Все мыслимое и реальное многообразие обществ существовавших ранее и существующих сейчас разделяется на множество типов и категорий, в зависимости от объединяющего главного признака. Например, по признаку историческому - античное, средневековое, новое временя, экономическому - по уровню развития производительных сил, жизненному уровню, политическому - демократическое, авторитарное, бюрократическое, религиозному, культурному, идеологическому.
1. Если в качестве такого критерия берется способ накопления и передачи информации, общества дифференцируются на дописьменные - устный способ передачи знаний в виде сказок, былин, преданий, обычаев и традиций) и письменные – информация от поколения к поколению передается при помощи изобретенных самостоятельно или, чаще, заимствованных и приспособленных к своему языку, знаков-символов (клинопись, иероглифы, алфавит) и разного рода материальных носителей (глина, камень, пергамент, бумага, береста, магнитная лента, чип). Не создавшие своей письменности и не перенявшие у других письменность народы являются доцивилизованными.
2. Более распространенным методом типологии является деление обществ на простые и сложные. Критерием выступает количество уровней управления и степень социального расслоения общества. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные родовые и племенные группы и объединения. Руководителем здесь выступает тот, кто более искусен в той или иной деятельности. Постепенно, по мере усложнения общества должности закрепляются по наследству. Такой переходной формой от простого к сложному обществу, с закреплением доминирующих позиций по наследству, являются вождества.
|
Там уже существовало имущественное и другие виды неравенства (социальная дифференциация), но еще не сложились классы, сословия и касты.
Социальное устройство, при котором нет стратификации больших социальных групп людей по слоям из-за малой численности населения, но шкала неравенства все-таки существует, а её ступеньки заполняются малыми группами либо отдельными индивидами, социологи называют ранжированным.
По численности вождество – крупное объединение, насчитывающее от нескольких тысяч до сотен тысяч человек. Как правило, это племя, в котором от двух до десяти уровней управления. До сих пор вождества сохранились в Полинезии и Тропической Африке.
В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев, отличающихся и по уровню доходов, и по другимсоциальным признакам. Простые общества возникли с появлением человека современного биологического типа («кроманьонец») – примерно 40 000 лет назад. В них стихийно и постепенно появляется социальное неравенство, которое, закрепляется сначала религиозными и моральными, а затем правовыми нормами. Возникает сложное, политически организованное общество-государство (около 6 тысяч лет тому назад). Структура общества усложняется. Оно проходит ряд стадий-этапов, каждый из которых имеет свои признаки и особенности.
3. Классификация по способу жизнеобеспечения - самый распространенный способ типологии. По этому критерию выделяют протообщество – связан- ные кровным родством первобытные группы (банды – социологический термин) в несколько десятков человек охотников и собирателей, которые ведут бродячий образ жизни, перемещаясь за сезонными перекочевками животных – объектов охоты, или меняют стоянку, когда добываемой пищи становится недостаточно. Особенности таких групп:
|
- простая структура с почти полным равенством;
-социальная жизнь только зарождается и основана она на родственных связях;
- примитивные каменные орудия труда;
- естественное разделение труда (по полу и возрасту – мужчины занимаются охотой, женщины – собирательством, старики следят за детьми);
- добытое делится между всеми;
-зарождение религиозных представлений, которые выражающиеся в магических обрядах и ритуалах.
В современном мире сохранились общности, ведущие такой образ жизни: бушмены пустыни Калахари в Африке, аборигены Австралии, индейцы бассейна Амазонки.
Образ жизни за счет даров природы называется присваивающим, или хищническим. Он, в конечном счете, неизбежно приводит к истощению природных ресурсов жизнеобеспечения, и даже, как утверждают некоторые ученые, к первому глобальному продовольственному кризису. Хотя общая численность первобытных общин не превышала 5 - 6 миллионов человек, но сырьевая база каждой группы была большой и становилась все больше по мере истощения природных ресурсов. Планета оказалась перенаселенной. Это подтолкнуло человечество к выбору: либо поиск новых форм и способов добывания средств существования, либо борьба за природные средства существования до полного взаимного истребления. К счастью, человечество выбрало в основном путь творчества и созидания, перешло от экстенсивного к интенсивному способу хозяйствования, при котором с той же площади, но более совершенными орудиями труда и с лучшей его организацией получают больше продукта. Так произошла «неолитическая революция» (термин ввел английский археолог В. Чайлд).
|
В конце эпохи неолита (10 – 8 тысяч лет назад) происходит переход от присваивающего к производящему хозяйствованию. Техническая сторона: каменные орудия труда и охоты стали шлифовать, что резко увеличивало срок их службы, появилась глиняная обожженная посуда, изобрели прядение и ткачество, начинается эпизодическое использование самородных металлов, а потом выплавка бронзы. Новая и лучшая организация выражалась в переходе от собирательства к земледелию, а на смену охоте приходит животноводство, возникшее из одомашнивания скота. При этом чисто животноводческая линия эволюции для многих народов оказалась тупиковой. Народы, избравшие кочевое скотоводство (пастушеские племена), цивилизаций не создали, они их разрушали.
Переход от экстенсивного к интенсивному хозяйствованию («неолитическая революция») повысил продуктивность земли в 20 000 раз! Неолитическая революция является величайшей революцией в истории. Ни одно открытие последних 10 000 лет, включая использование атомной энергии, электронику и освоение космоса не идет ни в какое сравнение со скачком, который совершило человечество благодаря одной из самых разумных революций – приручению животных и окультуриванию растений.
Неолитическая революция стала завершающим этапом развития простых обществ и прологом к обществу сложному во всех смыслах. Общая характеристика простого способа жизнеобеспечения:
- эгалитаризм, т.е. почти полное экономическое и социальное равенство;
- относительно небольшие размеры объединения;
- приоритет кровно-родственных связей;
- низкий (естественный) уровень разделения труда и развития техники.
Социологи выделяют два этапа развития простых обществ:
- локальные группы – до полусотни бродячих охотников и собирателей,
связанных кровным родством. Для пропитания такой группы требуется
территория в несколько сот квадратных километров
- первобытные общины сначала родового характера (союз нескольких локальных групп – сотни людей) затем соседские объединения нескольких родовых групп, связанных взаимными браками, кооперацией труда и общей территорией. Такие общины – это необходимая форма организации людей, переходящих от бродячего к оседлому образу жизни, обязательному для занятия земледелием. Временные стоянки охотников и собирателей превращаются в постоянные поселения, окруженные огородами и загонами для скота. Именно оседлый образ жизни сделал возможным переход от локальных и родовых групп к соседским общинам. В этих новых условиях зарождается семья уже в современном понимании. Складываются первые социальные нормы в виде табу (абсолютных запретов). Появляются признаки имущественного неравенства.
Переходным от простого (протообщества) к сложному были огороднические общества. Они возникли в речных долинах Северной Африки, Индии, Ближнего и Дальнего Востока за 3 – 4 тысячи лет до нашей эры. Их характеризует переход к оседлости на основе земледелия и пастушеского животноводства. Земледелие – садоводство и огородничество – требовало более сложных орудий и их разнообразия, но не было еще плуга и пашенного зернового земледелия. Как и в сообществах охотников и собирателей, в этих примитивных обществах производится только необходимый для выживания продукт. Зарождается более сложная социальная структура, но основой остается система родственных связей, часто очень сложных, включая правила, регулирующие брачные отношения между представителями различных родов.
К сложным, с точки зрения не только управления, а и способа жизнеобеспечения относятся общества, где появляется прибавочный продукт, товарно-денежные отношения, социальное неравенство и социальная стратификация, специализированный и широко разветвленный аппарат управления. Сложные общества всегда многочисленны (насчитывают от сотен тысяч до многих миллионов человек), личные и родственные отношения в них заменены безличными (нравственными, религиозными, юридическими). Система социальных рангов уступает место системе социальной стратификации. Английский археолог В.Чайлд выделил следующие признаки сложного общества:
- расселение людей по городам,
- развитие неаграрной специализации труда (ремесла, торговля и т.д.),
- появление и накопление прибавочного продукта,
- возникновение четких классовых дистанций,
- переход от обычного права к юридическим законам,
- зарождение практики крупномасштабных общественных работ (типа ирригации, построения пирамид, китайской стены или системы дорог),
- появление заморской торговли,
- возникновение письменности, математики и элитарной культуры. Обобщенная формула сложного общества: государство, стратификация, цивилизация.Появление цивилизации (прежде всего письменности) знаменует переход человечества от предыстории к истории. Типы сложного общества: аграрное (традиционное), индустриальное (современное), постиндустриальное (будущее).
Итак, первыми по-настоящему сложными являются общества аграрные. Впервые они возникли в Древнем Египте, чему способствовало использование плуга и животных в качестве рабочей силы. Этот и другие факторы повышают продуктивность, создают прибавочный продукт. Возникает социальное неравенство и государство (аппарат управления и армия). Социальная структура перестает быть основанной только на родственных отношениях, но родственные связи продолжают играть важную роль (должности и коммерческие предприятия передаются по наследству). Семья остается основной производственной единицей. Модификация общества аграрного типа – традиционное государство или традиционная цивилизация. Отношения внутри общества регулируются в основном традицией, которая еще не стала законом. В традиционной цивилизации происходят следующие важные изменения:
- города становятся центрами управления, культуры и ремесленно-торговой деятельности,
- появляется и накапливается прибавочный продукт,
- появляется централизованная государственная власть,
- формируется религиозная организация и сложные религиозные доктрины,
- возникает письменность идет накопление первых научных знаний, появляется элитарная культура.
Традиционные государства возникали, существовали тысячелетия, исчезали. Некоторые из них просуществовали вплоть до 19 века и окончательно исчезли или преобразовались в индустриальные.
Индустриальные общества возникают в ходе и вследствие промышленной революции 18 века в Европе и Северной Америке. В конце 19-го и в 20-м веке распространяются на страны Азии, Латинской Америки и отчасти Африки. Для примера можно назвать ныне высокоразвитые страны Азии - Японию, Южную Корею, Тайвань, Индию, Китай и Латинской Америки – Мексику, Бразилию, Аргентину, а также два – три десятка менее развитых, но безусловно индустриальных (индустриально-аграрных) стран.
Как и при переходе от огороднических (садоводческих) обществ к аграрным, совершенствование технологий и использование новых источников энергии сыграли основную роль в становлении и развитии промышленных обществ.
Основной критерий перехода к этой стадии развития – индустриализация, включающая:
- массовое машинное производство вместо ручного;
- новые источники энергии (электричество, атом, вместо мускульной энергии человека и животных, дополняемых ветряной и водяной);
- совершенные технологии, требующие от работника образованности (общей и профессиональной);
- накопление и применение научных знаний, необходимых для разработки технологий и управления производственными и общественными процессами.
Благодаря этому, прибавочный продукт весьма значителен. Это дает возможность:
-обеспечивать огромные массы населения в крупных городах,
-развивать науку и культуру,
-создать высокоразвитую систему государственного управления с многочисленной бюрократией и мощной армией.
Вместо первичной сферы экономической деятельности (сельского хозяйства и ремесел), преобладающей становится вторичная сфера – промышленность. Главной ценностью вместо земли становятся деньги, а господствующую роль вместо феодалов играют бизнесмены.
Складывается очень сложная социальная структура общества с многочисленными профессиональными, территориальными, национальными, демографическими группами. Существенное различие с традиционным обществом состоит в том, что в нем человек имел, как правило, предписанный статус, т.е. наследовал свое социальное положение
и практически не мог его изменить. В индустриальном обществе желаемого социального положения человек добивается сам. Для индивида индустриального общества характерна высокая мобильность как в прямом смысле (смена места жительства), так и в переносном (изменение социального статуса, неважно по горизонтали или по вертикали).
В конце 20-го века начинается переход наиболее развитых в экономическом и политическом отношении стран к новому уровню развития, который условно называют постиндустриальным (сверхиндустриальным, технотронным), а в последнее время все более распространенным становится обозначение его как информационное общество. Его уже проявившиеся и ожидаемые отличия и особенности:
- преобладание третичной сферы экономической деятельности – сферы услуг,
-главная цель и ценность – знания (образование, наука, изобретения, продажа лицензий на инновации и т.д.),
- главная форма социальной организации – университеты,
-господствующая роль в обществе принадлежит ученым и менеджерам.