эффективности контроля, как результативность, действенность, затраты на контроль, позволяют судить о ней только в общей форме. Конкретно оценивать сами практические результаты контроля помогает разработка и использование устойчивых, постоянных измерителей, показателей. Если критерии достижения цели контроля имеют общий характер, то для показателей характерно раскрытие внутреннего содержания контрольной работы, показ составных частей, из которых складывается полученный положительный результат, что и дает возможность оценивать качество контроля. Показатели играют двойную роль: с одной стороны, свидетельствуют об уровне работы контролирующего органа, являются основой оценки его работы, а с другой — помогают направлять их работу, выявлять и устранять возникающие неполадки. Показатели всегда должны содержать в себе оценку проводимой контрольным органом работы.
Сложнее обстоит дело с установлением эффективности контроля в сферах социально-культурной и административно-политической деятельности, где учета одних экономических показателей нередко бывает недостаточно или они вообще неприменимы. Например, в области торговли наряду с экономическими показателями учитывается число нарушений правил торговли, ассортимент товаров широкого спроса, культура обслуживания покупателя; в области народного образования — качество обучения и трудового воспитания учащихся; в области здравоохранения — качество и культура медицинского обслуживания; в области бытового и коммунального обслуживания — количество и качество услуг; в области охраны общественного порядка — количество преступлений и других правонарушений, их раскрываемость.
Конечно, эффективность контроля не может измеряться только количеством проведенных проверок, охваченных контролем объектов, числом принятых по материалам проверок решений. Преувеличение роли количественных показателей может привести к «контролемании», формализму, при котором обилие проверок не сопровождается фактическим устранением недостатков и нарушений. Вместе с тем это не значит, что такой показатель надо совсем сбросить со счетов, поскольку он свидетельствует о систематичности контроля, загрузке контрольного органа, его активности и инициативе.
Выявление и разработка показателей контроля, их систематизация, установление взаимосвязи и взаимозависимости между различными показателями контроля и его результатами — непростая задача. Для ее решения необходим учет целого ряда условий.
Опираясь на общие критерии, учет количественных и качественных показателей, зная цели и задачи контроля, практические органы оценивают его эффективность, разрабатывают мероприятия по ее повышению. Неэффективность или низкая эффективность контроля в ряде случаев являются следствием несоблюдения условий его правильной организации и проведения.