Конкурентная фирма - это та, которая продает свою продукцию на рынке совершенной конкуренции.
Особенность кривой спроса определяется:
а) незначительностью доли продаж фирм: если они будут изменять свой объем производства, то рыночное предложение настолько незначительно сдвинется, что не окажет воздействия на цену;
б) тем, что если товары являются полными заменителями, то спрос на них бесконечно эластичен по рыночной цене.
Основная идея, которая лежит в основе поведения фирмы - это максимизация прибыли. Фирма производит один продукт, издержки которого колеблются в зависимости от объема производства, а продукт продается по текущей рыночной цене. В этой ситуации фирме ничего не остается делать, как выбрать объем продаж, который максимизировал бы ее прибыль. Считается, что тот объем продаж, который обеспечит максимум прибыли и будет оптимальным.
Оптимальный объем выпуска - это объем, который позволяет фирме получать максимальную прибыль.
Прибыль определятся как разница между полученным доходом и понесенными издержками на производство товара. П=TR-TC.
Есть два основных подхода для определения фирмой того, стоит ли производить и в каком количестве, чтобы максимизировать прибыль (или минимизировать убытки).
Первый предполагает сравнение совокупного дохода и совокупных издержек. Второй - сравнение предельного дохода и предельных издержек.
Дадим определение понятиям, с которыми будет иметь депо фирма при принятии решений.
Совокупный доход (TR - англ, total revenue) - это сумма, полученная фирмой от продаж, находится как произведение цены проданного товара и объема продаж.
TR = PQ, где Р — цена, Q - объем продаж.
Средний доход (AR — англ, average revenue) - это доход продавца от реализованной единицы продукции. В то же время для покупателя это является ценой товара.
|
AR = TR/Q= PQ/Q=P
Предельный доход (MR - англ, marginal revenue) - это дополнительный доход, приносимый последней дополнительной проданной единицей продукции:
MR = ΔTR/ ΔQ.
При совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию является совершенно эластичной и пока на цену не влияет количество единиц товара, продаваемое фирмой, предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции будет равен цене.
Так как Р = const, изменение в совокупном доходе будет следующим:
ΔTR=Δ(PQ)=PΔQ, где Q - объем выпуска, Р - цена.
Для конкурентной фирмы MR = P(ΔQ/ΔQ)=Р. Отсюда для горизонтальной кривой спроса справедливо равенство Р = MR =AR, т.е. цена равна предельному и среднему, ходу. Фирма является чистым «price-taker», т.е. ценополучателем в связи с тем, что в силу своих небольших объемов реализации может повлиять на рыночную цену, воспринимает цену извне, данность. Приращение дохода фирмы по большому счету и возможно только на величину цены, принимаемой извне.
Согласно первому методу, прибыль находится как разница совокупного дохода и совокупных издержек (рис. 18). Наклон прямой совокупного дохода постоянен, так как постоянен предельный доход, равный цене товара. При малых объемах производства прибыль отрицательна, доход не покрывает постоянные переменные издержки. При Q = 0 фирма терпит убытки в размер постоянных издержек. По мере увеличения объема Q приб; становится положительной и растет, пока не достигнет оп ленного объема, точки максимума, после этого прибыль начинает снижаться, отражая опережающий рост совокупных издержек.
|
Заметьте, что наклон кривой ТС сначала уменьшается, потом увеличивается. Это означает, что предельные издержки снижаются при начале выпуска и растут по мере увеличения производства. Если фирма по каким-то причинам продолжает увеличивать производство после достижения оптимального объема каждая дополнительная произведенная единица уже будет сокращать имеющуюся прибыль из-за возрастающих предельных издержек и сведет ее быстро к нулю.
Обратите внимание, что на рис. 18 максимум прибыли достигается в тот момент, когда углы наклона TR и ТС равны. A так как наклон TR равен ΔTR/ΔQ, то он равен и MR, причем MR = Р. Так как наклон ТС равен ΔTC/ΔQ, то он равен и МС.
Следовательно, фирма достигает максимальной прибыли в точке, в которой MR = МС. А это равенство есть не что иное, как условие максимизации прибыли.
Здесь подключается второй способ определения максимума прибыли. Пока предельная прибыль как разница между MR и МС положительна, общая масса прибыли увеличивается. Фирмы увеличивают выпуск до тех пор, пока не достигнут равенства MR= МС (т.к. предельная прибыль убывает по мере роста объемов).
Рис. 18. Сравнение совокупных издержек и доходов при разных объемах выпуска продукции
Поскольку для конкурентной фирмы MR = Р, то фирма получает максимум прибыли тогда, когда выпуск продукции устанавливается в точке, где Р = МС.
Таким образом, сравнивая показатели совокупного дохода и совокупных издержек, предельного дохода и предельных издержек, мы можем сделать следующие выводы:
1) Фирма максимизирует свою прибыль при таком объеме производства, когда совокупный доход превышает общие издержки на максимальную величину, т.е. когда Р = MR = МС. Любое производство в ситуации, когда совокупный доход будет выше совокупных издержек, обеспечивает фирме экономическую прибыль.
2) Точки пересечения графиков - это точки критического объема производства, за пределами которых фирма терпит убытки и прекращает производство.