МАРКСИСТСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ.




Многие социологические теории 19 -20 вв. исходили и исходят из того, что человеческое общество развивается при определяющем влиянии некоего духовного начала: мирового разума, Бога, сознания самих людей, что иногда характеризуется как реализация воли космического разума. Это положение базировалось на очевидном для всех факте: общество составляют люди, наделенные сознанием и руководствующиеся в своей деятельности вполне определенными целями. А значит, и основными субъектами исторического процесса являются отдельные индивиды, которые действуют исходя из своего понимания окружающего мира, своих целей и способностей к той или иной деятельности. Отсюда формула: сознание определяет бытие людей, их культуру и образ жизни (миром управляют идеи). Такие походы в философии называют субъективным идеализмом. Противоположный, материалистический подход – основа марксистской социологии. С точки зрения Карла Маркса (1818 – 1883) и Фридриха Энгельса (1820 – 1895) исторический процесс – это живые люди с их потребностями и интересами, находящиеся между собой во взаимном общении и взаимодействии. Совокупность общественных связей и отношений всех социальных субъектов образует то или иное общество. Через систему присущих ему общественных отношений, условий материального производства, политических и других социальных институтов именно общество в решающей степени определяет содержание и направление деятельности людей, воздействует на формирование и развитие каждого человека.

Признавая существенную роль духовной сферы в развитии общества, не отрицая роли сознательных мотивов производственной, политической и других видов деятельности, Маркс и Энгельс считали, что намерения и цели людей, вся система их внутренней мотивации в области экономической, политической и иной деятельности обусловлена объективными факторами исторического процесса. Исходным моментом и движущей силой исторического процесса является производство материальных условий жизни людей. Чтобы иметь возможность творить историю, заниматься наукой, философией, политикой, религией, человеку необходимо есть, пить, иметь жилище, иметь хотя бы минимум средств существования. Значит само существование, а также устройство и развитие общества зависит от практической деятельности, обеспечивающей людей пищей, одеждой, жильем и другими благами. Отсюда значение труда, который Маркс определяет как сущностную функцию человека. Именно в процессе труда, т.е. целесообразной деятельности по преобразованию внешней материальной среды в средство для жизни, человек сохраняет и развивает свою сущность как разумного, деятельного и социального существа. Таким образом, труд – это не просто работа, способ добыть средства к существованию, это еще и социальное отношение.

Совокупный труд людей – это общественное производство. Процесс создания материальных благ одновременно является процессом создания и поддержания системы социальных отношений, возникающих в процессе производства – производственных отношений. Ядро производственных отношений – это отношения собственности, на которой базируется классовая структура общества. Социальный класс- это совокупность устойчивых признаков, позиций (статусов), занимаемых большой группой людей в отношениях с другими группами в системе материального производства. Классовую структуру общества образуют класс собственников средств производства, осуществляющих организацию производства и контроль над распределением его результатов и класс людей, лишенных собственности, но существующих за счет труда на этих средствах производства. Экономическое господство класса собственников на средства производства приводит к превращению всех форм социальных отношений в отношения неравенства, господства и эксплуатации, что наиболее ярко проявляется в безвозмездном присвоении господствующим классом части продукта труда - прибавочной стоимости.

В целом К.Маркс смотрел на возможности капитализма более пессимистично, чем, например, О.Конт, поэтому выдвинул совершенно иной подход к пониманию общества. Его считают изобретателем теории социального конфликта. Если для Конта и еще одного классика ранней социологии Э.Дюркгейма главное – стабилизация общества, то для Маркса – его уничтожение и замена новым, более справедливым, Считается, что вся мировая социология возникла и формировалась как стремление средствами теории опровергнуть марксизм. В самом деле, Маркс выступал за р еволюционный путь изменения общества, а все другие социологи – за реформистский.

В отличие от Конта и Дюркгейма, Маркс придавал аномалиям, т.е. негативным сторонам капитализма (эксплуатации, обнищанию, росту преступности) не относительное, а абсолютное значение. Их нельзя устранить полностью или частично в рамках капитализма. Это такой же антагонистический строй, как рабовладение и феодализм. Антагонизм – непримиримое противоречие основных классов любого общества. Всюду, где есть классы, существует антагонизм, ибо один класс всегда эксплуатирует другой, т.е. живет за его счет, присваивает неоплачиваемый труд. Рабовладение и феодализм все больше накапливают такой антагонизм, а капитализм доводит его до логического завершения. Антагонизм нельзя разрешить в рамках существующего строя, ибо эксплуататоры добровольно не отдадут награбленное и не поменяются местами с теми, кого они эксплуатируют. Даже если два класса поменяются местами, эксплуатация как явление, как социальный институт не исчезнет. Эксплуатацию нельзя реформировать, её можно только уничтожить, заменив классовое общество на бесклассовое.

Заметный вклад в развитие социологии Маркс внес своей теорией формации. Трактуя общество как систему отношений, характер которых определяется способом производства материальных условий жизни людей, К.Маркс под способом производства понимал взаимодействие (соединение) производительных сил = 1)рабочая сила (человеческий фактор – работник, обладающий необходимыми для производства умениями и навыками) + 2)средства производства (вещественный фактор, включающий предметы труда (сырье), +3) средства труда (инструменты и орудия) + 4)технология (способ соединения работника со средствами производства, приведение в гармонию человеческого и вещественного факторов) и производственных отношений, в основе которых лежат отношения собственности. Структура экономических отношений составляет «базис», над которым возвышается «надстройка» в виде системы политических, правовых, идеологических и др. отношений и их институтов – государства, права, семьи и т.д. Совокупность общественных отношений, в которой структуры базиса и надстройки образуют единую системуназывается у К.Маркса общественно-экономической формацией.

Выдвинутые марксизмом положения

– о примате общественного бытия по отношению к общественному сознанию;

- о решающей роли материального производства в жизни общества;

- о необходимости соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил;

- об определяющем воздействии экономического базиса на все многообразие надстроечных явлений;

- о неизбежности перехода от одной формации к другой представлены и обоснованы как законы общественного развития, действующие, подобно законам природы, объективно и непреложно. Именно поэтому марксизм называет развитие общества естественно-историческим процессом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: