Социальные институты общества образуют систему, в которой они взаимно дополняют друг друга. Есть разные способы классификации социальных институтов. Иногда начинают с выделения главных, основных, фундаментальных институтов внутри которых как в матрешках скрываются неосновные, частные социальные практики либо обычаи. По мнению Т.Парсонса существует три группы институтов:
- институты ожиданий, которые устанавливают ролевые ожидания независимо от содержания интересов и потребностей людей (семья, вуз, деньги и др.);
- регулятивные институты, Они определяют границы законной реализации частных интересов с учетом целей и средств - правовые (законы) и моральные (общественное мнение) институты;
- культурные (духовные) институты устанавливают обязательные культурные нормы.
Ч.Миллс называет пять главных институтов:
- экономический - организация хозяйственной деятельности;
- политический - реализация власти;
- семейный - регуляция половых отношений, рождение и социализация детей;
- военный - защита членов общества от физической опасности;
- религиозный - организация коллективного почитания богов.
А.Кравченко приводит несколько иную аргументацию. Поскольку существует пять основных потребностей общества как единого целого, им соответствуют пять основных социальных институтов эти потребности удовлетворяющие:
- потребности в воспроизводстве рода (семья);
- потребности в безопасности и социальном порядке (государство и другие политические институты);
- потребности в добывании и производстве средств существования (экономические институты);
- потребности в накоплении и передаче опыта и знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (наука, образование);
|
- потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (искусство, религия).
Можно предложить типологию по сферам общества:
- демосоциальные институты (семья, этнос) служат для воспроизводства и социализации членов общества. Ведущие статусы в них – родители, дети, родственники; материально-культурные признаки – квартира, мебель, дача; символы – брачный ритуал, обручальное кольцо; идеология – семейная мораль, национальная гордость;
- производственно-экономические институты заняты производством материальных благ, охватывают формы собственности. Они обеспечивают производство, распределение и обмен произведенных благ. Статусы – рабочий, инженер, доярка, агроном, менеджер, банкир; материально-культурные признаки – завод, трактор, банк, биржа; символы – деньги, фирменный знак, печать; идеология – неприкосновенность собственности, рыночная, монополистическая, корпоративная мораль, правовые нормы;
- политические институты – ветви государственной власти, партии, профсоюзы и др. служат для управления делами общества, что включает определение национальных интересов, организацию их удовлетворения, поддержания порядка, защиту страны и т.п. Политические институты представляют собой иерархию должностей-статусов (законодательных, исполнительных, судебных и т.п.), а также соответствующих им ролей. Регуляторами являются политические, моральные, материальные ценности и нормы;
- духовные институты – церковь, школа, вуз, СМИ, наука и др. служат для удовлетворения интеллектуальных и моральных потребностей. Основная форма деятельности в данной сфере – производство, обмен и потребление научных, этических и эстетических ценностей.
|
Другая распространенная система классификации социальных институтов базируется на их функциональной характеристике:
-социально-экономические – это институты собственности, хозяйствования и всего, что обеспечивает процесс производства, распределения и обмена материальных благ и услуг;
- политические – это институты государства, власти, партий и т.д. Они вместе организуют политическую жизнь страны, обеспечивают устойчивую структуру распределения власти в обществе. Политические институты также выполняют функцию воспроизводства и сохранения идеологических ценностей, доминирующих в данном обществе;
-социокультурные институты - религия, наука, образование. Эти институты социализации ставят целью обеспечение социальной наследственности, освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей;
-нормативно-ориентирующие институты – мораль, обычаи, традиции. Они имеют целью создание нравственной основы поведения человека;
-нормативно-санкционирующие институты - право, Конституционный суд, полиция. Они предписывают нормы обязательные для всех, закрепленные в виде законов и правил на государственном уровне и наказывающие за их нарушение.
- церемониальные институты регулируют ежедневное поведение людей в обществе, их взаимодействие. Эти институты могут быть официальными и неофициальными и охватывают широкую сферу – от приветствий до правил передачи информации и поведения во время собраний.
В последней классификации главные и неосновные институты, которые называют общественными практиками, частично соединились. Но, в принципе, речь идет о том, что у каждого главного института есть свои системы методов, приемов, процедур. Например, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов и практик как деньги, конвертация валют, защита частной собственности, рынок, маркетинг, заработная плата.
Внутри института семьи и брака находятся институты отцовства и материнства, наследования статуса родителей (предписанный статус – социальное происхождение), усыновления и др. Обычай назначать свидание – элемент общественной практики ухаживания. В одном и том же институте в разных культурах возникает разная практика, перерастающая в новый институт второго порядка. Например, в некоторых регионах невест покупают, в других похищают, где-то выкупают (калым), а в Европе наоборот за невестой дают приданое.